3.Перспективы развития борьбы
с коррупцией в Республике Казахстан
3.1. Основные возможности совершенствования
средств борьбы
с коррупцией в Казахстане
Отметим сразу же, что важным
критерием результативной предупредительной
деятельности вообще является соответствие
содержания и иерархии предпринимаемых
мер содержанию и иерархии причин и условий
должностной преступности. Поэтому меры
предупреждения этой преступности могут
носить экономический, социальный, политический,
организационный, правовой, технический
и даже воспитательный характер.
Очевидным представляется
то обстоятельство, что предупреждение
различных должностных преступлений
прежде всего связано с оптимальным решением
фундаментальных социально-экономических
проблем жизни нашего общества.
Минимизация и оптимизация
фактического неравенства в Казахстане
– одно из кардинальных направлений социально-экономической
политики государства и более или менее
эффективной стратегии предупреждения
коррупционных преступлений. [22] Предоставление
всем гражданам равных возможностей в
сфере экономической деятельности позволит
сформировать массовый слой экономически
активных, правособлюдающих и материально
обеспеченных людей. Это важнейшее направление
предупреждения корыстной преступности
в целом и коррупционной, в частности.
Еще одним комплексом
мер предупреждения коррупционной
преступности, является избавление
значительной части населения
от материальной нужды. Здесь
и более эффективное использование
бюджетных средств, адресная защита
социально слабых слоев населения,
повышение заработной платы государственным
служащим и др.
В целях предупреждения
должностных преступлений должен
более эффективно работать механизм
государственного контроля за деятельностью
в сфере исполнительной власти.
Кроме того, необходимо
установить жесткий социально-правовой
контроль за деятельностью всех ветвей
власти. Что представляется весьма сложной
задачей.
В частности, следует
установить государственный контроль
за проведением приватизации государственной
собственности, предоставлением налоговых
льгот отдельным организациям и др.
В области правового
регулирования борьбы с коррупцией
наиболее существенным является
снижение уровня неопределенности
всего нормативно-правового комплекса
посредством аутентического толкования
всех многозначных или не имеющих
определенного значения признаков,
используемых при конструировании
правовых норм. Никаких правовых
препятствий к тому, чтобы российский
законодатель принимал в качестве
отдельных федеральных законов официальное
толкование ранее принятых правовых актов,
не существует.
Не существует препятствий
для реализации этой идеи на
уровне законодательства субъектов РК
и нормотворчества органов местного самоуправления,
разумеется, в пределах их компетенции.
Не существует препятствий
для реализации этой идеи на
уровне законодательства субъектов РК
и нормотворчества органов местного самоуправления,
разумеется, в пределах их компетенции.
Кодифицированные нормативные
акты: гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный
и иные кодексы целесообразно дополнить
специальными разделами, содержащими
толкование всех неопределенных понятий,
а также многозначных понятий, имеющих
отличающиеся толкования применительно
к различным отраслям права.
Частным средством уменьшения
неопределенности правового комплекса
может стать принципиальный переход от
преимущественного использования при
конструировании правовых норм альтернативных
относительно определенных санкций («лишение
свободы на срок от двух до десяти лет
с конфискацией имущества или без таковой
или исправительные работы на срок до
двух лет или штраф на сумму от ста до семисот
минимальных размеров оплаты труда» и
т.п.) к преимущественному использованию
альтернативных абсолютно определенных
санкций («лишение свободы на два года
или исправительные работы на один год).
[23] Противники такого решения видят в
нем посягательство на свободу судебного
усмотрения и соответственно резкое ограничение
возможностей для тщательной дифференциации
ответственности за правонарушения. Однако
этот недостаток может быть в значительной
степени компенсирован средствами юридической
техники. Принцип: каждому типичному признаку
правонарушения, изменяющему степень
его общественной вредности, должна соответствовать
отдельная норма – может быть реализован,
что повлечет революционное обновление
правового комплекса. Стремление к экономии
законодательного материала сегодня доведено
до абсурда, который особенно очевиден
на примере уголовного законодательства.
