Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа
Происходящие в стране процессы коренных преобразований социально экономических отношений, государственно-правовое строительство, требует реорганизации и совершенствования деятельности органов государственной власти и управления. Влияние органов государственной власти и управления на стабилизацию развивающихся в стране процессов в период создания основ правового государства возрастает.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ В РК 5
1.1 Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Основные понятия 5
1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и превышения власти 8
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ 13
2.1 Объекты, субъекты злоупотребления власти 13
2.2 Объекты, субъекты превышения власти 22
2.3 Судебная практика 27
3 ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для признания служащего
Согласно закону, лицо может осуществлять
организационно-
Занятие должности в государственном
органе или органе местного самоуправления
временно или по специальному полномочию
и выполнение организационно-
В части 3 ст. 307 УК РК предусмотрен квалифицирующий
признак злоупотребления
Под лицами, занимающими ответственную
государственную должность, согласно
части 4 примечания к ст. 307 УК РК, понимаются
лица, занимающие должности, устанавливаемые
Конституцией Республики Казахстан, конституционными
и иными законами Республики Казахстан
для непосредственного
Лицами, занимающими ответственные государственные должности, являются: Президент Республики Казахстан, Председатели палат Парламента РК, депутаты, судьи, Председатель правительства РК, министры, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, Председатель и члены Конституционного совета, Председатель Национального Банка и другие высшие должностные лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РК и конституционными законами Республики Казахстан.
В Законе РК от 23 июля 1999 г. (с изм. и
доп.) «О государственной службе»
указано: политический государственный
служащий — государственный служащий,
назначение (избрание), освобождение и
деятельность которого носит политико-определяющий
характер и который несет
В соответствии с Законом Республики Казахстан
от 29 декабря 1999 г. «О государственной
службе» Президент Республики Казахстан
своим Указом «Об утверждении реестра
должностей политических государственных
служащих и правил порядка наложения дисциплинарных
взысканий на политических государственных
служащих» утвердил следующий Реестр
должностей политических государственных
служащих: Премьер-Министр Республики
Казахстан, его первый заместитель и заместители;
Государственный секретарь Республики
Казахстан; руководитель Администрации
Президента Республики Казахстан, его
заместители; руководитель Канцелярии
Премьер - Министра Республики Казахстан,
его первый заместитель и заместители;
министры Республики Казахстан, их первые
заместители и заместители; помощник Президента
Республики Казахстан по вопросам национальной
безопасности - Секретарь Совета Безопасности
Республики Казахстан, его заместители;
помощники Президента Республики Казахстан;
Председатель и члены Конституционного
Совета Республики Казахстан; руководители
государственных органов, непосредственно
подчиненных и подотчетных Президенту
Республики Казахстан, их заместители;
Председатель, заместитель Председателя,
секретарь и члены Центральной избирательной
комиссии Республики Казахстан; Председатель
и члены Счетного комитета по контролю
за исполнением республиканского бюджета;
Председатель и исполнительные директора
Национальной комиссии Республики Казахстан
по ценным бумагам — члены комиссии; члены
(обладающие статусом государственных
служащих) и государственные инспектора
Государственной комиссии Республики
Казахстан по борьбе с коррупцией, председатели
дисциплинарных советов областей, городов
Астаны и Алматы; Акимы областей, столицы
и города республиканского значения, их
первые заместители и заместители; Чрезвычайные
и Полномочные Послы Республики Казахстан;
советники Президента Республики Казахстан;
заведующий Канцелярией Президента Республики
Казахстан, его заместители; руководители
структурных подразделений Администрации
Президента Республики Казахстан, их первые
заместители и заместители; Специальные
представители Президента Республики
Казахстан; директор Архива Президента
Республики Казахстан, его заместители;
руководители аппаратов Сената и Мажилиса
Парламента Республики Казахстан, их заместители;
Государственные инспектора Организационно-контрольного
отдела Администрации Президента Республики
Казахстан; руководители центральных
исполнительных органов, не входящих в
состав Правительства Республики Казахстан,
их заместители; Председатели комитетов
с правами юридических лиц, их заместители,
начальник медицинского центра Управления
делами Президента Республики Казахстан
и его заместители; акимы городов, районов,
городов в районах и районов в городах,
сел, сельских округов, поселков, аулов.
Наличие данного квалифицирующего обстоятельства при злоупотреблении должностными полномочиями оправдано. Общественная опасность преступления значительно возрастает, если субъектом выступает лицо, располагающее значительными государственными полномочиями и выступающее гарантом законного поведения. Чем выше занимает пост субъект преступления, тем больше могут пострадать интересы и авторитет государства. Соответственно, повышается степень вины лица, злоупотребляющего должностными полномочиями.
Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями признаются деяния, предусмотренные частями 1,2,3 ст. 307 УК РК, повлекшие тяжкие последствия (ч. 4 ст. 307 УК РК).
Под тяжкими последствиями следует
понимать: крупная авария, длительная
остановка транспорта или производственного
процесса, дезорганизация работы государственного
органа или учреждения, нанесение
материального ущерба в особо
крупных размерах, причинение смерти
или тяжкого вреда здоровью хотя
бы одному человеку и т.п.
При этом в случае умышленного лишения
жизни и причинении тяжкого вреда здоровью
при злоупотреблении должностными полномочиями
содеянное следует квалифицировать по
совокупности преступлений – по ст. 307
и ст.ст. 96 или 103 УК РК.
Законодатель в п. 5 примечании к
ст. 307 УК РК к коррупционным отнес
12 преступлений, перечень которых является
исчерпывающим и
Коррупционными признаются преступления, предусмотренные:
- п. «г» ч.3 ст. 176 УК РК (присвоение
или растрата вверенного
- п. «а» ч.3 ст.193 УК РК (легализация
денежных средств или иного
имущества, приобретенного
- п. «а» ч.3 ст. 209 УК РК (экономическая
контрабанда, предусмотренная
- ст. 307 УК РК (злоупотребление должностными полномочиями);
- п. «в» ч.4 ст.308 УК РК (превышение
власти или должностных
- ст.310 УК РК (незаконное участие
в предпринимательской
- ст.311 УК РК (получение взятки);
- ст.312 УК РК (дача взятки);
- ст.313 УК РК (посредничество во взяточничестве);
- ст.314 УК РК (служебный подлог);
- ст.315 УК РК (бездействие по службе);
- ст.380 УК РК (злоупотребление властью,
превышение или бездействие
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 307, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 307, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 3 и 4 ст. 307, относятся к тяжким преступлениям.
2.2 Объекты, субъекты превышения власти
Объектом преступления превышения власти является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления.
Дополнительным объектом могут выступать жизнь, здоровье, честь и достоинство личности.
Объективная сторона превышения власти или должностных полномочий заключается в действиях, явно выходящих за пределы предоставленных лицу по службе полномочий; последствиях в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства; причинной связи между явным превышением виновным лицом пределов предоставленных ему полномочий и наступившими последствиями.
Основанием признания деяния как превышения власти или должностных полномочий должен быть не момент его совершения, - служебное или неслужебное время, - а его связь с должностным положением лица. Не следует исключать уголовную ответственность лица за противоправные действия, совершаемые им вне службы, но благодаря его должностному положению, должностному авторитету, которым оно пользуется не как частное лицо, а именно как должностное.
Преступление, предусмотренное ст.
308 УК РК законодатель определяет как
превышение власти или должностных
полномочий. То есть, в законе речь идет
о двух видах преступного поведения,
которые, на наш взгляд, следует разграничивать
по субъекту преступления: превышение
власти может совершить лицо, наделенное
властными полномочиями, т.е. представитель
власти; а любое другое лицо при
совершении рассматриваемого преступления
превышает должностные
Права и полномочия лица, за пределы которых оно явно выходит, устанавливаются законами и подзаконными актами.
Действия лица, явно превышающие его полномочия следует классифицировать следующим образом:
1) Совершение действий, входящих
в компетенцию вышестоящего в
порядке подчиненности лица
2) Совершение действий, входящих в компетенцию лица данного ведомства, которому виновное лицо не подчинено.
3) Совершение действий, входящих в компетенцию лица другого ведомства.
4) Совершение действий входящих в компетенцию данного лица, но допустимых лишь при наличие указанных в законе или ином нормативном акте условий.
5) Совершение действий, входящих
в компетенцию лица при
6) Единоличное действий, входящих в компетенцию коллегиального органа.
7) Совершение лицом действий, которые не вправе совершать никакое должностное лицо.
Другим обязательным признаком
объективной стороны превышения
власти или должностных полномочий
является общественно опасное деяние,
выразившееся в существенном нарушении
прав и законных интересов граждан
или организаций, охраняемых законом
интересов общества или государства.
Понятие «существенное
К понятию «существенное
Обязательным признаком
Специфический характер причинной связи в составе превышения власти или должностных полномочий состоит в том, что причиной являются действия лиц, описанные в законе, следствием - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства. В каждом случае, для констатации наличия причинной связи необходимо установить, что действие лица предшествовало существенному нарушению прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых интересов общества или государства во времени, являлось необходимым условием наступления предусмотренных последствий.
Информация о работе Превышение власти и должностных полномочий