Перспективы борьбы с коррупцией в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества.

Содержание работы

Введение

1. Должностная преступность в Казахстане
1.1. Понятие должностного преступления
1.2. Дореволюционное законодательство о должностных преступлениях
1.3. Коррупционные злоупотребления по советскому уголовному праву
1.4. Современное казахстанское законодательство о должностной преступности
2. Характеристика злоупотреблений должностными полномочиями
2.1. Содержание и признаки должностных преступлений
2.2. Конкретные виды должностных преступлений
2.3. Факторы должностной преступности
3. Перспективы борьбы с коррупцией в Казахстане
3.1. Основные возможности совершенствования средств борьбы с коррупцией в Казахстане

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 139.99 Кб (Скачать файл)

Согласно ч. 1 ст. 313 УК РК посредничество во взяточничестве, то есть способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, наказывается штрафом в размере от ста до трехсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 
 Необходимо знать, что посредничество во взяточничестве, совершенное с использованием своего служебного положения, считается таковым только тогда, когда должностное лицо использует при посредничестве во взяточничестве предоставленные ему по службе права и полномочия. Не может быть признано совершенным с использованием служебного положения посредничество во взяточничестве, если оно не связано со служебной деятельностью виновного или такое лицо не является должностным лицом. 

В случае передачи посредником заведомо похищенного чужого имущества, если посредник заранее знал, что предмет взятки будет похищен взяткодателем, и обещал его передать взяткополучателю, налицо два состава преступления - посредничество во взяточничестве и соучастие в хищении. 

Если взятка полностью или частично не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, содеянное им следует квалифицировать как покушение на получение обусловленной взятки. В случае же отказа должностного лица от получения предлагаемой взятки действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки, а посредника - как покушение на посредничество. 

В случаях, когда переданные должностному лицу в виде взятки деньги оказались фальшивыми или частично имитированными денежными знаками, действия взяткополучателя квалифицируются как покушение на получение обусловленной суммы взятки. 

Служебный подлог (ст. 314). К еще одному виду коррупционных преступлений, совершаемым лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним, относится служебный подлог.

Предметом преступления в данном случае являются официальные документы. Под официальными документами следует понимать документы, выдаваемые только государственными органами, предоставляющие права и обязанностями, устанавливающие факты, юридическое значение. Например, к таким документам относятся свидетельства о рождении, паспорта, дипломы о получении образовании, военные билеты и документы об освобождении от военной службы, а также закрепляющие права на недвижимость, земельные участки, водительские права, различные лицензии, разрешения и сертификаты на занятие определенной деятельностью и прочие. Специалисты различают 2 вида служебного подлога:

- материальный, когда вносятся какие-либо механические изменения в форму документа, различные подчистки, переклейки фотографий, подделки подписей, печатей и прочие;.

- интеллектуальный, когда форма документа не меняется, при этом в его содержание вносятся изменения. Например, путем внесения недостоверных данных о месте рождения, о выдаче прав, естественно, за деньги лицу, лишенному права вождения транспортным средством по решению суда, выписки фиктивных дипломов об окончании учебных заведений и прочие. 
 Необходимо знать, что, независимо от наступления последствий, преступление считается совершенным в результате изготовления подложного документа. 

Субъективная сторона при служебном подлоге заключается во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, либо выдаче заведомо ложных или поддельных документов. 

Здесь, как и в уже рассмотренных составах коррупционных преступлений, мы имеем дело со специальным субъектом преступления - лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом.

Данное деяние будет признано преступным только в случае прямого умысла. Виновное лицо осознает всю общественную опасность содеянного и желает его совершения. Кроме того, эти деяния совершаются для извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо для нанесения вреда другим лицам или организациям. 

Согласно ст. 314 УК РК, служебный подлог, то есть внесение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, либо выдача заведомо ложных или поддельных документов, если эти деяния совершены в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные должностным лицом, наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением свободы от одного до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. 

Деяния, предусмотренные частью первой рассматриваемой статьи, если они совершены лицом, занимающим ответственную госу-дарственную должность, наказываются штрафом в размере от пятисот до тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

Бездействие по службе (ст. 315 УК РК). Еще одним коррупционным преступлением, в соответствии с казахстанским законодательством, является бездействие по службе. Суть таких преступлений заключается в неисполнении лицом из-за корыстной или иной заинтересованности своих обязанностей. Данное преступление посягает на порядок управления государства. 

Суть данного преступления заключается в неисполнении лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных обязанностей в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям.

Для совершения данного преступления необходимы три условия:

- чтобы бездействие по  службе повлекло существенное  нарушение прав и законных  интересов граждан или организаций  либо охраняемых законом интересов общества или государства;

- лицо должно осуществлять  бездействие по службе, преследуя  корыстные интересы для себя  или других лиц или организаций; - необходима причинная связь  между двумя этими действиями. 

Наказывается рассматриваемое преступление штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное должностным лицом, наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. 

Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 ст. 315, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.  
 Присвоение или растрата вверенного чужого имущества (ст. 176 УК РК). Объектом присвоения или растраты вверенного чужого имущества является собственность. Согласно ГК РК, право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 

Субъект преступления специальный, это физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому имущество вверено в правомерное владение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций. 
Для состава присвоения или растраты вверенного чужого имущества законом предусмотрены квалифицирующие признаки. Здесь необходимо понимать, видеть разницу между присвоением или растратой вверенного чужого имущества с использованием своего служебного положения и деяниями, совершенными лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций. Имущество, вверенное виновному лицу, является предметом хищения. При этом необходимо учитывать, что имущество в рассматриваемой статье носит всегда материальный характер и имеет определенную ценность, имеющую денежное выражение, и в которое вложен человеческий труд. Данное имущество не принадлежит лицу, обвиняемому в присвоении или растрате чужого имущества.

Объективная сторона рассматриваемого преступления - присвоение и растрата чужого имущества. 

Присвоение (имущества, денег) (embezzlement) - незаконное удержание чужого имущества, полученного правомерным путем (в долг, на хранение и т.п.) с целью распоряжения им как своим собственным. Оконченным преступлением признается присвоение с момента изъятия и обособления чужого имущества и присоединения его к собственному имуществу. Последующие действия лица, виновного в незаконном присвоении чужого имущества, могут переходить в другую самостоятельную форму состава хищения - растрату. 

Под растратой следует понимать незаконное использование денег или собственности лицом, владеющим ими на законных основаниях. При этом вверенное имущество незаконно расходуется, предается третьим лицам и/или потребляется для собственных нужд самим субъектом преступления. 
Оконченными в обоих случаях преступления считаются тогда, когда имущество изъято и виновный имеет реальную возможность пользоваться или распоряжаться им по своему усмотрению. 

Субъективная сторона преступления включает мотив, которым руководствуется виновный, а также корыстную цель, которую он преследует при совершении преступления. Для признания виновным лица в совершении преступления необходимо, чтобы лицо совершило хищение или растрату умышленно и осознавало общественную опасность, предвидело нанесение собственнику материального вреда и, руководствуясь корыстными побуждениями, желало этого. 

Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а в случаях, предусмотренных пунктом г) ст. 176 УК РК, - до семи лет.

Преступления, 1) совершенные группой лиц по предварительному сговору; 2) совершенные неоднократно; 3) с использованием служебного положения, наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 

Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 176, если они совершены: а) организованной группой; б) в крупном размере; в) лицом, ранее два или более раз судимым за хищение либо вымогательство; г) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а в случаях, предусмотренных пунктом г), - до семи лет.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 189 УК). Наряду с основными видами коррупционных преступлений на практике часто встречаются факты воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Данное преступление представляет собой посягательство на свободу предпринимательства и выражается в нарушении конституционных гарантий предпринимательской деятельности, отраженных в ст. 6 и 26 Основного Закона Республики Казахстан.

Соответственно изложенному, все участники предпринимательской деятельности имеют равное право доступа на рынок, к различному виду ресурсов (природным, материальным, финансовым, информационным и др.). 

Субъекты предпринимательства самостоятельно в соответствии с законом определяют сферу своей деятельности, объем производства, распределяют прибыль и распоряжаются имуществом. Нередко на практике возникают случаи, связанные с воспрепятствованием ведению такой деятельности. Подобные деяния недопустимы, в каком бы виде они не выражались (отказ в регистрации предпринимательской деятельности по различным несущественным мотивам, отказ в выдаче лицензии по основаниям, не указанным в законе, и иного вида дискриминация субъектов предпринимательской деятельности со стороны государственных органов и должностных лиц).

Информация о работе Перспективы борьбы с коррупцией в Казахстане