Превышение власти и должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в стране процессы коренных преобразований социально экономических отношений, государственно-правовое строительство, требует реорганизации и совершенствования деятельности органов государственной власти и управления. Влияние органов государственной власти и управления на стабилизацию развивающихся в стране процессов в период создания основ правового государства возрастает.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ В РК 5
1.1 Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Основные понятия 5
1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и превышения власти 8
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ 13
2.1 Объекты, субъекты злоупотребления власти 13
2.2 Объекты, субъекты превышения власти 22
2.3 Судебная практика 27
3 ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

Признание коррупционных преступлений как  противоправной деятельности в сфере  политики или государственного управления, затрагивающей интересы безопасности страны, потребуется также внесение и некоторых изменений в уголовно-процессуальное законодательство.

В частности, в законе необходимо предусмотреть  специальные органы по борьбе  с коррупцией, выведенные из-под влияния и контроля всех, кроме Генеральной прокуратуры, и подчиняющиеся непосредственно Государственной комиссии по борьбе с коррупцией, которая в свою очередь  должна быть подотчетна Президенту и Парламенту. Потребность в создании специальных органов по борьбе с коррупцией обусловливается, прежде всего, распространенностью этого явления среди самих работников правоохранительных органов, которые, по словам Президента, совершают половину всех коррупционных преступлений. Сокращение в структурах правоохранительных органов, так называемых служб безопасности, созданных для выявления правонарушений в своих ведомствах, позволит без дополнительного бюджетного финансирования решить выносимую на обсуждение задачу. И еще один довод в пользу создания специальных органов. Как известно, до настоящего времени у нас нет единой методики расследования коррупционных преступлений, которые отличаются особой сложностью установления искомых фактов. Нередко следователи для того, чтобы выявить факт совершения коррупционного преступления, объективно не могут собрать требуемых доказательств для изобличения виновного. Традиционный набор оперативно – розыскных и следственных действий часто  не срабатывает в силу различных причин, среди которых можно назвать главную - следователю  противостоит организованная преступная группа, успешно прогнозирущая все его действия, нередко из-за наличия тесных коррупционных связей с государственными служащими.

Создание  специальных органов, действующих  строго по закону, но формируемых по особой процедуре, предусматривающей  прием сотрудников на работу ,к  примеру, через парламентские структуры. Это  даст созданным органам не только гарантию стабильной работы, но и позволит создать надлежащее материальное обеспечение их деятельности, в том числе возможность получения соответствующей статусу профессиональной элитной подготовки. 

В случае положительного решения данного  предложения, следующим этапом государственной  политики в этом направлении должно стать создание в республике учетного заведения криминалистического профиля, поскольку на сегодняшний день, в отличие от других стран, мы не имеем ни одного специализированного учреждения, осуществляющего качественную подготовку кадров по обеспечению расследования государственных преступлений.

Рассмотрение  коррупционных дел в суде и  надзор за ходом следствия должны осуществляться в обычном порядке, учитывающем приоритет прав личности. Другое дело, что государственную  комиссию по борьбе с коррупцией необходимо процессуально наделить правом ознакомления с результатами судебного рассмотрения дел на всех уровнях в целях  подготовки своих заключений для  Президента и Парламента. Эта новшество  создает возможность своевременного выявления и реагирования на коррупционные  преступления в судебных органах  посредством привлечения в судебных органах посредством привлечения  внимания Генеральной прокуратуры.

Одним из семи основных принципов стратегии  долгосрочного реформирования функций  государства, изложенных в Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана  «Казахстан-2030» для процветания, обеспечении безопасности и улучшения благосостояния всех казахстанцев, является принцип решительной и беспощадной борьбы с коррупцией. Правовым закреплением его стал Закон республики Казахстан «О борьбе с коррупцией». Каждый гражданин республики, ознакомившись с данными законом, опубликованным в средствах массовой информации поймет, какую опасность для государства представляет коррупция.

«Настоящий  Закон направлен на защиту прав и  свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан  от угроз, вытекающих из проявления коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных  и других лиц, выполняющих государственные  функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией».

Здесь речь идет не только о защите прав и свобод граждан, но уже и об обеспечении  национальной безопасности нашего независимого государства, ибо положение с коррупцией сложилось крайне тревожное, если не сказать, чрезвычайное.

