Превышение власти и должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в стране процессы коренных преобразований социально экономических отношений, государственно-правовое строительство, требует реорганизации и совершенствования деятельности органов государственной власти и управления. Влияние органов государственной власти и управления на стабилизацию развивающихся в стране процессов в период создания основ правового государства возрастает.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ В РК 5
1.1 Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Основные понятия 5
1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и превышения власти 8
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ 13
2.1 Объекты, субъекты злоупотребления власти 13
2.2 Объекты, субъекты превышения власти 22
2.3 Судебная практика 27
3 ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

Деяние признается совершенным  вопреки интересам службы, если оно  не вызвано служебной необходимостью. При этом интересы службы, вопреки которым лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа управления, но и интересами деятельности публичного аппарата в целом. 

Конкретные формы злоупотребления  должностными полномочиями весьма различны, поскольку они совершаются в  самых разнообразных сферах деятельности лиц, уполномоченных на выполнение государственных  функций, либо приравненных к ним  лиц. Это может быть незаконная эксплуатация труда (например, использование подчиненных  при ремонте квартир); использование  служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий  в целях приобретения их в частную  собственность; незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных  нужд; использование непредусмотренных  правовыми актами преимуществ в  получении кредитов, ссуд, недвижимости, иного имущества и др. 

Преступление следует считать  оконченным с момента существенного  нарушения прав и законных интересов  граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом, находящееся  в причинной связи с соответствующим  поведением лица, вопреки интересам  службы. 

Существенным следует признать, прежде всего, причинение материального  вреда правоохраняемым объектам. Материальный вред (убытки), причиняемый  лицом, уполномоченным на выполнение государственных  функций, либо приравненным к нему лицом, может быть как в виде материального  ущерба, так и в виде упущенной  выгоды.  
Физический вред будет считаться существенным нарушением прав гражданина, если он выражается в причинении хотя бы легкого вреда здоровью. 

Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и  государства может заключаться  в создании серьезных помех и  сбое в работе государственных органов  местного самоуправления, подрыве их авторитета, сокрытии или попустительстве  совершению преступлений и т.п.  

Субъективная  сторона злоупотребления должностными полномочиями – преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. Виновное лицо сознает, что оно действует (или бездействует) вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий, результатом чего может быть наступление последствий, существенно нарушающих охраняемые законом права и интересы граждан, организаций, государственные либо общественные интересы, желает или сознательно допускает наступление последствий, либо относится к ним безразлично. В отношении последствий прямой или косвенный умысел виновного часто бывает неконкретизированным, когда лицо предвидит общественно опасные последствия, их размер лишь в общих чертах, но желает либо сознательно допускает любые из возможных последствий. 

Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления  является цель – извлечение выгод  и преимуществ для себя или  других лиц или организаций либо причинение вреда другим лицам или  организациям, т.е. получение имущественных  выгод без незаконного безвозмездного обращения государственных или  общественных средств в свою пользу либо пользу третьих лиц.  

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК, являются лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лица, должностные лица, а также лица, занимающие ответственную государственную должность. 

Согласно п. 1 примечания к ст. 307 УК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе. 

Депутаты Парламента РК в силу своего особого статуса - это представители  законодательной власти, имеют более  широкий круг полномочий, правовое положение которых определены Конституционным  законом от 26 декабря 1995 г. (с изменениями  и дополнениями) «О Парламенте РК и  статусе его депутатов». Парламент  РК является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные  функции. Полномочия депутата начинаются с момента его регистрации  в качестве депутата Парламента Центральной  избирательной комиссии. 

Депутат маслихата выражает волю населения  соответствующих административно-территориальных  единиц с учетом общегосударственных  интересов. Полномочия депутата маслихата  регламентированы Законом РК «О местном  государственном управлении в РК»  от 23 января 2001 г. (с изм. и доп.). 

Особую категорию лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, составляют судьи. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции РК, законов и иных нормативно- правовых актов, международных договоров Республики (п. 1 ст. 76 Конституции РК). Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на территории Республики (п. 3 ст. 76 Конституции РК). Согласно Конституционному закону РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г., судебная власть в РК принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов и иных нормативно-правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Судья наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в состав государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка. Таким образом, можно сделать вывод, что судьи являются носителями самостоятельной власти – судебной власти. Их следует относить к должностным лицам, осуществляющим функции представителя власти. Поэтому, отнесение судей к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, является неудачным и искусственным, не способствующим борьбе с коррупционными преступлениями. 

Правовой статус государственных  служащих определен Законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» от 23 июля 1999 г. (с изм. и  доп.) государственные служащие в  соответствии с законодательством  Республики Казахстан классифицируются на два вида: политические государственные  служащие и административные государственные  служащие. К политическим государственным  служащим относятся: лица, назначаемые  Президентом РК, их заместители; назначаемые  и избираемые палатами Парламента РК и председатели палат Парламента, их заместители; являющиеся представителями  Президента и Правительства в  соответствии с Конституцией Республики Казахстан; возглавляющие (руководители) центральные избирательные органы и ведомства, их заместители, а также  занимаемые иные должности, определяемые Президентом РК. К административным государственным служащим относятся  государственные служащие, не входящие в состав политических государственных  служащих, осуществляющие должностные  полномочия на постоянной, профессиональной основе в государственном органе. 

Таким образом, проведя анализ определения  понятия лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций можно  сделать вывод, что их функциональные обязанности полностью переплетаются  с обязанностями должностного лица. Законодатель, стремясь усовершенствовать  иерархию законодательства в борьбе с коррупцией, достаточно сильно усложнил и затруднил его применение в  правоприменительной деятельности. По сути дела, происходит смешение лиц, уполномоченных на выполнение государственных  функций и должностных лиц. В  свете вышеизложенного представляется целесообразным исключить лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций  из числа субъектов коррупционных  преступлений. 

В соответствии с п. 2 примечания к  ст. 307 УК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются: 

1) лица, избранные в органы местного  самоуправления; 

2) граждане, зарегистрированные в  установленном законом порядке  в качестве кандидатов в Президенты  РК, депутаты Парламента РК и  маслихатов, а также в члены  выборных органов местного самоуправления; 

3) служащие, постоянно или временно  работающие в органах местного  самоуправления, оплата труда которых  производится из средств государственного  бюджета РК; 

4) лица, исполняющие управленческие  функции в государственных организациях  и организациях, в уставном капитале  которых доля государства составляет  не менее тридцати процентов. 

Нельзя признать удачным позиции законодателя, предусматривающего в качестве субъекта коррупционных преступлений лиц, приравненных к уполномоченным на выполнение государственных функций, так как никаких государственных функций они не выполняют. 

Должностные лица. В соответствии с ч. 3 примечания к ст. 307 УК РК под должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. 

Представителем власти, согласно примечанию 1 к ст. 320 УК РК, признается должностное  лицо государственного органа, наделенное в установленном законом порядке  распорядительными полномочиями в  отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Например, представитель власти имеет право  предъявлять требования и принимать  решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями. Это - должностные  лица Администрации Президента РК, депутаты Парламента РК, члены Правительства  РК, прокуроры, сотрудники КНБ, МВД, судьи  и другие лица. 

Представители власти выполняют функции  государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). 

Законодательную власть осуществляют палаты Парламента Республики Казахстан. В территориальных образованиях законодательную власть осуществляют областные, городские и районные маслихаты, обладающие правом принимать  в пределах своей компетенция  обязательные решения, действующие  на территории данного образования. 

Исполнительную власть осуществляют Правительство Республики Казахстан, органы исполнительной власти. 

Вывод о том, является ли тот или  иной сотрудник государственного органа представителем власти, следует делать после анализа его полномочий, сопоставляя их с законами и положениями, ведомственными нормативными актами, регламентирующими права и обязанности  сотрудников различных государственных  органов, служб, комитетов, департаментов. Иногда указание о служащем как о представителе власти дается непосредственно в законе. 

Так, при определении статуса  сотрудников полиции следует  обращаться к закону РК «Об органах  внутренних дел» от 21 декабря 1995 г. (с  изм. и доп.). В статье 20 этого закона указано: сотрудники органов внутренних дел являются представителями государственной  власти и находятся под защитой  государства. Аналогичное указание содержится в ст. 17 Указа Президента РК, имеющего силу закона от 5 декабря 1995 г. (с изм. и доп.) «О Республиканской  гвардии», ст. 18 Закона РК от 23 июня 1992 г. (с изм. и доп.) «О внутренних войсках  Министерства внутренних дел РК», ст. 18 закона от 21 декабря 1995 г. (с изм. и  доп.) «Об органах национальной безопасности РК», ст. 81 Закона РК от 30 июня 1998 г. (с  изм. и доп.) «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». В других случаях законы и нормативные  акты не конкретизируют статус служащих, определяя лишь должностное положение, обязанности и властные полномочия применительно к широкому кругу  лиц как, например, в ст. 3 Закона РК от 21 декабря 1995 г. (с изм. и доп.) «О прокуратуре», Законе РК от 22 ноября 1996 г. «О пожарной безопасности», Законе РК от 7 июля 1997 г. «О судебных приставах», Кодексе РК от 12 июня 2001 г. «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» (налоговый кодекс), других нормативных актах. 

Судебная власть, как указано  в Конституционном законе Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. «О судебной системе и статусе судей» осуществляется только судом и предназначена  осуществлять защиту прав, свобод и  законных интересов граждан, прав и  законных интересов государственных  органов, организаций, обеспечивать исполнение Конституции РК, законов, иных нормативных  правовых актов, международных договоров  республики. 

Технические работники, осуществляющие вспомогательную деятельность в  органах законодательной, исполнительной и судебной власти (бухгалтера, начальники хозяйственных и юридических  отделов, секретари, консультанты, референты), не могут признаваться представителями  власти, хотя некоторые из них могут  быть признаны должностными лицами на основании наличия у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных  функций. 

Под организационно-распорядительными  функциями на основе п. 6 Нормативного постановления Верховного суда РК от 13 декабря 2001 г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией» следует понимать полномочия должностных лиц по руководству коллективом, осуществлению подбора и расстановки кадров, организации труда подчиненных, поддержанию трудовой дисциплины, выполнению задач, поставленных перед коллективом и тому подобное.  
К этой категории относятся руководители министерств, государственных комитетов, их заместители, начальники департаментов, управлений, отделов, секторов, служб и других структурных подразделений государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РК. 

Важным показателем принадлежности к этой категории должностных  лиц является наличие в подчинении других работников или самостоятельная  ответственность за отдельный участок  работы. 

Под самостоятельной ответственностью за отдельный участок работы следует  понимать служебные полномочия должностного лица, выражающиеся, например, в праве  должностного лица от имени государственного органа выдавать официальные документы, подтверждающие определенный факт. 

Под административно-хозяйственными функциями, как говорится в вышеприведенном  нормативном постановлении от 13 декабря 2001 г., следует понимать функции  должностных лиц, как правило, сопряженные  с полномочиями по управлению или  распоряжению государственным имуществом, его хранению, реализации, по обеспечению  контроля за этими операциями в государственном  органе, органе местного самоуправления, в соответствующих учреждениях  и воинских формированиях.  
К этой категории должностных лиц относятся, например, заместители руководителя государственного органа по хозяйственной части, ответственные за хранение материальных ценностей, бухгалтера. 

Информация о работе Превышение власти и должностных полномочий