Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:01, курсовая работа
Описание работы
Актуальность работы. В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества.
Содержание работы
Введение
1. Должностная преступность в Казахстане 1.1. Понятие должностного преступления 1.2. Дореволюционное законодательство о должностных преступлениях 1.3. Коррупционные злоупотребления по советскому уголовному праву 1.4. Современное казахстанское законодательство о должностной преступности 2. Характеристика злоупотреблений должностными полномочиями 2.1. Содержание и признаки должностных преступлений 2.2. Конкретные виды должностных преступлений 2.3. Факторы должностной преступности 3. Перспективы борьбы с коррупцией в Казахстане 3.1. Основные возможности совершенствования средств борьбы с коррупцией в Казахстане
Отличие получения и дачи взятки
от получения незаконного вознаграждения
и подкупа служащего.
Следует иметь в виду, что субъектом
получения взятки является должностное
лицо. Субъектом же незаконного получения
вознаграждения является служащий государственного,
кооперативного, частного или иного учреждения,
предприятия, организации, не являющийся
должностным лицом.
Взятка отличается от коммерческого
подкупа тем, что субъектом коммерческого
подкупа является лицо, выполняющее управленческие
функции в коммерческой или иной организации.
Получение должностным лицом
от подчиненных или подконтрольных ему
лиц денежных средств или иных ценностей
за покровительство или попустительство
по службе, за благоприятное решение вопросов,
входящих в его компетенцию, должно расцениваться
как получение взятки.
Что следует понимать под вымогательством? В
Постановлении Пленума Верховного суда
Республики Казахстан от 22 декабря 1995
года №9 "О практике применения судами
законодательства об ответственности
за взяточничество" говорится, что вымогательство
означает требование должностным лицом
взятки под угрозой совершения действий,
которые могут причинить ущерб законным
интересам взяткодателя, либо умышленное
подставление последнего в такие условия,
при которых он вынужден дать взятку с
целью предотвращения вредных последствий
для его правоохраняемых интересов.
Что такое взятка, полученная
по предварительному сговору?
Взятку следует считать полученной по
предварительному сговору группой лиц,
если в нем участвовало два и более должностных
лица, заранее договорившихся о совместном
совершении данного преступления. При
этом преступление считается оконченным
с момента принятия взятки хотя бы одним
из должностных лиц и независимо от того,
сознавал ли взяткодатель, что в получении
взятки участвует несколько должностных
лиц.
При получении взятки по предварительному
сговору группой лиц ее размер определяется
общей стоимостью полученных ценностей
и услуг, а при взыскании в доход государства
неосновательно приобретенного следует
исходить из денежной суммы или размера
материальной выгоды, полученной каждым
взяткополучателем.
Должностное лицо, получившее
без предварительной договоренности с
другим должностным лицом взятку, а затем
передавшее последнему в интересах взяткодателя
часть полученного, несет ответственность
по совокупности преступлений за получение
и дачу взятки.
Действия должностного лица,
связанные с получением взятки в сговоре
с лицом, не являющимся должностным, не
могут расцениваться как получение взятки
по предварительному сговору группой
лиц.
Неоднократное получение взятки.
Неоднократное получение, дача взятки
или посредничество во взяточничестве
предполагают совершение одного и того
же преступления не менее двух раз, если
при этом не истек срок давности привлечения
к уголовной ответственности.
Одновременное получение взятки
от нескольких лиц, если в интересах каждого
взяткодателя совершается отдельное действие,
следует квалифицировать как получение
взятки неоднократно. Дача либо получение
взятки в несколько приемов за выполнение
или невыполнение действий, обеспечивающих
наступление желаемого для взяткодателя
результата, а равно дача взятки группе
должностных лиц, совершивших преступление
по предварительному сговору между собой,
либо посредничество при указанных обстоятельствах
не могут рассматриваться как преступление,
совершенное неоднократно. Бывают такие
случаи, когда лицо получает от взяткодателя
деньги или иные ценности якобы для передачи
должностному лицу в качестве взятки и,
не намереваясь этого сделать, присваивает,
содеянное в данном случае квалифицируется
как мошенничество.
Когда с целью завладения ценностями это
лицо склоняет взяткодателя к даче взятки,
действия его, помимо мошенничества, дополнительно
квалифицируются как подстрекательство
к даче взятки, а действия взяткодателя
в таких случаях следует расценивать как
покушение на дачу взятки. При этом не
имеет значения, называлось ли конкретное
должностное лицо, которому предполагалось
передать взятку. Условия наступления
ответственности за взяточничество.
Ответственность за взяточничество
наступает независимо от времени получения
должностным лицом взятки - до или после
совершения действия или бездействия,
а также независимо от того, была ли взятка
заранее обусловлена, выполнены ли какие-либо
действия в интересах взяткодателя.
В тех случаях, когда условия получения
ценностей, услуг или льгот хотя специально
и не оговариваются, действия признаются
дачей и получением взятки, когда участники
преступления сознают, что взятка вручается
с целью удовлетворения интересов взяткодателя.
