Превышение власти и должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в стране процессы коренных преобразований социально экономических отношений, государственно-правовое строительство, требует реорганизации и совершенствования деятельности органов государственной власти и управления. Влияние органов государственной власти и управления на стабилизацию развивающихся в стране процессов в период создания основ правового государства возрастает.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ В РК 5
1.1 Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Основные понятия 5
1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и превышения власти 8
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ 13
2.1 Объекты, субъекты злоупотребления власти 13
2.2 Объекты, субъекты превышения власти 22
2.3 Судебная практика 27
3 ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

1. ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ  И ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ В РК                                                                                                                              5

1.1 Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Основные  понятия                                                                                                 5

1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и превышения власти                                8

2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ  ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ                                           13

2.1 Объекты,  субъекты злоупотребления   власти                                             13

2.2  Объекты,  субъекты   превышения власти                                                   22

2.3 Судебная  практика                                                                                         27

3 ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ                     35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                            45

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                    47

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие  в стране процессы коренных преобразований социально экономических отношений, государственно-правовое строительство, требует реорганизации и совершенствования  деятельности органов государственной  власти и управления. Влияние органов  государственной власти и управления на стабилизацию развивающихся в  стране процессов в период создания основ правового государства  возрастает.

Усиление  режима законности, приоритет прав и интересов человека предполагает функционирование органов государственной  власти и управления на принципах  справедливости, гуманизма, гласности, уважении прав и свобод человека. Поэтому  от действий их представителей, обладающих достаточно широкими полномочиями в  реализации государственной политики, зависит в целом уровень режима законности в государстве и стабильность правовых отношений. Как отмечал  Президент Республики Казахстан  Назарбаев Н.А., в своем Послании народу «Казахстан-2030»: «чиновник новой  генерации – это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный  своему делу и профессиональный. Создание и поддержка высокой репутации  государственной службы - наша стратегическая задача, которую мы должны решить в  ближайшие годы».

Высокий уровень урегулированности отношений, складывающихся в сфере правопорядка, предполагает создание взаимоувязанной  системы законодательных актов, правовые нормы которых четко  определяют правовое положение и  компетенцию государственных органов. Полномочия должностных лиц, представляющих интересы государства, должны формироваться  на принципах и правовых положениях законов. Только при таком подходе  создаются гарантии гражданам, организациям, обществу в охране их прав и законных интересов должностными лицами. От должностных лиц требуется хорошие  знание должностных инструкций, приказов, а также четкое и неукоснительное  соблюдение законов, поскольку даже самое незначительное отступление  от требований закона может причинить  существенный вред интересам личности, общества, государства.

Вместе  с тем, коррупционные и иные преступления против интересов государственной  службы и государственного управления занимают соответствующее место  в структуре преступности. Их удельный вес в уголовной статистике невелик. Небольшая доля коррупционных преступлений в общей массе преступности объясняется  их скрытым характером.

Недостатки  законодательства негативно отражаются в практике его применения случаями привлечения к уголовной ответственности  лиц, которые не являются должностными, признанием преступлениями должностных  проступков и, наоборот, исключением  ответственности за деяния, фактически содержащие признаки коррупционного и  иного преступления против интересов  государственной службы и государственного управления, неправильной квалификацией  содеянного.

На сегодняшний  день назрела необходимость определения  теоретических основ организации  борьбы со злоупотреблением и превышением власти, разработки рекомендаций по применению уголовного законодательства об ответственности за это преступление на основе обобщения и анализа судебно следственной практики правоохранительных органов Республики Казахстан.

Изложенные  обстоятельства свидетельствуют о  несомненной актуальности, теоретической  и практической значимости разработки данной темы, обусловили ее выбор и  определили основные направления исследования.

Целью работы является, исследование вопросов уголовной  ответственности за злоупотребление и превышение власти, направленных на совершенствование законодательства и практики его применения.

Поставленной  целью определялись следующие задачи исследования:

1) исследование  истории развития законодательства  об ответственности за злоупотребление и превышение власти;

2) анализ  понятий злоупотребления власти и превышения власти;

3) исследование  статистики и юридической природы преступлений злоупотребления и превышения власти.

 

 

 

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ В РК

 

1.1 Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Основные  понятия

 

Коррупция (от лат. corrumpere - «растлевать») - термин, обозначающий обычно использование  должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Официальное понятие «коррупции»  согласно Закона Республики Казахстан  от 2 июля 1998 года N 267 «О борьбе с коррупцией»  дается следующим образом:

Коррупция: не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Незаконное  обогащение - значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает 2 вида коррупционных преступлений, связанных с осуществлением должностных  полномочий.

1) Злоупотребление  должностными полномочиями (статья 307 УК РК);

2) Превышение  власти или должностных полномочий (пункт в) части 4 статьи 308 УК  РК).

1. Злоупотребление должностными полномочиями - коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 307 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Суть указанного преступления заключается в использовании лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно  ч. 1 ст. 307 УК РК, использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных  функций, либо приравненным к нему лицом  своих служебных полномочий вопреки  интересам службы в целях извлечения выгод и  преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В соответствии с ч. 2 ст. 307 УК РК то же деяние, совершенное  должностным лицом, наказывается штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч месячных расчетных показателей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, наказывается штрафом в размере от двух тысяч до четырех тысяч месячных расчетных показателей либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или ч. 3 ст. 307 УК РК, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества.

2. Превышение власти или должностных полномочий - коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 308 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Суть указанного преступления заключается в превышении власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства

Всем  известны случаи вынесения решений  чиновниками, в компетенцию которых  это не входит, например, незаконных решений по выделению земельных  участков, решению кадровых вопросов, проведению тендеров, вынесению решений  в пользу других лиц  и  т.п. Такие права  и  полномочия, за пределы которых выходит должностное лицо, совершая рассматриваемое преступление, регламентируются законами  и  подзаконными актами, постановлениями, распоряжениями, приказами, инструкциями  и  др.

Для совершения подобных преступления необходимо соблюдение трех условий: действия обязательно  должны выходить за пределы полномочий лица, причем эти действия должны повлечь  существенное нарушение прав  и  законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, например, присвоение права проведения следственных действий по делам о коррупционных преступлениях работником других государственных органов - в соответствии с законом такое право принадлежит работникам Агентства РК по борьбе с экономической  и коррупционной преступностью  и  Комитета национальной безопасности. 

Коррупционное преступление, заключающееся в превышении власти или должностных полномочий, отличается от злоупотребления должностным положением тем, что при  злоупотреблении  должностное лицо совершает противоправные деяния, не выходя за рамки своих должностных полномочий.

В соответствии со ст. 308 УК РК в случае  превышения   власти  или должностных полномочий лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, то есть совершения действий, явно выходящих за пределы его прав  и  полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 

Отягчающим  квалифицирующим признаком является совершение этого деяния должностным  лицом (ч. 2 ст. 308 УК), оно наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Особо квалифицирующим  обстоятельством считается совершение этого деяния лицом, занимающим ответственную  государственную должность, в соответствии с  ч. 3 ст. 308 УК РК оно наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Если  эти деяния повлекли тяжкие последствия  либо совершены: 

a) с применением  насилия или угрозы его применения; 

b) с применением  оружия или специальных средств; 

c) в целях  извлечения выгод и преимуществ  для себя или других лиц  или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет с конфискацией имущества. 

 

1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и превышения власти

 

Нормы обычного права, принятые в родовых общинах на территории Казахской степи были во многом предопределены традициями законодательного характера, установленными принципами кочевой культуры. В свою очередь особое влияние на процессы помадной цивилизации оказывали устои общественно-государственного устройства Монгольского ханства.

Информация о работе Превышение власти и должностных полномочий