Организация прокурорского надзора за применением Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией »  является важнейшим среди других приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

Кроме того, совместно с иными правоохранительными  органами республики, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, дознание и следствие, координация деятельности которых в борьбе с преступностью возложена на Генеральную прокуратуру, после выхода названного закона были определены основные направления борьбы с коррупцией.

В 2011 году правоохранительными органами республики зарегистрировано 1356 преступлений коррупционного характера, в том числе органами Национальной Безопасности выявлено 314, органами Министерства внутренних дел – 920, прокуратурой – 233, финансовой полицией – 116, военной полицией – 4 и Министерством обороны – 3 преступления. Окончено производством и направлено в суды 381 уголовное дело, из них рассмотрено судами 186 дел, по которым признано виновными и осуждено 223 лица. Так, например, 13 августа 2009 года за получение взятки в сумме 2 млн. российских рублей к 5 годам лишения свободы осужден председатель Байконурского городского суда Т.; 5 октября 2009 года за аналогичное преступление осуждена следователь следственного отдела Жаркинского РОВД Акмолинской области.

В ходе проверок прокурорами отменено 191 незаконных постановлений о прекращении  уголовных дел, 97 постановлений о  приостановлении производства по делам  о коррупции. Кроме того, органами прокуратуры выявлено 2119 коррупционных  правонарушений, вынесено 1014 предписаний об устранении нарушений закона, отменено и изменено 55 незаконных правовых актов, внесено и рассмотрено 280 представлений, по которым были устранены нарушения закона . По результатам проверок 614 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 40 уволено, 18 освобождено от занимаемых должностей; 367 человек привлечено к административной ответственности.

По материалам общенадзорных проверок возбуждено 62 уголовных дела. Так, прокуратурой Западно-Казахстанской области предъявлен иск начальнику областного управления экологии У. о взыскании 162 тысячи тенге  средств фонда охраны природы, перечисленных им в институт за обучение сына. Дисциплинарный совет освободил его от занимаемой должности.

В ходе надзорных  проверок прокурорами выявлены многочисленные нарушения требований закона о представлении  налоговых деклараций о доходах, незаконного совмещения государственной  службы с иной оплачиваемой деятельностью. Практически повсеместно выявлены и пресечены факты совместной службы близких родственников или свойственников и другие нарушения Закона «О борьбе с коррупцией».

К особенностям коррупционных правонарушений относится  то, что обе стороны, участвующие  в них, имеют свою выгоду, при этом как « покупающийся » так и  « продающийся » равно заинтересованы в сохранении секретности всего  противоправного мероприятия.

Коррупционные правонарушения, в зависимости от тяжести и целенаправленности последствий, могут носить уголовно-правовой, гражданско-правовой, административный и дисциплинарный характер. Следует иметь в виду, что Уголовный кодекс Республики Казахстан не охватывает своими составами многие распространенные проявления коррупции, в нем не нашли своего раскрытия положения о ее формах и субъектах. Вместе с тем, наиболее близкими к реализации коррупционных замыслов являются противоправные деяния, предусмотренные составами УК РК о преступлениях против интересов государственной службы, преступлениях в сфере экономической деятельности, преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний и другие.

Эффективность борьбы с коррупцией пока еще очень  низка. В течение года прекращены производством уголовные дела по 1032 коррупционным преступлениям, из которых 868 (84,1%) – из-за отсутствия события  или состава преступления. Эти  данные свидетельствуют о том, что  органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, в погоне за количественными показателями, допускают многочисленные факты  преждевременного и необоснованного  возбуждения уголовных дел, сообщения  об этих видах преступлений проверяются  некачественно и неполно, при  этом не обращается внимания на должностное  положение и определение субъекта преступления.

Всего по этим мотивам по республике прекращено более половины уголовных дел (53,4%) о коррупционных преступлениях. Еще больше их прекращено в Восточном  Казахстане и Карагандинской областях, в г. Астана – 47 %, в Атырауской области  – 46,7 %. В то же время в суды и  целом по республике направлено всего 28,7%  законченных расследованием уголовных дел, и г. Астана – 6 дел (11,8%), в Атырауской области – 13,3% уголовных дел коррупционного характера.

Одной из причин такого положения является то, что значительная часть данного вида преступлений совершается сотрудниками правоохранительных органов, а уголовные дела расследуются теми же органами, где они работали. Изучение таких дел дает основание утверждать, что следователи при этом не стремятся обеспечить полное и объективное расследование.

Судами  республики также в ходе следствия  по жалобам обвиняемых или их адвокатов  отменяются избранные органами следствия  меры пресечения в виде ареста на другие, более мягкие, меры пресечения, не- смотря на тяжесть совершенных преступлений. При этом прокурор, согласно п.5 ст. 110 УПК РК, не может опротестовать такое решение суда. Считаем, что эта норма закона должна быть отменена, так как любые судебные решения могут быть опротестованы либо обжалованы. К тому же эта норма позволяет лицам, совершившим преступление, скрыться и избежать уголовной ответственности за совершенные деяния. Таких приостановленных уголовных дел по коррупционным преступлениям, по которым обвиняемым суды заменили арест на более мягкую меру пресечения и обвиняемые находятся в розыске и даже вне пределов республики, в истекшем году насчитывается 85.

Еще одна проблема связана с тем, что суды не всегда дифференцированно подходят к определению наказания и  его соответствия совершенному преступлению. При всей актуальности и злободневности коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность, из 155 осужденных судами республики мера наказания в виде лишения свободы назначена только 55 лицам (35%). В Мангистауской области этот показатель составляет всего 16,6%, в Павлодарской области из 8 осужденных лиц, совершивших коррупционные преступления, к лишению свободы никто не осужден. А приговором суда Советского района г. Караганды осужден условно бывший следователь полиций М. за получение взятки лицом, занимающим ответственную государственную должность, хотя санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет.

Почти каждое восьмое рассмотренное судами республики уголовное дело о коррупции возвращается на дополнительное расследование, в  основном по причинам неполноты следствия. Больше всего дел возвращено судами г. Алматы, Жамбылской и Карагандинской областей. Продолжают иметь место и факты волокиты при рассмотрении судами дел данной категории.

В соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией», выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и  привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции, осуществляют органы прокуратуры, Национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, налоговой  и военной полиции. В настоящее  время по инициативе названных органов, с участием заинтересованных министерств  и ведомств республики заканчивается доработка и согласование с Правительством Республики Казахстан проекта Государственной программы борьбы с коррупцией. Несомненно, что  принятие ее позволит повысить эффективность всех мер в борьбе с коррупцией, осуществляемых в настоящее время.

Реализация этой программы может быть успешной только при заинтересованном и непосредственном участии в ее выполнении высших органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти Республики Казахстан на основе международных правовых основ борьбы с коррупцией.

 

 

 

3 ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

Борьба  с коррупцией в Казахстане, как  и в других постсоветских государствах, ведется регулярно, но ощутимых результатов  этой борьбы не наблюдается, а сама она чем–то напоминает броуновское  движение: молекулы сталкиваются, но в  конечном итоге возвращается на круги  своя.

Последняя кампания, пришедшаяся на весну-осень 2010 года, показывает, что при желании  решительный шаг в этом направлении  сделать можно. За время кампании получили немалые сроки бывшие министр  энергетики и торговли Мухтар Аблязов  и Аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов. Были взяты под стражу, а затем осуждены (правда, к условным мерам наказания) экс-министр транспорта и коммуникаций Аблай Мырзахметов  и депутат сената Марат Койшибаев. По коррупционным основаниям лишились своих кресел первый вице – министр  энергетики и минеральных ресурсов Булат Елеманов, вице – министр  сельского хозяйства Толеухан Нуркиянов, вице – министр транспорта и коммуникаций Руслан Туякбаев, вице – министр  природных ресурсов и охраны окружающей среды Мажит Турмагамбетов.

В то же время говорить о полноценной  продуктивности антикоррупционной  политики государства еще преждевременно. Одно дело – посадить по обвинению  в коррупции 2-3 высокопоставленных чиновников и совсем другое – искоренить самое это явление и все  то, что способствует его процветанию  в обществе.

То, что  коррупция у нас есть и проявляется  повсеместно – неоспоримый факт. Сегодня без взятки, откупа и подарка  практически невозможно решить ни один из жизненно важных вопросов – от получения  высокого поста в госструктурах  или открытия собственного дела в  сфере бизнеса до регистрации  рождения детей, поступления в вузы, медицинского обслуживания, нормального  проезда на личном автотранспорте и  т.д. Причем для многих это стало  нормой жизни.

Информация о работе Превышение власти и должностных полномочий