Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Глава I п. 1.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Стимулирующее воздействие на условно осужденного  должны оказывать нормы, регламентирующие возможность полной или частичной  отмены возложенных судом обязанностей по представлению уголовно-исполнительной инспекции за хорошее поведение и добросовестное их исполнение в течение испытательного срока. Принципиальное значение в этой связи приобретает предусмотренная законом возможность досрочной отмены условного осуждения и снятие судимости. Инструкция раскрывает механизм реализации прекращения действия указанного института на основании доказанности осужденным своего исправления до истечения испытательного срока при условии его истечения не менее половины. Суд по представлению инспекции может вынести соответствующее постановление, принимая во внимания данные, характеризующие личность условно осужденного, его поведение и исполнение возложенных обязанностей. К представлению прилагаются характеристики с места работы и учебы, информация участкового уполномоченного и подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел о его поведении и образе жизни, а так же иные документы, подтверждающие его исправление . Отклоняющееся поведение условно осужденного в течение испытательного срока требует адекватного реагирования уполномоченных органов и должностных лиц. Его неявка в инспекцию по вызову или на регистрацию без уважительных причин влечет принудительный привод. Ненадлежащее исполнение условно осужденным требований уголовно-исполнительной инспекции, как правило, сопровождается внесением начальником представления в суд о возложении на него дополнительных обязанностей. Положение условно осужденного усугубляется при уклонении от исполнения возложенных обязанностей либо при нарушении общественного порядка, за которое возложено административное взыскание. В этом случае инспекция вызывает условно осужденного в суд, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает объяснения и выносит предупреждение в письменной форме о возможности отмены действия указанной меры уголовно-правового характера.

Федеральный закон  от 09.05.2005 г. № 47-ФЗ осуществляет дифференциацию мест отбывания лишения свободы  с учетом пола, возраста, специфики  совершенных преступлений и видов  наказаний, предусмотренных в приговорах судов. Дополнение ст. 73 УИК РФ частью четвертой должно содействовать оптимизации осуществляемой деятельности на основании принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. Негативные изменения в криминальной ситуации по существу не отразились на механизме уголовно-правового регулирования. Отмечалось значительное увеличение в 2005 г. (на 22,8 %) общего количества зарегистрированных преступлений. За период 2000-2005 гг. более чем в два раза увеличился показатель удельного веса не раскрытых преступлений (с 26 % до 52,2 %). Одновременно зафиксировано повышение на 6,1 % числа выявленных лиц, совершивших преступления. Удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее их совершавшими, увеличился на 2,8 % и составил 30,5 %. Несмотря на некоторое снижение (на 4 %) сохранилось приоритетное положение условного осуждения (48,4 %) в системе мер уголовно-правового характера. Фиксировалось прогнозируемое увеличение доли условно осужденных несовершеннолетних за совершение тяжких преступлений с 53,8 % (2004 г.) до 64,1 % (2005 г.). Группу испытуемых лиц в соответствии с ч. 62 ст. 88 УК РФ образовали две трети (65,7 %) осужденных за преступления, реализованные в возрасте от 14 до 17 лет включительно. Вместе с тем следует признать, что широкое распространение условного осуждения сопровождалось предполагаемым высоким уровнем рецидива среди испытуемых лиц. Вследствие этого требуется продолжение работы, направленной на повышение эффективности деятельности, связанной с условным исполнением наказания.

Федеральный закон от 09.01.2006 г. № 12-ФЗ направлен на совершенствование условий исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ и исправительных работ. Стимулирующее воздействие на осужденного должна оказать дополнительная обязанность является по вызову уголовно-исполнительной инспекции. Обоснованной представляется дифференциация тяжелой болезни, препятствующая дальнейшему отбыванию наказания, и отсрочки отбывания наказания в различных уголовно-исполнительных нормах (ст. 26 УИК РФ). Идентичным образом осуществляется деление оснований освобождения осужденных к исправительным работам от отбывания наказания по болезни и предоставление отсрочки по беременности и родам (ст. 42 УИК РФ). Принятие новой редакции Европейских пенитенциарных правил (январь 2006 г.) предопределило модернизацию национальных уголовно-правовых актов. Федеральный закон от 09.01.2006 г. № 12-ФЗ изменил представления относительно перечня учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В основу указанных правил были положены решения Европейского Суда по правам человека, применяющего Европейскую конвенцию по защите прав человека для защиты основных прав заключенных и использование международных стандартов обращения с заключенными.

Постановление Правительства РФ от 05.09.2006 г. № 540 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» устанавливает наиболее значимые ориентиры оптимизации указанной деятельности. Программа призвана привести условия содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством Российской Федерации. Позиция Федеральной службы исполнения наказания ориентирована на переход к международным стандартам содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в местах лишения свободы.

Благоприятные тенденции изменения криминальной ситуации в России подтверждались снижением  на 7,1 % в 2007 г. общего количества зарегистрированных преступлений (50,5 %). Вместе с тем  следует отметить, что указанная тенденция наблюдалась в условиях продолжавшегося снижения численности населения Российской Федерации до 142,2 млн. человек. Отмечалось снижение на 3,2 % числа выявленных лиц, совершивших преступления. Доля условно осужденных сократилась до 46,3 %. Реальное исполнение наказания (53,7 %) занимало еще более весомое место в перечне назначаемых мер уголовно-правового характера. Удельный вес осужденных к лишению свободы на определенный срок сохранился на прежнем уровне (34, 5 %). Удельный вес осужденных к штрафу увеличился до 10,8 %. Незыблемым оказался удельный вес осужденных к исправительным работам (4,6 %). Зафиксирован рост осужденных к обязательным работам (4,1 %). При этом сохранилась тенденция увеличения доли осужденных к другим мерам наказания (3,8 %). Продолжился рост численности лиц, находящихся в исправительных учреждениях (888186 осужденных).

Совершенствование законодательства в сфере уголовно-правовой регламентации условного исполнения наказания незначительным образом  отразилось на изменении тенденций реализации исследуемой меры уголовно-правового характера. Условное осуждение преимущественно, как и прежде назначалось осужденным за тяжкие преступления (50,8 %). Заметным оставался удельный вес условно осужденных за особо тяжкие преступления (7,1 %). Такой подход правоприменительных органов сохранял актуальные вопросы установления посткриминального контроля за поведением лиц в период испытания. Принимая во внимание значительную их долю (57,9 %), превышающую категорию условно осужденных за совершение преступлений небольшой или средней тяжести (42,1 %). В местах лишения свободы в 2007 г. отбывало наказание 883170 осужденных, на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 1141277 осужденных. Контингент осужденных условно занимал доминирующее положение (85,3 %) среди контролируемых уголовно-исполнительными инспекциями лиц.

Федеральный закон  от 03.04.2008 г. № 40-ФЗ установил взаимосвязь  между уголовно-исполнительным законодательством  и практикой его применения, которые  основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы РФ. Новая редакция нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 3 УИК РФ, помимо этого предусматривает строгое соблюдение гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Положения части третей указанной статьи признаются утратившими силу вследствие их отражения в содержании исследуемой уголовно-исполнительной нормы. Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗрегламентировал порядок образования в субъектах Российской Федерации общественных наблюдательных комиссий. Указанные комиссии наделяются полномочиями осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях. Такой подход создает благоприятные условия для непосредственного участия общественных объединений в реализации указанной функции, независимо от учреждений и органов, исполняющих наказания.

Федеральный закон  от 08.11.2008г. № 194-ФЗ изменил представление по поводу действия уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих. Правила отбывания наказания осужденными военнослужащими, ранее утверждаемые Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в современной редакции ч. 1 ст. 5 УИК РФ, оцениваются с иных позиций. Правом утверждения наделяется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Анализируемый закон подверг модификации порядок направления осужденных в исправительные учреждения. Указанным правом наделяется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ст. 75 УИК РФ). Названный орган определяет порядок перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое (ст. 81 УИК РФ). По согласованию с Генеральной прокуратурой РФ утверждает Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, определяет порядок производства обысков и досмотров. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, устанавливает режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения, условия отбывания наказания, труд, профессиональное образование и профессиональную подготовку осужденных к лишению свободы, воспитательное на них воздействие. Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 271-ФЗ вводит новую статью 751 УИК РФ, раскрывающую порядок направления осужденных в колонию-поселение. Законодательная регламентация указанного вопроса позволяет внести дополнения в содержание ст. 76 УИК, предусматривающей самостоятельное следование осужденных к лишению свободы в колонию-поселение. Особого внимания заслуживает нормативно-правовое оформление последствий уклонения от получения предписания осужденным к лишению свободы с отбыванием в колонии-поселении (ст. 78 УИК РФ). Сохранение сложной криминальной ситуации по существу не отразилась на основных показателях преступности. Численность зарегистрированных преступлений снизилась на 10,4 % в 2008 г. В этой связи понизилось на 4,7 % число выявленных лиц, совершивших преступления. Отмечено дальнейшее снижение удельного веса нераскрытых преступлений (46,7 %). Вместе с тем следует признать, что указанная тенденция наблюдалась в условиях продолжающегося снижения численности населения Российской Федерации до 142 млн. человек.

Приказ Минюста  РФ от 20.05.2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» раскрывает новый порядок правового регулирования условного исполнения наказания. Анализ данной Инструкции позволяет заключить, что детальной регламентации подвергается деятельность уголовно-исполнительных инспекций, направленная на установление контроля за различными категориями испытуемых лиц. В этой связи следует отметить, что специальный раздел VII посвящается контролю за поведением условно осужденных. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за повелением условно осужденного в течение испытательного срока по месту его жительства. Инспекция, получив копию приговора (определения, постановления) суда, осуществляет постановку осужденного на учет. Контрольные функции реализуются не реже одного раза в квартал с участие сотрудников органов внутренних дел. Устанавливается соблюдение условно осужденным общественного порядка и исполнение возложенных судом обязанностей и результаты оформляются справкой (рапортом). С учетом поведения осужденного и сложившихся обстоятельств, проверка осуществляется по месту жительства, работы (учебы) либо в общественных местах. В отношении условно осужденного, имеющего возложенные судом обязанности, инспекция информирует: администрацию организации или учебного заведения – о возложении на условно осужденного обязанностей не менять место работы, учебы без уведомления инспекции; учреждения здравоохранения по месту исполнения приговора – о возложении на осужденного обязанности пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания. Контроль за исполнением обязанностей, возложенных судом, осуществляется инспекцией с использованием средств связи, направлением запросов, посещения организации. При явке на регистрацию инспекция проводит с осужденным беседу профилактического характера, что находит отражение в соответствующей справке. Инспекция, исходя из личности осужденного и сложившихся обстоятельств, препятствующих дальнейшему исполнению возложенных обязанностей, а так же за хорошее поведение и добросовестное исполнение обязанностей в течение испытательного срока может направить в суд представление об отмене полностью или частично установленных обязанностей. При примерном поведении осужденного и отбытии не менее половины испытательного срока инспекция изучает документы личного дела осужденного на предмет отмены условного осуждения и снятия судимости. Если в установленный период испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал исправление, инспекция принимает решение о возможном направлении в суд представления об отмене условного осуждения и снятии судимости.

В целях обеспечения  исправления и действенного контроля за поведением осужденного инспекция  вправе внести в суд представление о возложении дополнительных обязанностей. При уклонении осужденного от исполнения возложенных судом обязанностей либо при нарушении общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, инспекция вызывает либо посещает осужденного по месту жительства, проводит с ним профилактическую беседу. По результатам беседы инспекция составляет справку, с содержанием которой знакомит осужденного. Не позднее трех рабочих дней с момента установления указанных фактов выносит осужденному предупреждение о возможности отмены условного осуждения. При наличии достаточных оснований инспекция в течении трех суток (без учета выходных и праздничных дней) направляет в суд представление о продлении испытательного срока не более чем на один год. О возложении дополнительных обязанностей либо продлении испытательного срока делается отметка в журнале учета осужденных, информируются заинтересованные подразделения органов внутренних дел и территориальный орган Федеральной миграционной службы, а в отношении осужденного , обязанного не менять место работы или учебы- администрация организации или учебного заведения, где он работает или учиться. При повторном выявлении фактов уклонения осужденного от исполнения возложенных обязанностей либо при нарушении общественного порядка, повлекшего наложение административного взыскания, инспекция не позднее трех рабочих дней вновь выносит осужденному предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Систематическое или злостное неисполнение условно осужденным в течение испытательного срока возложенных обязанностей, сокрытие условно осужденного от контроля влечет направление в суд представления об отмене условного осуждения и исполнение наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагаются документы личного дела осужденного. В случае установления уклонения условно осужденного от контроля за его поведением – направляется в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, в соответствии с ч. 3 ст. 74 УК РФ. Не прибытие осужденной (осужденного) в двухнедельный срок со дня освобождения влечет объявление розыска. Снятие с учета условно осужденных по истечении испытательного срока производиться по рапорту сотрудника инспекции, утвержденному ее начальником.

Дальнейшая криминализация общественных отношений влечет необходимость совершенствования норм законодательства криминального профиля, в том числе связанных с правовым регулированием условного исполнения наказания. Ратификация Российской Федерацией международных нормативно-правовых актов универсального и регионального характера предполагает их учет при конструировании норм национального законодательства и совершенствовании правоприменительной деятельности. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» указывает на необходимость реализации принципов законности, справедливости и гуманизма. Руководствуясь Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанные с тюремным заключением, Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, предлагается целесообразность осуждения судом при постановлении приговора вопроса о применении наказания, не связанного с лишением свободы. Детализируются вероятные обязанности, которые могут быть возложены на условно осужденного для достижения цели его исправления. Устанавливаются рамки поведения испытуемых лиц125. Вместе с тем сложно согласиться с положением анализируемого постановления (п. 17), исключающим необходимость дополнительного возложения в приговоре обязанностей, указанных в законе. Думается, что такой подход не обеспечивает достижение социально полезных ориентиров, предусмотренных законом. Отсутствие в обвинительном приговоре перечня возложенных на условно осужденного обязанностей изначально ставит под сомнение эффективность правового регулирования условного исполнения наказания.

Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации