Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа
Происходящие в стране процессы коренных преобразований социально экономических отношений, государственно-правовое строительство, требует реорганизации и совершенствования деятельности органов государственной власти и управления. Влияние органов государственной власти и управления на стабилизацию развивающихся в стране процессов в период создания основ правового государства возрастает.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ В РК 5
1.1 Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Основные понятия 5
1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и превышения власти 8
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ 13
2.1 Объекты, субъекты злоупотребления власти 13
2.2 Объекты, субъекты превышения власти 22
2.3 Судебная практика 27
3 ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Деяние признается совершенным
вопреки интересам службы, если оно
не вызвано служебной
Конкретные формы
Преступление следует считать
оконченным с момента существенного
нарушения прав и законных интересов
граждан или организаций либо
государственных или
Существенным следует признать,
прежде всего, причинение материального
вреда правоохраняемым
Физический вред будет считаться существенным
нарушением прав гражданина, если он выражается
в причинении хотя бы легкого вреда здоровью.
Существенное нарушение
Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями – преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. Виновное лицо сознает, что оно действует (или бездействует) вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий, результатом чего может быть наступление последствий, существенно нарушающих охраняемые законом права и интересы граждан, организаций, государственные либо общественные интересы, желает или сознательно допускает наступление последствий, либо относится к ним безразлично. В отношении последствий прямой или косвенный умысел виновного часто бывает неконкретизированным, когда лицо предвидит общественно опасные последствия, их размер лишь в общих чертах, но желает либо сознательно допускает любые из возможных последствий.
Обязательным признаком
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК, являются лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лица, должностные лица, а также лица, занимающие ответственную государственную должность.
Согласно п. 1 примечания к ст. 307 УК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе.
Депутаты Парламента РК в силу своего особого статуса - это представители законодательной власти, имеют более широкий круг полномочий, правовое положение которых определены Конституционным законом от 26 декабря 1995 г. (с изменениями и дополнениями) «О Парламенте РК и статусе его депутатов». Парламент РК является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции. Полномочия депутата начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Центральной избирательной комиссии.
Депутат маслихата выражает волю населения
соответствующих
Особую категорию лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, составляют судьи. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции РК, законов и иных нормативно- правовых актов, международных договоров Республики (п. 1 ст. 76 Конституции РК). Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на территории Республики (п. 3 ст. 76 Конституции РК). Согласно Конституционному закону РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г., судебная власть в РК принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов и иных нормативно-правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Судья наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в состав государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка. Таким образом, можно сделать вывод, что судьи являются носителями самостоятельной власти – судебной власти. Их следует относить к должностным лицам, осуществляющим функции представителя власти. Поэтому, отнесение судей к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, является неудачным и искусственным, не способствующим борьбе с коррупционными преступлениями.
Правовой статус государственных
служащих определен Законом РК «О
государственной службе в Республике
Казахстан» от 23 июля 1999 г. (с изм. и
доп.) государственные служащие в
соответствии с законодательством
Республики Казахстан классифицируются
на два вида: политические государственные
служащие и административные государственные
служащие. К политическим государственным
служащим относятся: лица, назначаемые
Президентом РК, их заместители; назначаемые
и избираемые палатами Парламента РК
и председатели палат Парламента,
их заместители; являющиеся представителями
Президента и Правительства в
соответствии с Конституцией Республики
Казахстан; возглавляющие (руководители)
центральные избирательные
Таким образом, проведя анализ определения
понятия лиц, уполномоченных на выполнение
государственных функций можно
сделать вывод, что их функциональные
обязанности полностью
В соответствии с п. 2 примечания к ст. 307 УК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:
1) лица, избранные в органы местного самоуправления;
2) граждане, зарегистрированные в
установленном законом порядке
в качестве кандидатов в
3) служащие, постоянно или временно
работающие в органах местного
самоуправления, оплата труда которых
производится из средств
4) лица, исполняющие управленческие
функции в государственных
Нельзя признать удачным позиции законодателя, предусматривающего в качестве субъекта коррупционных преступлений лиц, приравненных к уполномоченным на выполнение государственных функций, так как никаких государственных функций они не выполняют.
Должностные лица. В соответствии с ч.
3 примечания к ст. 307 УК РК под должностными
лицами признаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие
организационно-
Представителем власти, согласно примечанию
1 к ст. 320 УК РК, признается должностное
лицо государственного органа, наделенное
в установленном законом
Представители власти выполняют функции государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).
Законодательную власть осуществляют палаты Парламента Республики Казахстан. В территориальных образованиях законодательную власть осуществляют областные, городские и районные маслихаты, обладающие правом принимать в пределах своей компетенция обязательные решения, действующие на территории данного образования.
Исполнительную власть осуществляют Правительство Республики Казахстан, органы исполнительной власти.
Вывод о том, является ли тот или
иной сотрудник государственного органа
представителем власти, следует делать
после анализа его полномочий,
сопоставляя их с законами и положениями,
ведомственными нормативными актами,
регламентирующими права и
Так, при определении статуса
сотрудников полиции следует
обращаться к закону РК «Об органах
внутренних дел» от 21 декабря 1995 г. (с
изм. и доп.). В статье 20 этого закона
указано: сотрудники органов внутренних
дел являются представителями
Судебная власть, как указано в Конституционном законе Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. «О судебной системе и статусе судей» осуществляется только судом и предназначена осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение Конституции РК, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
Технические работники, осуществляющие
вспомогательную деятельность в
органах законодательной, исполнительной
и судебной власти (бухгалтера, начальники
хозяйственных и юридических
отделов, секретари, консультанты, референты),
не могут признаваться представителями
власти, хотя некоторые из них могут
быть признаны должностными лицами на
основании наличия у них
Под организационно-
К этой категории относятся руководители
министерств, государственных комитетов,
их заместители, начальники департаментов,
управлений, отделов, секторов, служб и
других структурных подразделений государственных
органов, органов местного самоуправления,
Вооруженных Сил РК.
Важным показателем
Под самостоятельной
Под административно-хозяйственными
функциями, как говорится в
К этой категории должностных лиц относятся,
например, заместители руководителя государственного
органа по хозяйственной части, ответственные
за хранение материальных ценностей, бухгалтера.
Информация о работе Превышение власти и должностных полномочий