Независимо от того, что правоохранительным
органам было известно о готовящемся преступлении,
если должностным лицом взятка фактически
принята, то действия такого лица расцениваются
как оконченное получение взятки.
Квалифицирующими признаками,
характеризующими повышенную общественную
опасность преступления (вымогательство,
крупный размер взятки, ответственное
должностное положение взяткополучателя),
вменяются в вину и соучастникам получения
взятки, если эти обстоятельства охватывались
умыслом.
Ответственность за дачу и получение
взятки не исключает одновременного привлечения
к уголовной ответственности за действия,
хотя и связанные со взяточничеством,
но образующие самостоятельное преступление
(злоупотребление служебным положением,
соучастие в хищении чужого имущества
и т.п.). В таких случаях содеянное квалифицируется
по совокупности преступлений. Необходимо
знать, что устное или письменное заявление
о даче взятки, поданное в милицию, прокуратуру,
суд или иной государственный орган взяткодателем,
влечет освобождение от уголовной ответственности.
Независимо от мотивов, которыми он руководствовался
при этом, заявление должно быть добровольным.
Заявление, сделанное в связи с тем, что
о даче взятки стало известно органам
власти, не может признаваться добровольным.
При добровольном заявлении о совершенном
преступлении от уголовной ответственности
освобождаются не только взяткодатели,
но и их соучастники. Освобождение взяткодателей
от уголовной ответственности по мотивам
вымогательства взятки или добровольного
заявления о даче взятки не означает отсутствия
в действиях этих лиц состава преступления,
поэтому они не могут признаваться потерпевшими
и не вправе претендовать на возвращение
им ценностей, переданных в виде взятки.
В тех же случаях, когда имело место вымогательство
взятки и до передачи взятки взяткодатель
заявил об этом правоохранительным органам,
предмет взятки подлежит возврату его
владельцу. Пленум Верховного Суда дает
указание судам, что по делам о взяточничестве
во время собирания доказательств с помощью
технических средств (видео- и аудиозаписи,
обработки предметов взятки специальными
красителями и т.д.) допускаются факты
отступлений от требований закона. Судам
необходимо тщательно проверять соблюдение
органами уголовного преследования норм
УПК при получении доказательств таким
способом с последующим решением вопроса
о их допустимости.
Каковы меры уголовного наказания
за взяточничество?
Получение лицом, уполномоченным на выполнение
государственных функций, либо приравненным
к нему лицом лично или через посредника
взятки в виде денег, ценных бумаг, иного
имущества, права на имущество или выгод
имущественного характера за действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или
представляемых им лиц, если такие действия
(бездействие) входят в служебные полномочия
лица, уполномоченного на выполнение государственных
функций, либо приравненного к нему лица,
либо оно в силу должностного положения
может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее покровительство
или попустительство по службе, наказывается
штрафом в размере от семисот до двух тысяч
месячных расчетных показателей или в
размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от семи месяцев
до одного года, либо ограничением свободы
на срок до пяти лет, либо лишением свободы
на тот же срок с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
пяти лет с конфискацией имущества или
без таковой. То же деяние, совершенное
должностным лицом, а равно получение
взятки за незаконные действия (бездействие)
наказывается лишением свободы на срок
от трех до семи лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
семи лет с конфискацией имущества или
без таковой.
Деяния, предусмотренные частями первой
или второй ст. 311, совершенные лицом, занимающим
ответственную государственную должность,
наказываются лишением свободы на срок
от пяти до десяти лет с лишением права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью
на срок до семи лет с конфискацией имущества
или без таковой. Деяния, предусмотренные
частями первой, второй или третьей ст.
311, если они совершены: а) путем вымогательства;
б) группой лиц по предварительному сговору
или организованной группой; в) в крупном
размере; г) неоднократно, наказываются
лишением свободы на срок от семи до двенадцати
лет с конфискацией имущества.
Дача взятки (ст. 312 УК РК). Многие граждане,
пытаясь решить свои проблемы в обход
действующих правил, дают взятки. При этом
они забывают, что дача взятки лицу, уполномоченному
на выполнение государственных функций,
либо приравненному к нему лицу, лично
или через посредника является уголовно
наказуемым деянием. В качестве примера,
подтверждающего это, можно привести приговор,
вынесенный гражданину КНР, который являлся
руководителем представительства китайской
компании: за попытку дачи взятки он приговорен
к двум годам лишения свободы общего режима.
У гражданина иностранного государства
окончилась виза на пребывание в Казахстане.
После окончания действия визы он рассчитывал
оформить вид на жительство, для этого
попросил оказать содействие начальника
одного из управлений ДКНБ. Вознаграждение
в 1 тыс. долларов США иностранный гражданин
передал офицеру в комнате для посетителей
в здании управления ДКНБ. Однако сотрудник
ДКНБ не пошел на преступление, и взяткодателя
задержали с поличным.
