Превышение власти и должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в стране процессы коренных преобразований социально экономических отношений, государственно-правовое строительство, требует реорганизации и совершенствования деятельности органов государственной власти и управления. Влияние органов государственной власти и управления на стабилизацию развивающихся в стране процессов в период создания основ правового государства возрастает.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ В РК 5
1.1 Злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Основные понятия 5
1.2 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями и превышения власти 8
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕВЫШЕНИЯ ВЛАСТИ 13
2.1 Объекты, субъекты злоупотребления власти 13
2.2 Объекты, субъекты превышения власти 22
2.3 Судебная практика 27
3 ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.23 Кб (Скачать файл)

Для признания служащего государственного органа или органа местного самоуправления, или военнослужащего должностным  лицом необязательно наличие  в его компетенции одновременно организационно-распорядительных и  административно-хозяйственных функций, достаточно наличия одной из них  или обладания полномочиями представителя  власти. 

Согласно закону, лицо может осуществлять организационно-распорядительные, административно-хозяйственные  или функции представителя власти постоянно, временно или по специальному полномочию. 

Занятие должности в государственном  органе или органе местного самоуправления временно или по специальному полномочию и выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных  функций возможно и без занятия  должности. Полномочия при этом предоставляются  на время или для выполнения конкретного  задания. Указания на порядок предоставления временных полномочий (письменным приказом или устно) законодатель не приводит. Представляется, что лицо, временно исполняющее определенные обязанности  или осуществляющее специальные  полномочия, может быть признано субъектом  преступления при условии, что указанные  обязанности или полномочия возложены  на данное лицо в установленном законом  порядке (постановлением, приказом, письменным распоряжением управомоченного  должностного лица, доверенностью и  тому подобным). 

В части 3 ст. 307 УК РК предусмотрен квалифицирующий  признак злоупотребления должностными полномочиями, характеризующий особенности субъекта преступления. Таковым является совершение деяния лицом, занимающим ответственную государственную должность. 

Под лицами, занимающими ответственную  государственную должность, согласно части 4 примечания к ст. 307 УК РК, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые  Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан  для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно  лица, занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной  службе политические должности государственных  служащих. 

Лицами, занимающими ответственные  государственные должности, являются: Президент Республики Казахстан, Председатели палат Парламента РК, депутаты, судьи, Председатель правительства РК, министры, Председатель Верховного Суда, Генеральный  прокурор, Председатель и члены Конституционного совета, Председатель Национального  Банка и другие высшие должностные  лица, занимающие должности, устанавливаемые  Конституцией РК и конституционными законами Республики Казахстан. 

В Законе РК от 23 июля 1999 г. (с изм. и  доп.) «О государственной службе»  указано: политический государственный  служащий — государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и  деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность  за реализацию политических целей и  задач.  
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 декабря 1999 г. «О государственной службе» Президент Республики Казахстан своим Указом «Об утверждении реестра должностей политических государственных служащих и правил порядка наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих» утвердил следующий Реестр должностей политических государственных служащих: Премьер-Министр Республики Казахстан, его первый заместитель и заместители; Государственный секретарь Республики Казахстан; руководитель Администрации Президента Республики Казахстан, его заместители; руководитель Канцелярии Премьер - Министра Республики Казахстан, его первый заместитель и заместители; министры Республики Казахстан, их первые заместители и заместители; помощник Президента Республики Казахстан по вопросам национальной безопасности - Секретарь Совета Безопасности Республики Казахстан, его заместители; помощники Президента Республики Казахстан; Председатель и члены Конституционного Совета Республики Казахстан; руководители государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их заместители; Председатель, заместитель Председателя, секретарь и члены Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; Председатель и члены Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; Председатель и исполнительные директора Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам — члены комиссии; члены (обладающие статусом государственных служащих) и государственные инспектора Государственной комиссии Республики Казахстан по борьбе с коррупцией, председатели дисциплинарных советов областей, городов Астаны и Алматы; Акимы областей, столицы и города республиканского значения, их первые заместители и заместители; Чрезвычайные и Полномочные Послы Республики Казахстан; советники Президента Республики Казахстан; заведующий Канцелярией Президента Республики Казахстан, его заместители; руководители структурных подразделений Администрации Президента Республики Казахстан, их первые заместители и заместители; Специальные представители Президента Республики Казахстан; директор Архива Президента Республики Казахстан, его заместители; руководители аппаратов Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, их заместители; Государственные инспектора Организационно-контрольного отдела Администрации Президента Республики Казахстан; руководители центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, их заместители; Председатели комитетов с правами юридических лиц, их заместители, начальник медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан и его заместители; акимы городов, районов, городов в районах и районов в городах, сел, сельских округов, поселков, аулов. 