Отечественный законодатель конструирует
предельно общие нормы, объективно являющиеся
одной из основ коррупции.
Определения коррупционного
преступления должны содержать
исчерпывающие перечни видов
коррупционных правонарушений, на
основании которых может быть
создана адекватная система статистического
учета и разграничена компетенция
уполномоченных на борьбу с
коррупцией правоохранительных
органов. Техническое решение проблемы
связано с внесением соответствующих
дополнений в отраслевые кодифицированные
законы и ведомственные нормативные
акты, устанавливающие ответственность
за дисциплинарные правонарушения.
Это, впрочем, не исключает
полезности законодательного закрепления
основ антикоррупционной политики
государства. Соответствующий нормативный
акт должен определять те аспекты
борьбы с коррупцией, которые
не могут быть установлены
в иных законах, в частности:
- понятия коррупции, борьбы
с коррупцией;
- систему субъектов борьбы
с коррупцией;
- систему мер борьбы
с коррупцией;
- антикоррупционные стандарты
для всех наиболее важных сфер социальной
жизни.
Международное сообщество,
озабоченное транснациональной
коррупцией, рекомендует ввести
в национальное законодательство
уголовную ответственность за
подкуп за рубежом. В США, например,
действует Закон об иностранной
коррумпированной практике (ФКПА), предусматривающий
санкции: до 2 млн. долл. штрафа для
корпораций и до пяти лет
тюремного заключения для физических
лиц. Особое распространение это
деяние имеет в международной
торговле самолетами, кораблями, вооружением,
боевой техникой, нефтепродуктами,
а также при заключении контрактов
на военное и гражданское строительство,
где нет стандартных цен, но давно существуют
таксы комиссионных для должностных лиц
разных уровней.
По данным неправительственной
организации «Трансперенси Интернэшнл»
5% от 100 тыс. долларов могут заинтересовать
старшее должностное лицо, а от 100 млн.
долларов – главу государства, тогда как
корпорации 5% от суммы сделки считается
достаточно низкой ценой комиссионного
вознаграждения.[24]
В международных документах
есть множество других важнейших положений
и рекомендаций – не только уголовно-правовых,
но и процессуальных, административных,
гражданско-правовых, организационных,
которые актуальны для Казахстана, где
нет необходимых норм в законе о государственной
службе, нет закона о борьбе с коррупцией,
нет закона об ответственности за легализацию
неправомерно нажитых средств, нет независимых
структур борьбы с коррупцией, а самое
главное, нет политической воли в различных
ветвях власти для организации этой борьбы
на уровне мировых стандартов.
Президент страны Нурсултан
Абишевич Назарбаев в январском Послании
народу Казахстана «Социально-экономическая
модернизация - главный вектор развития
Казахстана» поставил перед страной и
обществом десять стратегических задач,
которые направлены на укрепление экономики
и повышение благосостояния народа.
В условиях качественно нового
этапа казахстанского пути развития успешность
реализации политической и масштабной
социальной модернизации, несомненно,
будет в немалой степени зависеть от проведения
эффективной антикоррупционной политики
государства. Президент страны отметил:
«Один из важных вопросов модернизации
- решительная борьба с коррупцией. Нам
необходимо выработать новую стратегию
борьбы с коррупцией». [25]
Требования о кардинальном
пересмотре подходов к вопросу борьбы
с коррупцией на сегодняшний день как
никогда востребованы и необходимы, особенно
в преддверии надвигающейся рецессии
в мировой экономике. Страновые рейтинги
международных организаций по уровню
восприятия коррупции в Казахстане, статистика
коррупционных преступлений и правонарушений,
социологические исследования, обращения
граждан о нарушениях их прав и интересов
чиновниками свидетельствуют, что еще
сохраняются коррупционные риски для
жизнедеятельности государства, общества
и граждан.
