Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Глава I п. 1.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Резюмируя изложенное, следует заключить, что оптимизации  правового регулирования условного  осуждения может способствовать внедрение предложений по совершенствованию  законодательства и осуществляемой правоприменительной деятельности. Научно обоснованный подход модернизации правового регулирования уголовного исполнения наказания меняет представление относительно предназначения функционирующей системы испытания. Поэтапное стимулирование посткриминального поведения испытуемых лиц следует осуществлять с учетом индивидуальных особенностей личности, меняя правовое положение условно осужденного с учетом избранной линии поведения, отношения к социально полезным формам и видам деятельности.

     

    

     

      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный комплексный  анализ условного осуждения позволяет  установит место данного института  в механизме уголовно-правового  регулирования и сделать следующие  выводы.

Формирование  правовых основ регламентации условного осуждения осуществлялось под воздействием социально-экономических и политических причин и условий, детерминировавших образование и становление государственности с учетом национальных и иных особенностей. Законодательное оформление системы испытания в иностранном праве предопределялось комплексом факторов, включая бессмысленность дальнейшего распространения устрашающих видов наказания и необходимость получения выгод экономического характера от использования труда осужденных, органическое сочетание которых обусловило целесообразность развития нового направления уголовно-правовой политики. Стремление к улучшению положения заключенных, отбывавших лишение свободы, позволило специалистам в области пенитенциарной науки сделать обоснованный вывод относительно необходимости стимулирования социально полезного поведения и труда осужденных. Следствием этого стала законодательная регламентация условно-досрочного освобождения в Англии XIX в. Универсальный характер данного института способствовал заселению колонизируемых территорий, повышению производительности труда ссыльных, стимулированию законопослушного поведения в период отбывания наказания и после освобождения. Пенитенциарная система экономически развитых государств не способствовала установлению контроля над преступностью. В этой связи предпринималась попытка модернизации действовавшего законодательства посредством введения новой меры уголовно-правового характера, исключавшей реальное отбывание осужденным наказания. Указанная мера получила наименование условного неприменения наказания. Апробация данной меры осуществлялась на американском континенте. Новеллой явилась система испытания, распространявшаяся на виновного в совершении преступления по определенным обстоятельствам не требующего изоляции от общества. Преимуществом перед условно-досрочным освобождением выступило исключение процесса отбывания осужденным наказания под определенное условие, предусмотренное законом.

Американская  система испытания последовательно  реализовывалась в Новой Зеландии, Квинсленде, Южной Австралии, Канаде, Виктории. Заимствования отдельных элементов допускались из английской, франко-бельгийской и австро-германской систем. Английская система характеризовалась изъятием судом подписки с денежным залогом или денежным поручительством. Франко-бельгийская система исключала денежное взыскание и надзор за испытуемым. Австро-германская система отличалась отпуском осужденного не судом, а министерством юстиции. Окончательное решение вопроса по поводу освобождения от наказания после удовлетворительного испытания принадлежало верховной власти в порядке помилования. Приобретенный англо-американским законодательством положительный опыт условного исполнения наказания последовательно внедрялся в правоприменительную деятельность ряда зарубежных государств. Система условного неприменения наказания на европейском континенте получила законодательное оформление в Бельгии, Франции, Швейцарии, Люксембурге, Португалии, Норвегии. Условное осуждение применялось с учетом характера, предшествующей жизни, возраста, состояния здоровья, умственного развития обвиняемого или маловажности учиненного деяния. В качестве альтернативы поручительной подписке предлагалось наблюдение особого лица в течении периода, указанного в постановлении. Условно осужденному предписывалось соблюдать правила поведения, определенные судьей. Таким образом, законодательное оформление условного исполнения наказания в зарубежном праве было обусловлено развитием капиталистического способа производства, колониальной политике, высоким уровнем потребности в производительных силах, стремительным ростом преступности и революционным движением народов, стремившихся освободиться от вековой колониальной зависимости.

Социальные  преобразования в США и не европейском  континенте предопределили изменения  в национальных правовых системах. Провозглашение принципов законности, справедливости и гуманизма, отстаивание прав, свобод и законных интересов экономически зависимых категорий населения повлекло совершенствование законодательства. Стремление правительств к извлечению сверхдоходов от осуществления производительной деятельности потребовало использования труда рабочих и служащих, ростовщиков и торговцев в развитых зарубежных странах и за их пределами. Вследствие этого актуализировался вопрос становления правовых основ условного исполнения наказания. Эффективность условного осуждения, получившего широкое распространение в иностранном праве, диктовало необходимость заимствования положительного опыта развитых государств в области реализации системы испытания. Вместе с тем карательная направленность уголовно-правовой политики Российской Империи, действовавшая система наказаний ставили под сомнение вероятность законодательного оформления условного исполнения наказания. Между тем развитие производительных сил и производственных отношений, растущие социальные противоречия, дальнейшая криминализация общества обусловили целесообразность избрания новых направлений уголовно-правовой и пенитенциарной политике в сфере назначения и исполнения наказания. Международно-правовые основы противодействия преступности стали ориентиром обеспечения национальной безопасности в условиях развития отечественной государственности.

Система испытания, получившая распространение на американском и европейском континентах, была положена в основу новых методов воздействия на осужденных к лишению свободы в России. Законом от 22.06.1909 г. регламентировано условно досрочное освобождение для отбывающих наказание в тюрьме, исправительных арестантских отделениях или исправительном доме. Советский период становления государственности характеризовался модернизацией правового регулирования условного исполнения наказания. Принимая во внимание соответствие условного осуждения тенденциями уголовно-правовой политики, указанный институт получил законодательное оформление и развитие. Применение условного осуждения указывало на стремление судов ограничить реальное исполнение наказания. Между тем законодательная регламентация условного осуждения сопровождалась поиском оптимальной редакции. Недостаточная эффективность деятельности, сопряженной с его реализацией, отразилась на значительном сокращении случаев условного исполнения наказания в период индустриализации государства. Вместе с тем внешние военные угрозы требовали перевооружения армии, переоснащения промышленности, укрепления дисциплины и порядка на производстве. Увеличение производительности труда представлялось немыслимым без использования дополнительных человеческих ресурсов. Дополнительной экономической основой укрепления государства стало использование труда осужденных, отбывавших лишение свободы. Удельный вес условно осужденных стал минимальным. Низкий уровень применения указанной меры уголовно-правового характера объяснялся развитием сети лагерей и колоний, ориентированных на решение народнохозяйственных задач. Период Великой отечественной войны сопровождался принятием законов, направленных на обеспечение обороноспособности страны, сохранение государственной безопасности и общественного порядка. Решение поставленных задач создало предпосылки для функционирования условного осуждения в условиях военного времени.

Уголовно-правовая политика послевоенного периода  менялась сообразно происходившим  в стране социально-экономическим  и политическим преобразованиям. Модернизация правового регулирования условного  исполнения наказания подтверждалась приемлемым удельным весом условно осужденных. Назначаемый условно осужденным испытательный срок преимущественно варьировался в пределах от одного года до трех лет, в течение которого обеспечивалось достижение установленных законом ориентиров. Отмечалась значительная доля лиц, успешно выдержавших условия испытания и оправдавших оказанное доверие. Позитивные тенденции в области условного осуждения дополнялись введением условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Становление осужденного на путь исправления являлось основанием применения данного института. Условием выступало отбытие осужденным определенной части назначенного по приговору суда срока лишения свободы. Постпенитенциарный контроль за поведением условно освобожденных осуществляли специальные комендатуры, функционировавшие в рамках органов внутренних дел. Такой подход обуславливался стремлением законодателя вовлечения дополнительных производственных сил в отдельные отрасли народно-хозяйственного комплекса, испытывавшие определенный дефицит. Решению этой проблемы способствовало условное освобождение из мест лишения свободы для работы на стройках химической промышленности. Примерное поведение и добросовестное отношение к труду создавали необходимые предпосылки для снятия правовых ограничений по истечении половины неотбытой части срока наказания, но не ранее одного года с момента освобождения. Общая положительная оценка указанного института позволяла обратить внимание на сложности, возникавшие в процессе его реализации в отношении наиболее благополучной категории осужденных на срок не менее трех лет лишения свободы. Отсутствие нормативного определения минимального для отбытия срока наказания влекло вынесение не всегда обоснованных решений. В этой связи логично предположить целесообразность законодательного оформления минимального срока лишения свободы для исследуемой группы осужденных. 

Совершенствованию правового регулирования условного  исполнения наказания содействовала  модификация действовавшего законодательства. Внесенные изменения позволяли оценивать условное осуждение как освобождение виновного лица от реального отбывания наказания под условие несовершения в период испытательного срока нового умышленного преступления, повлекшего осуждение к лишению свободы. В этой связи законодателем были конкретизированы и несколько изменены требования, предъявляемые к категории условно осужденных. Трансформации подверглось правовое основание отмены действия анализируемой меры уголовно-правового характера. В качестве единственного основания такой отмены закон признавал совершение условно осужденным в течение испытательного срока нового умышленного преступления, за которое назначалось наказание в виде лишения свободы. Интенсификации правового регулирования условного исполнения наказания способствовало законодательное оформление условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Действие указанного института распространялось на совершеннолетних трудоспособных впервые осужденных к лишению свободы сроком от одного года до трех лет. Стимулирование позитивного поведения лица обеспечивалось возможностью применения условно-досрочного освобождения при доказанности осужденным примерным поведением и честным отношением к труду своего исправления.

Изменению подлежали  обязанности и права условно  осужденных и условно освобожденных, процесс проведения с ними политико-воспитательной работы. Корректировался порядок  наблюдения за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания. Апробация отсрочки исполнения приговора на несовершеннолетних позволила распространить ее действие на лиц, достигших 18-летнего возраста. Между тем повысились требования у поведению условно осужденных. Основаниями для отмены действия данного института служили систематическое нарушение общественного порядка, повлекшее применение мер административного взыскания или общественного воздействия, а так же неоправданное доверие общественной организации или трудового коллектива. Уточнению подлежали лица, на которых вследствие повышенной общественной опасности совершенных преступлений не распространялась действие условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким наказанием. Следует отметить приемлемый удельный вес условно осужденных, совершивших преступление, в сравнении с общим контингентом осужденных, имевших судимость. Условно-досрочно освобожденных, совершивших преступление, среди осужденных, имевших судимость, оказалось почти в три раза меньше. Вследствие этого можно предположить сравнительную эффективность действовавшей системы испытания, решавшей, прежде всего, задачи принудительного плана.

Новые направления  социальной, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики повлекли отказ от условного  осуждения с обязательным привлечением к труду и условного освобождения с обязательным привлечением к труду. Такой подход представлялся преждевременным, ограниченный перечень иных мер уголовно-правового характера ориентировал правоприменительные органы на наказание, исполнение которого не всегда обеспечивало реализацию основных функций и достижение предусмотренных законом целей. Таким образом, завершение советского периода развития государственности сопровождалось стремлением следования общепризнанным принципам и нормам международного права. Осуществление реформирования общество повлекло отказ от конкретных видов условного исполнения наказания. Система испытания ограничивалась действием условного осуждения, отсрочки исполнения приговора и условно-досрочного освобождения. Продолжавшийся процесс криминализации общества в российский период диктовал необходимость совершенствования механизма противодействия преступности. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты не образовывали комплексного механизма уголовно-правового регулирования. В этой связи активизировалась работа по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, обеспечивавшего взаимосвязь и взаимодействие соответствующих норм и институтов. Принимая во внимания положения международных нормативно-правовых актов, предлагалось возложение посткриминального контроля за поведением условно осужденных в течение испытательного срока на Службу ресоциализации. Реализацию контролирующих функций по законопроекту призваны обеспечивать государственные служащие совместно с представителями общественных организаций. Процесс ресоциализации предполагает оказание реального содействия в возращении осужденного в общество.

Сложившаяся криминальная ситуация в период принятия Уголовного кодекса РФ указывала на необходимость  модернизации отдельных норм и институтов, направленных на противодействие преступности. Особого внимания заслуживало расширение в законе перечня наказаний (с двух до пяти), которые могли исполнятся условно. Введение в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ создало предпосылки для приведения национального законодательства в соответствие принципам и нормам международного права. В этой связи особую актуальность приобретали проблемы новации уголовно-правовой регламентации условного исполнения наказания. Руководствуясь положениями международных документов, законодательное законодательство вносило дополнения и изменения в содержание норм криминального профиля. Вместе с тем отнюдь не все новеллы носили безупречный характер.

Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации