2) интроспективные меры воздействия
в адрес возможных коррупционных
правонарушений.
Ретроспективная ответственность
характеризуется применением различных
мер государственного принуждения
в отношении конкретных лиц за
уже совершенные ими правонарушения.
Интроспективная же (перспективная)
ответственность состоит в стимулировании
и поощрении людей за правомерное
поведение, получившее в юридической
науке название позитивной ответственности.
Меры ретроспективной ответственности
за коррупционные правонарушения, в
плане развертывания потенциальных
возможностей резервов эффективности
правового воздействия, нуждаются
в пересмотре и уточнении действующего
законодательства, регламентирующего
ответственность за коррупционные
правонарушения. Один из действенных
рычагов борьбы с коррупционными
правонарушениями – это уголовно-правовая
борьба с коррупционными преступлениями.
Уголовное законодательство, предусматривающее
ответственность за различные коррупционные
преступления, недостаточно полно и
отчетливо регламентирует круг вопросов,
связанных с совершением коррупционных
преступлений в нашей стране. Хотя глава
13 Уголовного кодекса и называется "Коррупционные
и иные преступления…", однако ни в
одной статье этой главы не употребляется
термин "коррупция". Если обратиться
к законотворческой деятельности зарубежных
стран, то можно обнаружить множество
примеров для положительного их заимствования
в деле совершенствования уголовного
законодательства, регламентирующего
ответственность за коррупционные преступления.
Так, в Уголовном кодексе Франции,
вступившем в действие с 1 января 1995г.
предусмотрена ответственность
за активную и пассивную коррупцию,
а также за содействие активной и
пассивной коррупции. В Уголовном
кодексе КНР 8-я глава посвящена
регламентации ответственности
за коррупцию и взяточничество с
предусмотрением довольно жесткой
и конкретизированной системы ответственности
и наказания за множество коррупционных
преступлений. То есть наше уголовное
законодательство по вопросам борьбы
с коррупционными преступлениями нужно
совершенствовать с учетом положительного
опыта уголовного правотворчества
зарубежных стран.
В плане развития института интроспективной
(положительной) ответственности актуальным
представляется решение вопроса
о создании системы правовых норм
поощряющего содержания и ориентации,
которыми бы стимулировалось правомерное,
законопослушное поведение государственных
служащих всех рангов. Поощряющие нормы
должны быть заложены, прежде всего, в
систему оплаты труда госслужащих.
Кроме того, разработка и принятие
наградно - поощрительного законодательства,
сконцентрировавшего бы в себе регламентацию
широкого спектра вопросов о том,
кому, за что, за какие заслуги возможно
вручение различного достоинства и
содержания поощрений и наград, представляется
вполне актуальной и требующей своего
скорейшего разрешения проблемой, находящейся
в орбите внимания и интересов
множества граждан нашей республики.
Перспективным представляется стимулирование
стремления общества к созданию социально-психологической
атмосферы всеобщего культа честного
человека, скромного, справедливого
и доброго, идеалом которого являются
трудолюбие, высокая культура и высокий
профессионализм. Эти меры, в совокупности
с предлагаемыми правовыми мерами,
могли бы стать реальными импульсами
для дальнейшей активизации борьбы
с коррупционными правонарушениями
в нашей стране.
В Концепции правовой политики Республики
Казахстан, одобренной Президентом
Н.А.Назарбаевым 20 сентября 2002 года, заложены
конкретные основы для дальнейшего
совершенствования и развития всего
комплекса действующего законодательства,
в том числе и антикоррупционного.
Однако Правительством нашей республики
за те годы, которые прошли после
принятия Концепции правовой политики,
никаких реальных и эффективных
мер по совершенствованию и развитию действующего
антикоррупционного законодательства,
практически не предпринято.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суверенное,
независимое государство - Республика
Казахстан является неотъемлемой частью
мирового сообщества, членом Организации
Объединенных Наций. Ставя во главу
угла приоритет прав и свобод человека,
республика взяла курс на построение
демократического общества, правового
государства, приняла свою Конституцию,
разработала Государственную программу
правовой реформы, направленную, прежде
всего на укрепление правовой основы
государственной и общественной
жизни, строгое соблюдение закона и
правопорядка. Однако сложившаяся обстановка
в республике оставляет желать лучшего.
В ряде мест и регионов допускаются
злоупотребления при приватизации
основных средств производства, объектов
социально-культурного назначения,
крупным финансовым злоупотреблениям
подвержена банковская система, грубые
нарушения законности допускаются
в органах власти и управления,
процветает мздоимство чиновников государственного
аппарата. Изменить что-то в этой ситуации
может только четко слаженная
работа государственного, общественного
и частного аппаратов, возможная
лишь при наличии строгого соблюдения
законов, отвечающих требованиям времени.
Многое
предстоит еще изучить и пересмотреть
и в вопросе уголовно-правовой
борьбы, и, в частности, в вопросах
борьбы с должностными злоупотреблениями.
В заключении
данной работы на основании проведенного
анализа можно сделать следующие выводы.
В соответствии
с законом государственный служащий
- это гражданин Республики Казахстан,
занимающий в установленном законодательством
порядке оплачиваемую из республиканского
или местных бюджетов либо из средств
Национального банка Республики
Казахстан должность в государственном
органе и осуществляющий должностные
полномочия в целях реализации задач
и функций государства. Таким
образом, деятельность административных
государственных служащих, осуществляющих
должностные полномочия в целях
реализации задач и функций государства,
должна трактоваться, прежде всего, как
трудовая деятельность, выполнение трудовой
(служебной) функции указанными лицами,
в основу которой должно быть положено
содержание индивидуального трудового
договора с учетом особенностей законодательства
о государственной службе.