Субъектом рассматриваемого преступления
может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В данном коррупционном преступлении
предмет и объект преступления идентичны
и полностью совпадают, как и в ст. 311 УК.
Объективной стороной данного
преступления является дача взятки лицу,
уполномоченному на выполнение государственных
функций, либо приравненному к нему лицу,
а также должностному лицу и должностным
лицам иностранных государств.
В примечании 1, 2 к ст. 312 УК РК
говорится, что не влечет уголовной ответственности
передача впервые лицу, уполномоченному
на выполнение государственных функций,
либо приравненному к нему лицу за ранее
совершенные им законные действия (бездействие)
подарка в сумме или стоимостью, не превышающей
двух месячных расчетных показателей,
если совершенные лицом, уполномоченным
на выполнение государственных функций,
либо приравненным к нему лицом действия
(бездействие) не были обусловлены предварительной
договоренностью.
Лицо, давшее взятку, освобождается
от уголовной ответственности, если в
отношении его имело место вымогательство
взятки со стороны лица, уполномоченного
на выполнение государственных функций,
либо приравненного к нему лица или если
это лицо добровольно сообщило органу,
имеющему право возбудить уголовное дело,
о даче взятки.
В Постановлении Пленума Верховного
суда Республики Казахстан от 22 декабря
1995 года № 9 "О практике применения судами
законодательства об ответственности
за взяточничество" подчеркивается,
что действия лиц, дающих взятку за получение
каких-либо преимуществ для государственных,
общественных или частных организаций,
должны квалифицироваться как дача взятки,
а при наличии оснований - по совокупности
с другими преступлениями (хищением, злоупотреблением
служебным положением и др.).
Руководители государственных,
общественных или частных предприятий,
учреждений или организаций, предложившие
подчиненным им по службе лицам добиваться
желаемого действия или бездействия путем
дачи взятки другому должностному лицу,
несут ответственность как взяткодатели.
Эти коррупционные действия
наказываются штрафом в размере от двухсот
до пятисот месячных расчетных показателей
или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от двух
до пяти месяцев, либо исправительными
работами на срок до двух лет, либо ограничением
свободы на срок до трех лет, либо арестом
на срок от трех до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до трех лет.
Дача взятки должностному лицу,
а равно дача взятки за совершение заведомо
незаконных действий (бездействия), или
неоднократно, или организованной группой,
наказывается штрафом в размере от семисот
до двух тысяч месячных расчетных показателей
или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от семи
до одного года, либо ограничением свободы
на срок до пяти лет, либо лишением свободы
на тот же срок.
Посредничество во взяточничестве
(ст. 313 УК РК). Объект и предмет посредничества
во взяточничестве полностью совпадает
с объектом и предметом преступления,
предусмотренного ст. 311 УК РК - получение
взятки.
Субъективная сторона данного
состава преступления заключается:
- в посредничестве во взяточничестве,
то есть способствовании взяткополучателю
и взяткодателю в достижении соглашения
между ними о получении и даче взятки.
- в посредничестве во
взяточничестве, то есть способствовании
взяткополучателю и взяткодателю
в реализации соглашения между
ними о получении и даче взятки.
Субъектом данного преступления
является лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона рассматриваемого
деяния характеризуется прямым умыслом,
лицо заведомо знает, что предмет взятки
будет дан взяткодателем и обещает его
передать взяткополучателю.
В Постановлении Пленума Верховного
суда Республики Казахстан от 22 декабря
1995 года №9 "О практике применения судами
законодательства об ответственности
за взяточничество" отмечается, что
должностное или иное лицо, организовавшее
дачу или получение взятки, подстрекавшее
к этому либо явившееся пособником дачи
или получения взятки и одновременно выполнявшее
посреднические функции, несет ответственность
за соучастие в даче или получении взятки.
При этом вопрос о квалификации действий
соучастника должен решаться с учетом
направленности его умысла исходя из того,
в чьих интересах, на чьей стороне и по
чьей инициативе - взяткодателя или взяткополучателя
- он действует.
Необходимо отличать посредничество
во взяточничестве от дачи и получения
взятки, учитывая, что посредником является
лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя
или взяткополучателя, непосредственно
передает предмет взятки. При этом для
признания такого лица виновным в посредничестве
во взяточничестве не имеет значения,
получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя
вознаграждение.
Работник, договорившийся о
выполнении за взятку обусловленных действий
и вручивший взятку, будет нести ответственность
как соучастник дачи взятки.
Если же он лишь передает взятку,
зная о характере поручения, его действия
подлежат квалификации как посредничество
во взяточничестве.
Одновременное посредничество
в даче взятки одному должностному лицу
от нескольких взяткодателей или посредничество
в получении взятки несколькими должностными
лицами от одного взяткодателя рассматривается
как неоднократное, если в интересах каждого
из взяткодателей взяткополучатель выполняет
(не выполняет) отдельные действия, или
каждое должностное лицо в интересах дающего
взятку действует определенным образом
и указанные обстоятельства осознаются
посредником.