Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа
Социальная политика государства в соответствии с Конституцией РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем достижение указанных ориентиров осложняется продолжающимся процессом происходящих социально-экономических и политико-правовых преобразований. Снижение в 2011 г. общей численности зарегистрированных преступлений (на 8,5 %) сопровождалось одновременным увеличением доли среди выявленных лиц, ранее совершавших преступления (до 40,7 %). Указанные тенденции продолжились в течение января-мая 2012 г., когда в целом снижение количества зарегистрированных преступлений по России на 6,6 % повлекло рост до 42,1 % удельного веса лиц, ранее совершавших преступления1.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Законодательное оформление
условного осуждения ...…………………………………………………………………….5
§ 1. Международные принципы нормативно-правового регулирования
условного осуждения ………………………………………………………………………5
§ 2. Законодательное оформление условного осуждения в
отечественном праве …………………………………………………………… ………..29
Глава II. Правовые основы регламентации условного осуждения в
национальном законодательстве ………………………………………………………...59
§ 1. Становление института условного осуждения
в национальном праве …………………………………………………………….………59
§ 2. Эволюция института условного осуждения в национальной
системе права ………………………………………………………………………………76
Глава III. Правовое регулирование условного осуждения
В Российской Федерации ………………………………………………………………...101
§ 1. Законодательная регламентация условного осуждения
в Российской Федерации …………………………………………………………………101
§ 2. Основные направления новеллизации института условного
осуждения в Российской Федерации ……………………………………………………112
§ 3. Условное осуждение в контексте глобализации права …………………………...148
Заключение …………………………………………………………
Доминирующее положение условного осуждения среди мер уголовно-правового характера предопределяет особое внимание к законодательному оформлению указанного института. Федеральные законы раскрывают основные направления новеллизации российского законодательства в сфере уголовно-правовой регламентации условного исполнения наказания. Критической оценки заслуживает модификация ч. 1ст. 73 УК РФ в соответствии с которой суд постановляет считать назначенное наказание условным, если его срок не превышает восьми лет лишения свободы. Установление верхнего предела создает предпосылки для назначения условного осуждения лицам, совершившим, в том числе тяжкие и особо тяжкие преступления. Такой подход влечет наступление ряда негативных последствий, сопряженных с условным исполнением наказания в отношении лиц, нуждающихся в реальном отбывании наказания. Функция специального предупреждения применительно к указанной категории, как правило, оказывается нереализованной. Соответственно, ставиться под сомнение надлежащий уровень поведения испытуемого и вероятность доказывания своего исправления. Следует отметить непоследовательность изложения нормы, регламентированной ч. 62 ст. 88 УК РФ. Условное осуждение не является видом уголовного наказания. Соответственно, для условного осуждения логично избрать самостоятельную статью, предусматривающую иные меры уголовно-правового характера. Вызывает возражения предоставленная возможность повторного принятия решения об условном осуждении, несмотря на совершение в течение испытательного срока нового преступления, не являющегося особо тяжким. Такой подход противоречит юридической природе условного осуждения. Нарушение условий испытания, как правило, влечет отмену действия анализируемого института и исполнение назначенного приговором наказания. Совершение условно осужденным в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления сопровождается отменой действия исследуемого института и назначением наказания по совокупности приговоров (ч. 5 ст. 74 УК РФ). Вследствие этого содержание нормы, предусмотренной ч. 62 ст. 88 УК РФ, не соответствует основаниям отмены действия указанной меры уголовно-правового характера. Противоречия положений норм современного закона отражаются на эффективности деятельности, связанной с условным исполнением наказания. Иллюзия безнаказанности несовершеннолетнего условно осужденного формирует определенные условия для совершения нового преступления в течение испытательного срока. Модернизация уголовного закона в части возможности условного исполнения наказания вплоть до 8 лет лишения свободы предполагает увеличение удельного веса условно осужденных несовершеннолетних за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В этой связи закономерным представляется увеличение доли лиц, повторно совершивших в период испытательного срока. Перечень оснований отмены действия указанного института дополняется новым видом, что предопределяется распространением случаев сокрытия испытуемых лиц от контроля. Стремление условно осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления избежать контроля со стороны специализированного органа обуславливает принятие указанного законодательного решения. Между тем именно посткриминальный контроль позволяет уполномоченному государственному органу и соответствующим должностным лицам установить рамки дозволенного поведения в период испытательного срока. Наличие подобного контроля обеспечивает специальное предупреждение преступлений, ограничивая возможность выбора линии правонарушающего поведения.
Модернизация
правового регулирования
Постановление Пленума Верховного Суда РФ, посвященное некоторым вопросам судебной практики назначения и исполнения уголовного закона, детализирует вероятные обязанности, которые могут быть возложены на условно осужденного для достижения цели его исправления. Устанавливаются рамки поведения испытуемых лиц, Вместе с тем сложно согласиться с положением анализируемого постановления, исключающим необходимость дополнительного возложения в приговоре обязанностей, указанных в законе. Думается, что такой подход не обеспечивает достижение социально-полезных ориентиров, предусмотренных законом. Отсутствие в обвинительном приговоре перечня возложенных на условно осужденного обязанностей изначально нарушает правовое регулирование условного исполнения наказания. Постановление Пленума Верховного Суда РФ, посвященное судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, призвано оптимизировать предупредительную деятельность в отношении указанно категории лиц. Разъяснение отдельных вопросов, связанных с обновлением уголовного и уголовно-процессуального законодательства, обеспечивает соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, ратифицированных Российской Федерацией договоров при рассмотрении уголовных дел и материалов в отношении несовершеннолетних. Вместе с тем уяснение сложных вопросов правоприменительной деятельности сопровождается рядом положений, заслуживающих критической оценки. Думается, что наименование анализируемого постановления содержит излишнюю терминологию. Наказание является одной из форм реализации уголовной ответственности. Вследствие этого логично предложить внесение редакционных изменений в наименование исследуемого постановления и содержание отдельных его положений.
Новеллизации российского законодательства в сфере уголовно-правовой регламентации условного исполнения наказания выглядит не всегда последовательной и безупречной. Вносимые изменения, дополнения и редакционные уточнения в содержание норм УК и УИК РФ нередко оказываются недостаточно научно обоснованными. Широкое распространение действия условного осуждения, снижение уровня эффективности связанной с его применением деятельности, указывают на необходимость дополнительного теоретического осмысления содержания норм криминального цикла, очевидно, не вполне соответствующих сложившейся социальной действительности.
Условное осуждение заменяется реальным исполнением наказания вследствие проблем, возникающих на правоприменительном уровне. Думается, что основной вопрос связывается с необоснованным применением данной меры уголовно-правового характера к лицам, требующим более строгих мер государственного принуждения. В этой связи система испытания, действующая в Российской Федерации, нуждается в модернизации. Оптимизации деятельности, связанной с достижением позитивных результатов в период испытательного срока, может содействовать совершенствование норм законодательства криминального цикла. Разумеется, при условии принятия постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, раскрывающих сложные и проблемные вопросы правоприменительной деятельности. Современная модель правового регулирования условного исполнения наказания представляется не вполне совершенной. Подтверждением служит увеличение доли рецидива в период испытательного срока, указывающее на его основании правоприменительной деятельности. Проблема эффективности деятельности, сопряженной с условным исполнением наказания возникает до начала течения испытательного срока. Отсутствие целенаправленной работы на допенитенциарной стадии дополняется проблемами пенитенциарного регулирования общественных отношений, вызванных фактом совершения преступления. Вследствие этого возникает закономерный вопрос относительно законодательной регламентации общих начал или особого порядка назначения иных мер уголовно-правового характера, не получивших отражение в УК РФ. Игнорирование в законе указанных правил ориентирует правоприменительные органы на наказание, ограничивая превентивное действие иных мер уголовно-правового характера.
Условное осуждение должно назначаться лицам, которые надлежащим образом воспринимают адресованную меру уголовно-правового характера и способны исправиться в период испытательного срока либо до момента его истечения. Исправление осужденного означает формирование у него уважительного отношения к личности, обществу, государству, социальным нормам и правилам поведения. Обозначив такой ориентир, суда акцентирует внимание на процессе образования у условно осужденного в течение испытательного срока качеств личности, одобряемых обществом. Вместе с тем цель исправления является достижимой отнюдь не для всех лиц. Вследствие этого вывод суда о возможности назначения условного осуждения должен надлежащим образом аргументироваться в описательно-мотивировочной части обвинительного приговора. В этой связи, несмотря на отсутствие в законе запрета не назначение указанной меры уголовно-правового характера лицам, повторно совершившим преступление, суд должен принимать решение по уголовному делу сообразно складывающейся ситуации. Таким образом, единственным основанием назначения условного осуждения является определенная степень социальной опасности совершенного преступления и личности виновного лица, указывающее в совокупности на возможность исправления осужденного без реального отбывания наказания. Индивидуальные особенности личности условно осужденного предопределяют объем и характер возлагаемых на него правовых ограничений в период действия испытательного срока. Возложение на условно осужденного определенных обязанностей позволяет проводить целенаправленную работу, содействующую его исправлению. Учитывая сложность осуществляемого карательно-воспитательного процесса, возложенные обязанности и предъявляемые требования должны содействовать реформированию сознания осужденного в выгодном обществу направлении. Обязанности, адресованные испытуемому лицу, должны способствовать оптимизации проводимого карательно-воспитательного процесса, отражаясь на его эффективности. Высокий уровень эффективности реализации исследуемой меры уголовно-правового характера констатируется в том случае, если достигнутой оказалась цель исправления осужденного. Подтверждением завершившегося процесса исправления условно осужденного становиться такой этап реформирования правового сознания, который исключает противоправные или аморальные поступки. Происходящие в поведении условно осужденного позитивные или негативные изменения, могут стать основанием для дополнения или отмены возложенных судом обязанностей по представлению уголовно-исполнительной инспекции. Суд проверяет обоснованность данного представления, оценивает содержащиеся в нем предложения в контексте исправления осужденного. Соответствующий вывод суда может быть положен в основу удовлетворения поданного представления или отказа в его удовлетворении. Вынесенное решение суда является следствием определенным образом спланированного, организованного и проведенного карательно-воспитательного процесса, эффективность которого, в известном смысле, предопределяется точно избранной его продолжительностью.
Анализ оснований отмены действия указанного института и продления испытательного срока свидетельствует о некотором дисбалансе, сложившемся в механизме правового регулирования посткриминального поведения условно осужденных. Акцент внимания законодателя на мерах карательного содержания, сдерживающих асоциальное и противоправное поведение контролируемого лица, отразился на их сочетании с поощрительными нормами, стимулирующими процесс его исправления. Такой подход обусловил законодательную регламентацию одной поощрительной и четырех карательных норм, закрепляющих правовые основания отмены действия исследуемого института или продления испытательного срока. В этой связи следует отметить, что порядок реализации единственной меры поощрительного характера не нашел отражения в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Между тем процесс регулирования поведения условно осужденного в период испытательного срока нормами, осложняющими его правовое положение, оказался детализированным в полном объеме.
В этой
связи представляется
Информация о работе Правовое регулирование условного осуждения В Российской Федерации