Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Глава I п. 1.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  назначения и исполнения ограничения свободы актуализировалось после принятия Федерального закона от 27.12.2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы». Модификация норм законодательства криминального цикла изменила представления о данной мере государственного принуждения126. Новый подход к законодательному оформлению данного вида наказания отразился на его содержании и функциях. Однако указанное законодательное решение, по мнению исследователей, заслуживает различной оценки. Одни ученые указывают на положительные изменения в законе127. Другие ставят под сомнение оптимистические прогнозы по поводу исполнения данного вида наказания128. Между тем исполнение ограничения свободы вне исправительных центров меняет сущность, порядок и условия отбывания наказания. Такой подход содействует реализации идеи наделения данного вида наказания дополнительными ограничениями уголовно-правового характера. В этой связи предполагалось возложить на осужденных запрет на изменение места жительства и работы, выезд за пределы населенного пункта, посещение конкретных районов города или объектов, покидание жилища в определенное время, общение с потерпевшими либо соучастниками129. Законодательное оформление нового вида ограничения свободы неизбежно отражается на его функциональном предназначении. Дополнительный вид наказания, назначаемый наряду с лишением свободы, фактически обеспечивает реализацию функции административного надзора. Кроме того, известно, что продолжительный период изоляции осужденного от общества ставит в принципе под сомнение возможность его ресоциализации и успешной социальной адаптации.

Анализ санкций  статей Особенной части показывает, что ограничение свободы фигурирует  в качестве дополнительного вида наказания. На первый взгляд отсутствуют очевидные противоречия с содержанием ст. 53 УК РФ. В соответствии с частью второй ограничение свободы назначается лицам, осужденным за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, - на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания. Срок ограничения свободы варьируется от шести месяцев до двух лет при назначении в качестве дополнительного наказания. Такое становиться возможным в случаях, предусмотренных соответствующими статьями  Особенной части Уголовного кодекса. Подобная регламентация ограничения свободы согласуется с положением Общей части Кодекса, раскрывающим особенности указанного вида наказания. Раскрывая сущность ограничения свободы, следует обратить пристальное внимание на его функциональное значение. Отбывание наказания сопровождается возложением на осужденного определенного перечня ограничений. Следует отметить, что две обязанности, возлагаемые на условно осужденных, в модифицированной форме воспроизводятся в ч. 1 ст. 53 УК РФ. Сравнительный анализ условного осуждения и ограничения свободы позволяет выявить определенное сходство между карательными из свойствами. Такой подход создает предпосылки для суждений относительно упразднения условного осуждения и замены ограничением свободы с определенной редакцией130. Подобная замена представляется маловероятной вследствие широкого распространения условного исполнения наказания в правоприменительной деятельности131. На современном этапе проблематичной выглядит эффективность реализации указанной меры уголовно-правового характера вследствие сравнительно высокого уровня рецидива в период испытательного срока и после его завершения. Однако в этой связи возникает закономерный вопрос относительно возможности конкуренции между апробированной на протяжении сравнительно продолжительного периода системой испытания и ограничением свободы, занимающим незначительное место в системе наказаний, назначаемых судами Российской Федерации. Вместе с тем логично предположить снижение удельного веса условно осужденных в силу распространения в правоприменительной деятельности наказания в виде ограничения свободы.

Законодательная регламентация правовых ограничений, предусмотренных для осужденных к данному виду наказания, позволяет исследователям произвести соответствующую классификацию. В этой связи специалистами проводиться деление на обязательные и дополнительные ограничения, применяемые к осужденным к данному виду наказания. Обязательным признается установление судом ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции , а так же на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования132. Между тем такой подход заслуживает критической оценки вследствие вступления в противоречие с достижениями науки уголовного права, согласующимися с положениями общей теории права. Учитывая уязвимость подобной теоретической концепции, представляется целесообразным внести определенные коррективы. Более последовательным выглядит предложение о целесообразности деления указанных ограничений на основные и дополнительные либо обязательные и факультативные. Такой подход представляется более обоснованным и соответствующим теоретическим разработкам в области уголовного права. Приоритетное значение в силу этого приобретают ограничения на изменение места жительства или пребывания без согласования с уголовно-исполнительной инспекцией, а равно на выезд за пределы территории определенного муниципального образования. Таким образом, следует заключить, что карательная сущность анализируемого вида наказания проявляется в том, что исследуемые категории осужденных ограничиваются в свободе передвижения, выборе места жительства и места пребывания.