Наличие данного квалифицирующего обстоятельства при злоупотреблении  должностными полномочиями оправдано. Общественная опасность преступления значительно возрастает, если субъектом  выступает лицо, располагающее значительными  государственными полномочиями и выступающее  гарантом законного поведения. Чем  выше занимает пост субъект преступления, тем больше могут пострадать интересы и авторитет государства. Соответственно, повышается степень вины лица, злоупотребляющего  должностными полномочиями. 

Особо квалифицированным видом  злоупотребления должностными полномочиями признаются деяния, предусмотренные  частями 1,2,3 ст. 307 УК РК, повлекшие тяжкие последствия (ч. 4 ст. 307 УК РК). 

Под тяжкими последствиями следует  понимать: крупная авария, длительная остановка транспорта или производственного  процесса, дезорганизация работы государственного органа или учреждения, нанесение  материального ущерба в особо  крупных размерах, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и т.п.  
При этом в случае умышленного лишения жизни и причинении тяжкого вреда здоровью при злоупотреблении должностными полномочиями содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений – по ст. 307 и ст.ст. 96 или 103 УК РК. 

Законодатель в п. 5 примечании к  ст. 307 УК РК к коррупционным отнес 12 преступлений, перечень которых является исчерпывающим и распространительному толкованию не подлежит. 

Коррупционными признаются преступления, предусмотренные: 

- п. «г» ч.3 ст. 176 УК РК (присвоение  или растрата вверенного чужого  имущества, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, совершенные  лицом, уполномоченным на выполнение  государственных функций, либо  приравненным к нему лицом,  если они сопряжены с использованием  им своего служебного положения); 

- п. «а» ч.3 ст.193 УК РК (легализация  денежных средств или иного  имущества, приобретенного незаконным  путем, предусмотренная ч.ч.1 или  2 настоящей статьи, совершенная  лицом, уполномоченным на выполнение  государственных функций, либо  приравненным к нему лицом,  если они сопряжены с использованием  им своего служебного положения); 

- п. «а» ч.3 ст. 209 УК РК (экономическая  контрабанда, предусмотренная ч.ч. 1 или 2 настоящей статьи, совершенная  лицом, уполномоченным на выполнение  государственных функций, либо  приравненным к нему лицом,  если они сопряжены с использованием  им своего служебного положения); 

- ст. 307 УК РК (злоупотребление должностными  полномочиями); 

- п. «в» ч.4 ст.308 УК РК (превышение  власти или должностных полномочий, предусмотренные ч.ч. 1, 2 или 3 данной  статьи, в целях извлечения выгод  и преимуществ для себя или  других лиц или организаций  либо нанесения вреда другим  лицам или организациям); 

- ст.310 УК РК (незаконное участие  в предпринимательской деятельности); 

- ст.311 УК РК (получение взятки); 

- ст.312 УК РК (дача взятки); 

- ст.313 УК РК (посредничество во  взяточничестве); 

- ст.314 УК РК (служебный подлог); 

- ст.315 УК РК (бездействие по службе); 

- ст.380 УК РК (злоупотребление властью,  превышение или бездействие власти). 

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 307, относится к преступлениям  небольшой тяжести. 

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 307, относится к преступлениям  средней тяжести. 

Преступления, предусмотренные ч.ч. 3 и 4 ст. 307, относятся к тяжким преступлениям. 

 

2.2 Объекты, субъекты превышения власти

 

 

 Объектом преступления превышения власти является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления. 

Дополнительным объектом могут выступать жизнь, здоровье, честь и достоинство личности. 

Объективная сторона превышения власти или должностных полномочий заключается в действиях, явно выходящих за пределы предоставленных лицу по службе полномочий; последствиях в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства; причинной связи между явным превышением виновным лицом пределов предоставленных ему полномочий и наступившими последствиями. 

Основанием признания деяния как  превышения власти или должностных  полномочий должен быть не момент его  совершения, - служебное или неслужебное  время, - а его связь с должностным  положением лица. Не следует исключать  уголовную ответственность лица за противоправные действия, совершаемые  им вне службы, но благодаря его  должностному положению, должностному авторитету, которым оно пользуется не как частное лицо, а именно как должностное. 

Преступление, предусмотренное ст. 308 УК РК законодатель определяет как  превышение власти или должностных  полномочий. То есть, в законе речь идет о двух видах преступного поведения, которые, на наш взгляд, следует разграничивать по субъекту преступления: превышение власти может совершить лицо, наделенное властными полномочиями, т.е. представитель  власти; а любое другое лицо при  совершении рассматриваемого преступления превышает должностные полномочия, которые предоставлены ему законами и подзаконными актами, определяющими  круг его прав и обязанностей по должности. 

Права и полномочия лица, за пределы  которых оно явно выходит, устанавливаются  законами и подзаконными актами. 

Действия лица, явно превышающие  его полномочия следует классифицировать следующим образом: 

1) Совершение действий, входящих  в компетенцию вышестоящего в  порядке подчиненности лица того  же ведомства. 

2) Совершение действий, входящих  в компетенцию лица данного  ведомства, которому виновное  лицо не подчинено. 

3) Совершение действий, входящих  в компетенцию лица другого  ведомства. 

4) Совершение действий входящих  в компетенцию данного лица, но  допустимых лишь при наличие  указанных в законе или ином  нормативном акте условий. 

5) Совершение действий, входящих  в компетенцию лица при наделении  его специальными полномочиями, которые ему в данном случае  не предоставлены. 

6) Единоличное действий, входящих  в компетенцию коллегиального  органа. 

7) Совершение лицом действий, которые  не вправе совершать никакое  должностное лицо. 

Другим обязательным признаком  объективной стороны превышения власти или должностных полномочий является общественно опасное деяние, выразившееся в существенном нарушении  прав и законных интересов граждан  или организаций, охраняемых законом  интересов общества или государства. Понятие «существенное нарушение» интересов общества, использованное в законе для обозначения общественно  опасного последствия в составе  анализируемого преступления, носит  оценочный характер. Оценочный характер последствия не исключает необходимости  его анализа в целях установления критериев, которые способствовали бы решению вопроса о наличии  или отсутствии требуемого последствия  в каждом конкретном случае. 

К понятию «существенное нарушение» можно использовать имеющую место  в юридической литературе применительно  к понятию «существенный вред»  характеристику последствия с количественной и качественной сторон. Качественная сторона содержит констатацию факта  нарушения названных в законе ценностей: прав и законных интересов  граждан и организаций, законных интересов общества или государства. Количественная сторона выражена в  определении «существенное» и состоит  в оценке размера, степени нарушения  этих ценностей. 

Обязательным признаком объективной  стороны превышения власти или должностных  полномочий является причинная связь  между деянием и его последствием. 

Специфический характер причинной  связи в составе превышения власти или должностных полномочий состоит  в том, что причиной являются действия лиц, описанные в законе, следствием - существенное нарушение прав и  законных интересов граждан или  организаций либо охраняемых интересов  общества или государства. В каждом случае, для констатации наличия причинной связи необходимо установить, что действие лица предшествовало существенному нарушению прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых интересов общества или государства во времени, являлось необходимым условием наступления предусмотренных последствий.  

Информация о работе Превышение власти и должностных полномочий