Во исполнение поручения Лидера
партии Народно-Демократической партией
«Нур Отан» предпринимаются меры по корректировке
стратегии в преодолении коррупции. В
новой партийной антикоррупционной стратегии
основным приоритетом должна стать борьба
не с последствиями от коррупции, а реализация
новых по своему качественному содержанию
и направленности подходов по минимизации
условий и причин, порождающих коррупцию.
Прежде всего, необходимо создание
такой правовой и общественной атмосферы,
чтобы чиновникам и гражданам перед лицом
неотвратимой ответственности перед законом
и общественным остракизмом было абсолютно
невыгодно идти на коррупционные правонарушения.
[26]
Заключение
Таким образом, мы можем
определить должностные преступления
как использование государственными,
муниципальными или иными публичными
служащими (в том числе депутатами
и судьями) своего статуса для
незаконного получения имущества,
прав на него, услуг или льгот
(в том числе неимущественного
характера).
Должностные преступления
чаще всего называют коррупцией. В Казахстане
это явление знакомо теоретически или
практически каждому совершеннолетнему
гражданину. [27]
Несмотря на значительный
размах коррупции в нашей стране,
существует немало впечатляющих
мифов об этом социально-правовом
явлении. К их числу относятся:
Первый. Казахстан является
одной из крупных стран мира, имеющей критически
высокий уровень коррупции в системе публичной
власти.
Второй. Противоречивый евроазиатский
менталитет народов Казахстана не приемлет
жестких антикоррупционных стандартов
европейской цивилизации.
Третий. Казахстанская коррупция
«поразила» всю систему государственной
и негосударственной службы, в том числе
всех чиновников государственных органов
власти.
Четвертый. В Казахстане нет
сколько-нибудь развитого законодательства
о борьбе с коррупцией.
Некоторые из мифов прочно утвердились
в общественном сознании и нередко выдаются
за аксиому. Что, конечно, не правильно.
Анализ литературы
и судебной практики показал,
что способы совершения должностных
преступлений во многом зависят
от их разновидности, отрасли
служебной деятельности, в которой
совершаются эти деяния, характера
должностного положения правонарушителя
и его правомочий, а также сложившейся
обстановки и личностных качеств
правонарушителя. Большинство из них совершается
путем различного рода действий, нарушающих
должностные положения, инструкции, приказы
и правила, объективно противоречащих
установленным принципам и методам работы
соответствующего аппарата и его отдельных
звеньев. [28] Часть из них совершается путем
служебного бездействия, заключающегося
в нарушении соответствующих должностных
требований и принципов.
В данной работе автор исходил
из нескольких принципов:
- должностная преступность
объективно присуща всем моделям общественного
устройства, при которых естественное
право управления первоначально делегируется
отдельным лицам или социальным институтам
либо узурпируется последними при помощи
обмана или насилия;
- явление коррупции многообразно;
- предупреждение должностной
преступности должно иметь экономически
и юридически обеспеченный приоритет
перед иными мерами борьбы с этим явлением
(в частности, репрессивными);
- эффективная борьба с
должностной преступностью предполагает
использование системы экономических,
политических (в том числе правовых)
и психологических (в том числе
образовательных и воспитательных)
мер;
- ключевой реалистической
целью борьбы с рассмотренным
видом преступлений является
снижение распространенности и
общественной опасности последней
до уровня, не препятствующего
развитию общества в соответствии
с законодательно закрепленными
ценностями и приоритетами.
Внешне борьба с коррупцией
обычно напоминает череду кампаний, приуроченных
к политическим сезонам. Однако, в сущности,
это непрерывный процесс. Признание феномена
неискоренимости коррупции не должно
порождать ощущения безысходности. Современное
общество обречено на борьбу с коррупцией
хотя бы в силу естественного стремления
к самосохранению.
Список литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан
Н.А. Назарбаева «Стратегия вхождения
Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных
стран мира»: приоритеты и пути их развития.
– Алматы: КИСИ, 2006.