Превышение власти и должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в стране процессы коренных преобразований социально экономических отношений, государственно-правовое строительство, требует реорганизации и совершенствования деятельности органов государственной власти и управления. Влияние органов государственной власти и управления на стабилизацию развивающихся в стране процессов в период создания основ правового государства возрастает.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ В РК 5
1.1 Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Основные понятия 5
1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и превышения власти 8
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ 13
2.1 Объекты, субъекты злоупотребления власти 13
2.2 Объекты, субъекты превышения власти 22
2.3 Судебная практика 27
3 ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

По мнению Ж.А. Туякбая, первый этап становления основ правовой системы в Казахстане следует отнести к периоду среднего и позднего средневековья и условно датировать ХIV - первой половиной ХIХ вв. При этом основными чертами его явилось сочетание правовых устоев традиционной мусульманской системы права и обычно-правовых институтов монгольской кочевой цивилизации с определяющим влиянием последних.

В этот период в казахском феодальном обществе ответственность за коррупцию, в каком виде мы сегодня ее воспринимаем, не предусматривалась. Тем не менее, до присоединения Казахстана к России коррупция проявлялась в легитимных институциональных формах, когда те или иные подношения представителям знати носили характер обязательной феодальной повинности. Так, с простых земледельцев в пользу ханов, султанов, биев и других представителей родовой знати регулярно взимался налог “ушур” - десятая часть урожая. Скотоводы платили налог “закят” - определенное количество того или иного вида скота. Наряду с ними в пользу феодальной верхушки собирались натуральные подарки в виде согума (сырое мясо) или Сыбага (вареное мясо). Кроме того, существовали всевозможные виды подарков представителям знати и аксакалам. Так, согласно “Описанию киргизских обычаев, имеющих в Орде силу закона”: “Согум производится осенью, обыкновение это имеет в основании то; дабы хан или султан мог прожить всю зиму на иждивении народа. Сыбага производится весною на тех же условиях, как и согум. Ордынец, пользующийся уважением в орде, хотя и занимает какую-либо должность, не может отказываться от принятия подарка, принесенным простым киргизцем.

С начала ХVI века в Казахстане действовали законы хана Касыма, так называемая “Столбовая дорога Касыма”, в основу которых были заложены нормы обычного права (адата). Нормы обычного права казахов были окончательно кодифицированы и дополнены в конце ХVI века при хане Тауке в виде единого свода под названием “Жетi жарғы” (Семь установлений).

По адату сторонам не запрещалось делать судьям тарту (подарок), сыбага (угощение) и т.п. Поэтому представители феодально-родовой знати обычно преднамеренно затягивали, усложняли уголовные дела и другие споры, возникавшие среди населения, с расчетом получить крупное вознаграждение

Как указывает С.З. Зиманов: “В 1855 г. казахи рода Берш и Адай (Внутренняя орда) обратились в органы местной власти с групповым письмом о злоупотреблениях султана Кучангалия Шигаева – управляющего первой приморской частью. В нем они писали, что “ежели ордынцы, имеющие тяжбы, явятся к Шигаеву с деньгами, то жалобы их он разбирает в скором времени. Если же иногда казахи приходят без подарков, то он не только разобрать их жалобы, но даже не показывается им, которые бывают вынуждены возвращаться в свои аулы”. Проверка показала, что Шигаев не только творил подобные злоупотребления, но и продавал старшинские должности, за которые он брало по 100 и по 200 рублей серебром”

По мнению академика С.З. Зиманова: “Присвоение феодальной знатью прибавочного продукта непосредственных производителей - крестьян - происходило различными способами. В одном случае устанавливались сборы с населения за кочевание для покрытия расход знати по управлению и т.д. В другом случае оно проводилось на основе исполнения дедовских обычаев “одаривать” представителей знати, приносить “добровольные” приношения влиятельным лицам. В третьем случае, по сути дела, крестьянские отработки выдавались как “помощь” однородичей и т.п. При этом внеэкономическое принуждение нередко сочеталось с экономическим принуждением”

В “Описании киргизских обычаев” д`Андре указано, что “каждому лицу, пользующемуся каким-либо уважением в орде, можно получать подарки, хотя то лицо и должностное”. Другой вариант той же записи усиливает норму и говорит, что такое лицо даже “не может отказываться от принятия подарка”

Корни традиции казахов делать подарки и всевозможные подношения уходят в социально-политические и экономические отношения, господствовавшие в казахском обществе в период феодализма. Злоупотребление властью и превышение полномочий проявлялись в легитимных институциональных формах и ее главными факторами в то время были: социальное расслоение общества на богатых и бедных, жесткая иерархия между этими слоями по критерию их состоятельности, а также родовые отношения и патриархальная культура, воспитывавшие у казахов психологию чинопочитания. Т.о. основной причиной развития коррупции, так как, по моему мнению, традиции и обычаи играют очень большую роль в формирование в целом государственности и правовой системы.

Коррупция такая же древняя, как и сам мир. Так, первые государства, как известно, появились в Месопотамии (IV тыс. до н.э.) на территории современных Ирака и Сирии, части территории современных Ирана и Турции. Одним из центров развития древнейшей цивилизации в этом регионе был Шумер. Уже тогда, здесь зарождалась идея о справедливых и несправедливых налогах, в переосмыслении меры и видов государственных налогов. Невыносимые налоги и злоупотребления администрации были в городе-государстве Лагаше. Жителям приходилось платить налоги не только за торговлю, но за развод с женой, за стрижку овец, а смотрители над лодочниками скотоводами захватывали лодки и скот. Поборами чиновников сопровождались даже похороны. Обнищание народа, беззаконие и коррупция вынудило жителей свергнуть старую администрацию. Был избран новый правитель - Урукагина, с которым связывают первый в истории опыт антикоррупционных мероприятий. Как уверяет древний рассказчик «не осталось ни одного сборщика налогов». Другой Шумерский царь Ур-Намму попытался устранить взяточничество: «он позаботился о том, чтобы сирота не становился жертвой богача, человек одного шекеля - жертвой человека мины».

Позднее в античной Греции у термина «corrumpere», появляется социальный смысл - приведение в упадок нравов, расстройство порядка. Примерно в это же время понятие коррупции приобретает значение подкупа. Более детальный анализ происхождения термина показывает, что изначально коррупция в социальном своем значении предполагала двух соучастников (одно из значений приставки «cor» совместность, сопричастность). В более позднее время в Древнем Риме укореняется одно из специальных значений понятия коррупции - подкуп судьи.

Следует отметить, что по словам главного научного сотрудника Института законодательства РК, академик НАН РК Мурат Баймаханов сказанные в интервью, порталу zakon.kz 3 апреля 2012 года. Если раньше лидером в части коррупции считались таможенная сфера, дорожно-транспортная служба и область государственных закупок, то ныне первенство в этом деле постепенно переходит к области земельных отношений.

Таким образом, основными причинами развития коррупции в Казахстане помимо традиций о которых уже упоминалось являются:

1 причина развития коррупции это бюрократия - (от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) — 1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) система управления, основанная на формализме, административной волоките. Примером того может служить факт: что бы получить какой-либо документ, люди должны оббежать множество коридоров и должностях лиц, что способствует развитию коррупции в беготне за различными справками и подтверждениями человек рискует просто напросто запутаться, и становится легче заплатить чиновнику для решения вопросов; снижение давления бюрократических механизмов, по моему мнению, может снизить коррупцию, как таковую

2 причина - это незнание гражданами своих прав. Незнание своих прав гражданами влечет к правовому нигилизму, то есть к тому, что гражданин перестает быть уверенным в том, что его права достаточно защищены и перестает верить в торжество закона и отрицанию права, чем активно пользуются некоторые чиновники путем угроз, давления и прочих методик, не разрешенных законом.

Кроме того следует отметить, что стоило бы задуматься о том, как нужно стимулировать должностных лиц, к тому, чтобы они не были замечены в коррупционных преступлениях, тут недостаточно императивных мер уголовного наказания, некоторая диспозитивность является необходимой; так, к примеру, если уполномоченному лицу, занимающимся сборам штрафов, дозволялось бы брать определенный процент, пусть и не большой с выписанного им штрафа и с учетом дальнейшего повышения заработной платы, то можно снизить коррупционные преступления в несколько раз. Коррупцию невозможно полностью победить, т.к. она берет свое начало с традиций и обычаев, а, как известно, традиции и обычаи нельзя изменить, но можно привить новые. Здесь может помочь правовое образование, наша задача добиться того, чтобы каждый знал Конституцию и свои права так же хорошо, как самого себя, а не обращался к конституции и законам при непосредственном столкновении с ними.

С начала 1990-х в Казахстане шел процесс  реформирования экономической и  политической систем, который сопровождался  серьезными проблемами, связанными с  коррупцией в различных сферах, включая  органы государственной власти и  администрацию, деловую и финансовую сферы. По результатам исследований различные правоохранительные органы были названы как самые подверженные коррупции органы власти; в качестве причин для этого были названы  следующие: нехватка государственного надзора за правоохранительными  органами, низкие зарплаты и пробелы  в механизмах отбора и найма сотрудников.

В последние годы в стране произошли существенные улучшения в создании и усилении антикоррупционных учреждений и правовой структуры в этой области. Борьба с коррупцией остается одним из первоочередных приоритетов государственной политики.

В законодательстве РК, в период с 1992 по 2001 годы, принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих задачи и меры по борьбе с указанным негативным явлением: Указ Президента РК от 17 марта 1992 года «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией»; Указ Президента РК от 1 апреля 1995 года «Об образовании республиканского совета по борьбе с преступностью и коррупцией»; Указ Президента РК от 5 ноября 1997 года «О мерах по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией»; закон РК от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией»; Указ Президента РК от 12 ноября 1998 года «О государственной комиссии по борьбе с коррупцией»; Указ Президента РК от 20 апреля 2000 года «О мерах по совершенствованию борьбы с преступностью и коррупцией»; Указ Президента РК от 5 апреля 2000 года «О мерах по совершенствованию борьбы с преступностью и коррупцией на 2001 – 2005 годы».

Так  же существуют различные программы  по борьбе с коррупцией в частности Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы Принятая в соответствие с указом президента Республики Казахстан. Еще одной программой, действующей и сегодня, является Отраслевая Программа по противодействию коррупции на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства от 31 марта 2011 года. Так же в уголовном кодексе Республике Казахстан от 16.06 1997 года предусмотрена целая глава коррупционным и иным должностным притуплениям.

Однако реализация вышеуказанных  нормативно-правовых актов и других принимаемых мер по борьбе с коррупцией в настоящее время не достаточно эффективна, не всегда достигает желаемого  результата. На протяжении последних  лет в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, в том числе в Пограничной  службе, наблюдается тенденция роста  числа коррупционных правонарушений. Продолжают иметь место факты  взяточничества, различного рода злоупотреблений  служебным положением в корыстных  целях.

Одной из причин, способствующих коррупционным правонарушениям, является недостаточная роль общественности в борьбе с данным негативным явлением. В связи с этим на командиров воинских частей и их заместителей возлагаются обязанности по воспитанию у своих подчиненных чувства нетерпимости к любым проявлениям коррупции и принципиального реагирования на каждый факт злоупотребления властью. Прежде чем приступить к выработке эффективных мер противодействия этому негативному явлению, командованию воинских частей и соединений, другим руководителям органов военного управления необходимо четко знать, что понимается под коррупцией, коррупционными правонарушениями и их крайними проявлениями – коррупционными преступлениями. Кроме того, чтобы найти свое место в государственной системе, не дублировать другие органы в этой борьбе, а умело взаимодействовать с другими органами, командованию также необходимо четко знать пределы своей компетенции в борьбе с коррупцией. 

2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ  ИЛИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

 

2.1 Объекты,  субъекты злоупотребления власти

 

 

 Объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность государственного аппарата. Поскольку преступное злоупотребление должностными полномочиями приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, то наряду с основным непосредственным объектом имеются и дополнительные объекты, которыми в зависимости от обстоятельств совершения преступления могут быть конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства.   

Объективная сторона данного преступления характеризуется использованием лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. 

Под интересами государственной службы, в соответствии со ст. 1 Закона РК от 23 июля 1999 г. (с изм. и доп.) «О государственной  службе», понимается «деятельность  государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций  государственной власти». 

Полномочия субъекта определяются его компетенцией, установленной  в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах, в  которых регламентируются права  и обязанности лица, занимающего  ту или иную должность либо временно или по специальному полномочию исполняющего обязанности по этой должности. Поэтому  под использованием лицом своих  служебных полномочий следует понимать только такое деяние лица, которое  вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением вопреки  интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Следовательно, не будет состава данного преступления, когда лицо, добиваясь нужного  ему решения, использует не свои полномочия, а служебные либо личные связи, авторитет  занимаемой им должности и т.п. При  наступлении общественно опасных  последствий такого поведения можно  говорить не о злоупотреблении должностными полномочиями, предусмотренными ст. 307 УК РК, а об общеуголовном преступлении. 

Информация о работе Превышение власти и должностных полномочий