Превышение
власти является одними из особых видов
злоупотребления должностными полномочиями.
Основное отличие этого вида преступления
от состава должностного злоупотребления
(ст. 308 УК) состоит в том, что при должностном
злоупотреблении незаконное действие
совершается в рамках обычного круга деятельности
должностного лица; при превышении, напротив,
действие фактически явно выходит за эти
пределы прав и полномочий.
Для наличия
состава преступного злоупотребления
и превышения власти необходимо наступление
вредных последствий в виде существенного
нарушения прав и законных интересов граждан
или организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства и
причинной связи между действиями лица
и последствиями.
Изучение
материалов судебной практики показывает,
что в организации борьбы с
этим видом преступления имеются
существенные недостатки: неправильная
квалификация действий отдельных виновных
лиц, неправильное определение к
ним меры наказания, нечеткое разграничение
злоупотребления служебным положением
от некоторых смежных составов преступлений.
Имеются случаи необоснованного
осуждения, не всегда устанавливается
и исследуется круг служебных
полномочий должностного лица и выясняется
наличие причинной связи между
нарушением должностных обязанностей
и наступившим вредом. Не единичны
случаи неправильного определения
существенного вреда, недостаточно
исследуются мотивы совершенного преступления.
Серьезные упущения имеются и
в деле организации уголовно-правовой
борьбы с этими преступлениями. Все
это закономерно, т.к., можно сказать,
что в Казахстане после принятия
Уголовного кодекса 1959 г. еще не подвергались
сколько-нибудь углубленному изучению
проблемы ответственности за преступные
должностные злоупотребления. В
республике до сих пор не издано
ни одной монографии и специальной
работы, посвященной исследованию данной
проблемы, хотя ряд работ, посвященных
уголовной ответственности за должностные
злоупотребления, имеется, но написаны
они главным образом на базе законодательства
и судебной практики РСФСР, Украины
и Грузии. Не нашли в них своего
разрешения некоторые спорные вопросы
уголовной ответственности за злоупотребление
властью или служебным положением,
а также вопросы об условиях, способствующих
совершению этих преступлений, о деятельности
органов расследования и суда
по их предупреждению, о наказании
и принципах его назначения.
Злоупотребление
по службе в отдельных случаях
выступает как способ совершения
преступных посягательств, а в других
случаях — как самостоятельный
вид должностных преступлений. В
связи с этим для организации
уголовно-правовой борьбы с должностными
преступлениями важное значение имеет
четкое определение понятия должностного
преступления, дающее возможность правоприменительным
органам отграничивать должностное
преступление от дисциплинарного проступка,
четко проводить различие между
должностными и иными преступлениями,
близкими по характеру к должностным,
определять круг лиц, являющихся субъектами
должностного преступления. Четкое определение
понятия должностного преступления
необходимо для правильной квалификации
деяния (действия или бездействия) лица,
причиняющего вред или создающего угрозу
причинения вреда личности, обществу
или государству, запрещенного уголовным
законом под угрозой наказания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовая литература:
- Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года
- Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 г //РЦПИ
- Закон Республики Казахстан от 25 сентября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией» //РЦПИ
- Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. «О государственной службе» //РЦПИ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2012
г.)
- Закон Республики
Казахстан от 16 июля 1997 года № 168-1 с 1 января
1998 года
- Нормативное постановление Верховного
Суда Республики Казахстан от 13 декабря
2001 года № 18 О практике рассмотрения судами
уголовных дел о преступлениях, связанных
с коррупцией (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2008 г.)
- Уголовный Кодекс РК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.06.2012 г.)
Дополнительная литература:
- Агыбаев А.Н. Ответственность должностных лиц за служебные преступления. Алматы, 1997.
- Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2003. -
126 с
- Байболов К. и др. Коррупция. Взяточничество. Ответственность: Вопросы теории и практики /К.Байболов, Л.Сыдыкова, А.Сыдыков. - Бишкек: КРСУ, 1999. – 120 с.
- Коменнтарий и постатейные материалы к закону Республики Казахстана «О борьбе с коррупцией» / Мухамеджанов Б.А., Рогов И.И., Бычкова С.Ф. – Алматы, 2001.
- Комментарий к УК Казахской ССР. Алма-Ата, 1966.
- Коррупционерам станет тяжко //Казахстанская правда. 2005.
27 января.
- Криминология: Учебник /Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 734 с.
- Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. 1996. №8.
- Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. – М.: Издательство НОРМА, 1999. – 516 с.
- Назарбаев Н. Казахстан-2030.Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны Казахстана. – Алматы, 1998.
- Назарбаев Н.А. Президент объявил войну коррупции. Обращение к гражданам Республики // Казахстанская правда. 1998.
14 июля.
- Нукенов М.О. Коррупционные преступления. Криминологический и уголовно-правовой анализ: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. – Алматы, 1999. – 20 с.
- Статистический учет о зарегистрированных преступлениях в результатах деятельности органов уголовного преследования. Комитет по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. - Астана, 1999-2003.
- Тургумбаев Е.З. Уголовная ответственность за превышение власти или должностных полномочий: Монография /Под ред. д.ю.н., проф. А.Н. Агыбаева. – Алматы: Экономик-с, 2004. – 228 с.
- Уголовное право. Особенная часть / Под ред. А.Н.Агыбаева, Г.И.Баймурзина. Алматы, 2003.
- Уголовное право Казахстана (Особенная часть. / Под ред. И.И.Рогова. Алматы, 2001.)