Суд возлагает  на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую надзор за отбыванием наказания, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Суд, по представлению специализированного государственного органа может отменить частично или дополнить ранее установленные осужденному ограничения. Изменение данного вида наказания по своему содержанию ограничено взаимосвязано с местом постоянного проживания осужденного. Вследствие этого исследуемый вид наказания не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а так же лицам, не имеющим постоянного места жительства в Российской Федерации. Злостное уклонение осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, как правило, влечет наступление для него неблагоприятных уголовно-правовых последствий. Суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. Позиция законодателя в этой части не вызывает каких-либо возражений. Между тем злостное уклонение от отбывания ограничения свободы, назначенного лицу в качестве дополнительного наказания, в соответствии с ч. 1 ст. 314 УК РФ наказывается лишением свободы до одного года. Соответственно, положение осужденного, отбывающего дополнительный вид наказания, оказывается менее предпочтительным, нежели лица, отбывающего ограничение свободы в качестве основного наказания. Дело в том, что в первом случае лишение свободы может быть назначено по совокупности приговоров, руководствуясь самостоятельными нормами статей Особенной части Уголовного кодекса. В этой связи на страницах юридической литературы высказывается точка зрения относительно более строгой карательной сущности дополнительного наказания по сравнению с основным его видом133. Сложно не согласиться с замечанием автора относительно нарушения логики изложения нормативно-правового материала. Вместе с тем следует сделать уточнение, касающееся распространения ограничения свободы на различные категории преступлений. Назначение осужденному за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления ограничение свободы в качестве дополнительного вида наказания преследует, очевидно, цель специального предупреждения в наиболее благоприятный для рецидива период134. Перспективность новой редакции ст. 53 УК РФ подтверждается данными официальной статистики. Ограничение свободы в качестве основного вида наказания в 2010 г. было назначено 8053 осужденным (0,9 %). Роль дополнительного наказания ограничение свободы выполнило в отношении 1211 осужденных. Учитывая первый год его действия, несложно установить перспективы дальнейшей реализации на обозримое будущее.

Законодательная регламентация нового правового  основания отмены условного осуждения  и исполнения наказания, назначенного приговором суда, выглядит последовательной в контексте внесенных изменений в содержание предыдущей нормы. Соответственно, нарушение общественного порядка, за которое лицо было привлечено к административной ответственности, может повлечь продление испытательного срока. Неблагоприятные последствия усугубляются при систематическом характере указанных нарушений. Между тем отмена действия условного осуждения и реальное исполнение наказания на данном основании выглядит преждевременными. Закон модифицировал перечень видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Изменение функционального предназначения ограничения свободы влечет его законодательную регламентацию в ст. 88 УК РФ взамен ареста. Такой подход представляется обоснованным вследствие возможности решения поставленных задач посредством применения наказания, не связанного со строгой изоляцией несовершеннолетних от общества. Между тем модификация системы наказаний в уголовном законе не повлекло надлежащих изменений в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Вследствие этого логичным представляется исключение из содержания ч. 1 ст. 69 УИК РФ осужденных несовершеннолетних, которые содержатся изолированно от иных категорий лиц. Такой подход указывает на целесообразность утраты законной силы части третей анализируемой статьи, регламентирующей порядок представления краткосрочных  свиданий лицам, не достигшим совершеннолетия. Анализ принятых постановлений, определений, редакционных изменений и дополнений позволяет заключить, что уголовно-правовая политика подверглась определенной модернизации. Однако ее тенденции по существу не отразились на криминальной ситуации. Численность зарегистрированных преступлений в 2009 г. снизилась на 6,7 %. В этой связи понизилось на 2,9 % число раскрытых преступлений (44,9 %). Вместе с тем следует отметить, что указанная тенденция наблюдается в условиях продолжающегося снижения численности населения Российской Федерации до 141,9 млн. человек.

Федеральный закон  от 29.03.2010 г. № 33-ФЗ дополнил ч. 3 ст. 73 УК РФ положением, обеспечивающим точное исчисление испытательного срока, отсутствие которого осложняло деятельность правоприменительных органов. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора. Закон вводит в содержание ст. 74 УК РФ часть шестую, посвященную применению правил отмены условного осуждения или сохранения его действия. При условии если преступления, указанные в ч. 4-5 данной статьи, совершены до вступление приговора, предусматривающего назначение названой меры, в законную силу. Согласно ч. 6 ст. 74 УК РФ судебное разбирательство в отношении нового преступления может состоятся только после вступления приговора, предусматривающего условное осуждение,  в законную силу. Федеральный закон от 05.04.2010 г. №48-ФЗ регламентировал дополнительный сокращенный срок погашения судимости для лиц, совершивших преступления до наступления совершеннолетия. Срок погашения судимости для указанных лиц исчисляется шестью месяцами после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы. Соответственно, во внимание при дифференциации сроков погашения судимости помимо категорий преступлений принимаются виды назначенного судом наказания. Такой подход соответствует положению п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ. Федеральный закон от 01.07.2010 г. № 132-ФЗ изменил представление о реализации общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях. Модификации подверглись наименование и содержание ст. 23 УИК РФ, согласно которой указанные функции осуществляют общественные наблюдательные комиссии. Помимо содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные объединения принимают непосредственное участие в осуществлении такого контроля. Особого внимания заслуживает представленная возможность членам общественных наблюдательных комиссий беседовать с осужденными в условиях, позволяющих администрации исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать. Такой контроль общественной наблюдательной комиссии создает предпосылки для соблюдения прав и законных интересов осужденных в период пребывания в местах лишения свободы. Оптимизации правового регулирования ограничения свободы, в известном смысле, должно способствовать утверждение Инструкции по организации исполнения данного вида наказания135. Регламентация порядка отбывания ограничения свободы в нормах УИК РФ и положениях данной Инструкции ориентирована на специальное предупреждение преступлений посредством установления правовых ограничений, определяющих сущность исследуемого вида наказания. Установление посткриминального контроля за исполнением возложенных обязанностей призвано ограничить возможность передвижение осужденного в пространстве.

Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-рг. Утверждению подлежала Концепция  развития уголовно исполнительной системы  Российской Федерации до 2020 года136.Концепция раскрывает современное состояние уголовно-исполнительной системы. В этой связи отмечается, что по состоянию на 01.01.2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864 тыс. человек. Указанный специальный контингент размещался: в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, - 131,4 тыс. человек; в 755 исправительных колониях  - 723,9 тыс. человек; в 7 тюрьмах – 2,8 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 5,9 тыс. человек. В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских. Общеобразовательное обучение осужденных организованно в 315 вечерних школах и 521 учебно-консультационном пункте, 339 профессиональных училищах. В целях обеспечения свободы совести и вероисповедания осужденных действуют 510 культовых учреждений и 734 молитвенные комнаты. Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, - Федеральная служба исполнения наказаний, находящаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.

Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых  регионах их число значительно превышает  количество мест в следственных изоляторах. Темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20-40 %. Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации. За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло в 2010 г. 80 % общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина – отбывает второй или более раз, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан. Подавляющее большинство (более 80 %) осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Определенное число осужденных (около 50 тыс. человек) нуждаются в получении обязательного основного общего образования. Усугубляет сложившуюся ситуацию высокий уровень заболеваемости (более 90 %) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. В этой связи следует отметить, что около 800 тыс. человек на 01.01.2010 г. состояло в диспансерном учете по поводу различных заболеваний. Более половины (433,7 тыс.) поражены социально значемыми заболеваниями. Приоритетное место в данном перечне занимают лица, страдающие психическими расстройствами (72,46 тыс.). Следующую позицию занимают лица, страдающие наркоманией (62,04 тыс.), ВИЧ-инфекцией (55,96 тыс.), вирусным гепатитом (42,47 тыс.). Перечень завершают лица, страдающие активным туберкулезом (40,77 тыс.) и алкоголизмом (26,32 тыс.). Характерной особенностью современных осужденных является наличие инвалидности более чем у 25 тыс. человек. Вследствие этого достаточно проблематичным выглядит процесс ресоциализации указанной категории лиц и вероятность полноценного возвращения в общество.

Обеспечение международных  стандартов обращения с осужденными  в местах лишения свободы и  лицами, содержащимися под стражей, предполагает учет национальных особенностей развития уголовно-исполнительной системы. В этой связи предполагается дифференциация условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью обеспечения выполнения установленных правил режима содержания, выработке мер, стимулирующих правопослушное поведение, активизации ответственности злостных нарушителей условий и порядка отбывания наказания. Особое значение приобретает создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению. Изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания осуществляется на основании поведения и личностных характеристик осужденных. Совершенствование системы мер взыскания в отношении осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, влекущих изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения должно оказывать дисциплинирующее воздействие. Соответствующим современным социальным реалиям представляется создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных. Особого внимания заслуживает широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Актуальным является создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной системы. Принципиальное значение приобретает активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях, расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями. Внимание должно концентрироваться на разработке наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуском конкурентоспособной продукции. Такой подход создает предпосылки для обновления производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом сформулированных направлений и приоритетов реализуемой деятельности, оптимизации системы оплаты труда осужденных. Следствием этого становиться повышение возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с трудовой деятельностью, осуществление своевременного пересмотра расценок по оплате труда в зависимости от изменения производственного процесса.

Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации