Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 22:36, дипломная работа
Целью работы является изучение феномена должностных преступлений, разработка научно обоснованных и практически значимых рекомендаций, направленных на повышение эффективности борьбы с ними.
Достижение указанной цели предполагается путем реализации следующих исследуемых задач:
определение понятия должностных преступлений;
выявление и систематизация основных детерминант должностных преступлений;
исследование практики борьбы с должностными преступлениями;
Введение ………………………………………………………………………..
Глава 1. Общая характеристика должностных преступлений
Понятие и признаки должностных преступлений……………….
Понятие должностного лица………………………………………
Глава 2. Проблемы квалификации и реализации уголовной ответственности за должностные преступления
2.1. Квалификация должностных преступления,
связанные со взяточничеством…………………………………………………
2.2. Вопросы квалификации иных должностных преступлений……..
2.3. Уголовно-правовые меры реализации ответственности
за должностные преступления………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………….
Библиография …………………………………………………………
Суду при вынесении приговора следовало квалифицировать действия Муканбетова по ст.305 УК Кыргызской Республики, т.к. понятием «превышение должностных полномочий» охватывается случай, когда должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции, которые относятся к полномочиям другого должностного лица.
Для решения вопроса о наличии превышения должностных полномочий необходимо выяснить компетенцию должностного лица.
В круг должностных обязанностей Муканбетова, где согласно п.7 Инструкции по осуществлению государственного контроля за транспортной деятельностью в Кыргызской Республики входил лишь контроль за транспортной деятельностью на территории Иссык-Кульской области, работники инспекции должны быть во время исполнения должностных обязанностей в форменной одежде, иметь при себе служебное удостоверение, письменное задание или маршрутный лист. По материалам уголовного дела Муканбетов на личной автомашине по своим делам ехал в сторону с.Красная Речка, находился в состоянии алкогольного опьянения, без водительского удостоверения, что подтверждается актом медицинского освидетельствования, при этом действовал самостоятельно, не имел на это ни приказа, ни распоряжения, кроме того на нем не было форменной одежды. Тем более, свои действия осуществлял на территории другой области, не входящей в зону действия транспортной инспекции Иссык-Кульского отделения. Также судом было установлено, что Муканбетов требовал от потерпевшего лицензию на прицеп автомашины, тогда как согласно нормам документа по оформлению и выдаче лицензий на автотранспортную деятельность и услуги, обеспечивающие автотранспортный процесс в Кыргызской Республике от 30.10.1998 г. № 325 на прицепы лицензии не требуются.
Приговором Чуйского районного суда от 5.07.2000 г. Качинов А. осужден за то, что в 1999 г. работая в должности зам.начальника Чуйского РЭС умышленно занижал сумму штрафных санкции за пользование электроэнергией абонентам. Качинов осужден по ст.304 ч.1 УК с применением ст.56 УК к штрафу в размере 2000 сомов. Взыскано с Качинова в пользу Чуйского РЭС 1444 сом 94 т. (судья Джунушалиев). При вынесении приговора суду следовало квалифицировать действия Качинова А. по ст.305 УК, где диспозиция данной статьи предусматривает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Для решения вопроса о наличии превышения должностных полномочий необходимо выяснить компетенцию должностного лица. Для этого следует обратиться к соответствующему нормативному акту, в котором определены права и обязанности должностного лица. Превышение должностных полномочий образуют такие действия должностного лица, в отношении которых имеется ограничение. В материалах дела имеется должностная инструкция, где указаны все права и обязанности зам.начальника Чуйского РЭС по сбыту, где в его обязанности входит организовывать предварительную выдачу извещений абонентам-неплательщикам и их отключение от сети в случае необходимости. Таким образом, явно видно, что Качинов вышел за пределы своих полномочий, что является главным отличием ст.305 от ст.304 УК Кыргызской Республики, где должностное лицо совершает то или иное действие по службе в пределах круга его служебных полномочий. А правом наложения штрафа уполномочены расчетные отделы энергосбыта.
Квалифицирующий признак данного преступления (ч.2 ст.304 УК КР) - злоупотребление должностным положением с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, а также иной личной заинтересованности.
Квалифицирующие признаки деяния, предусмотренного ч.2 ст.304 УК КР (ч.3 ст.304 УК КР):
- причинение особо крупного ущерба. Размер ущерба оценочный;
- совершение
преступления в интересах
- с целью
смены собственника помимо его
воли. Понятие смены собственника
помимо его воли означает
Особо квалифицирующие признаки деяния, предусмотренного ч.2 и 3 ст.304 УК КР (ч.4 ст.304 УК КР) – совершение деяния, должностными лицами, занимающими ответственное положение, под которыми признаются лица, занимающие государственные должности, установленные Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами Кыргызской Республики для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Государственные должности подразделяются на политические государственные должности и административные государственные должности:
- политическая
государственная должность - государственная
должность, назначение (избрание) и
освобождение от которой
- административная
государственная должность - должность
в аппарате государственного
органа законодательной, исполнительной
и судебной ветвях
Проведение незаконных проверок должностным лицом государственного контролирующего органа (ст. 304-1 УК). Объект данного посягательства – общественные отношения, обеспечивающие права физических и юридических лиц на свободное развитие предпринимательской деятельности, нормальную и законную деятельность органов государственной власти и управления. Появление данного уголовно-правового запрета было обусловлено стремлением государства ограничить (не допустить) необоснованное вмешательство государственных контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.
Следует отметить, что диспозиция данной нормы бланкетная. Проверкой считаются действия государственного контролирующего органа, связанные с оценкой деятельности субъектов предпринимательства и ее результатов на соответствие обязательным требованиям законодательства Кыргызской Республики. Существует два вида проверок: плановые и внеплановые. Плановые проверки - проверки, заранее запланированные уполномоченным госорганом с учетом установленных законодательством временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам. Внеплановые проверки - проверки, назначаемые в соответствии с создавшейся ситуацией, требующей принятия немедленного решения.
Незаконными проверками будут проверки, проводимые без достаточных на то правовых оснований, с нарушением установленного порядка (например, без соответствующего предписания).
Незаконными проверками могут быть проверки, проводимые органами, не включенными в перечень контролирующих органов, устанавливаемый Правительством КР. Нормативными актами установлен запрет на дублирующие проверки по одному и тому же направлению различными контролирующими органами. Наиболее часто незаконными являются внеплановые проверки, проводимые без письменного заявления конкретного должностного или иного лица о факте нарушения субъектом предпринимательства положений действующего законодательства или ведомственных норм.
Состав преступления материальный, т.е. для привлечения к ответственности по данной статье необходимо установление факта нарушения прав и интересов физических и юридических лиц, как правило, являющихся субъектами предпринимательства. Наиболее распространенной формой ущерба правам и интересам субъектам предпринимательства является упущенная выгода за время проверки, возможно нанесение ущерба деловой репутации и т.п. Субъективная сторона преступления выражена виной в форме умысла. Субъект посягательства специальный: должностное лицо государственного контролирующего органа (сотрудники налоговой инспекции, таможенной службы и т.п.), перечень которых утвержден упомянутым выше постановлением Правительства КР.
Квалифицированный вид рассматриваемого преступления характеризуется корыстными (извлечение выгоды для себя или других лиц) или иными побуждениями виновного (местью, завистью и т.п.). Понятие «тяжких последствий» является оценочным. Таким может быть, например, упущенная выгода в особо крупных размерах, банкротство субъекта предпринимательства.
Превышение должностных полномочий (ст. 305 УК КР). Превышение должностных полномочий определяется в УК, как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. Это деяние является преступлением менее тяжким, однако при наличии квалифицированных обстоятельств, оно становится тяжким.
Приговором Кеминского районного суда от 23.04.99 г. осужден Абдраимов Нурболот по ст.305 ч.2 УК Кыргызской Республики к 4 годам лишения свободы с применением ст.63 УК условно с испытательным сроком на 1 год.
Предварительным следствием Абдраимов Н. привлечен к уголовной ответственности по ст.305 ч.2 УК Кыргызской Республики за то, что он, работая учителем в Кичи-Кеминской средней школе им.Б.Юнусалиева 21.01.99 г. во время проведения урока в 9 классе, сделал ученику замечание и попросил пересесть на заднюю парту. Когда он повторил свою просьбу, ученик собрался пересесть, однако, он схватил его за горло и начал душить. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы потерпевший Сенирбаев получил легкие телесные повреждения. Суд при вынесении приговора должен был его действия переквалифицировать со ст.305 УК Кыргызской Республики на ст.112 УК Кыргызской Республики, т.е. умышленное причинение легкого вреда здоровью, т.к. преподаватель школы является работником государственного учреждения, который выполняет лишь профессиональные обязанности, не относящиеся к должностным лицам.
Объект посягательства - общественные отношения, обеспечивающие нормальную и законную деятельность органов государственной власти и управления.
Объективная сторона преступления заключается в совершении виновным действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа, либо действий, которые могут быть совершены этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоятельств (с согласия вышестоящего начальника), а также действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не может совершить (например, применение насилия к гражданину, пришедшему на прием к данному должностному лицу).
Диспозиция данной нормы является бланкетной. Для правильной квалификации необходимо установить объем полномочий, предоставленных данному должностному лицу в соответствии с положением, инструкцией, уставом, приказом или иным нормативным актом.
Превышение должностных полномочий имеет место в том случае, если действия этого лица связаны с осуществлением им своих должностных обязанностей, но явно выходят за рамки его компетенции.
Преступление является оконченным с момента наступления последствий, предусмотренных законом (обязательный признак), - существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, которое может выражаться в причинении материального ущерба или иного вреда (например, в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета соответствующего органа, создании помех и сбоев в его работе, нарушении общественного порядка, сокрытии тяжких преступлений и т.д.).
Размер причиненного вреда является оценочным понятием и определяется потерпевшим с учетом степени влияния неправомерного поведения должностного лица на нарушение нормальной работы соответствующего органа, тяжести причиненного морального или физического вреда гражданам либо интересам соответствующей организации.
Наступившие последствия должны находиться в причинной связи (обязательный признак) с действиями должностного лица, явно выходящими за пределы его полномочий.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного). Мотив на квалификацию преступления не влияет, то есть является факультативным признаком, но может влиять на размер наказания.
Субъект преступления специальный - должностное лицо. Квалифицирующие признаки данного посягательства (ч.2 ст.305 УК КР):
- совершение деяния в интересах организованной преступной группы или преступного сообщества;
- совершение деяния должностным лицом, занимающим ответственное положение;
- превышение
полномочий с применением
- совершение преступления с применением оружия или специальных средств.
- совершение
деяния с причинением тяжких
последствий (оценочный признак). Таковым,
например, может быть причинение
потерпевшему смерти по
- совершение
деяния с целью смены
Пытка (ст. 305-1 УК КР). Непосредственный объект пытки – права человека, задержанного или обвиняемого на достойное обращение с ним в ходе следствия или иной стадии уголовного процесса либо оперативно-розыскной деятельности.
В ч.1 ст.22 Конституции КР указано, что ни один человек не может подвергаться пыткам, истязаниям или унизительным антигуманным наказаниям. Введение данного уголовно-правового запрета обусловлено актуализацией защиты прав человека в процессе расследования преступлений.
Международно-правовой основой данного уголовно-правового запрета является Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 12 декабря 1984 г. Кыргызстан присоединился к данной Конвенции законом КР от 26 июля 1996 года N 46.
Информация о работе Проблемы уголовной ответственности за должностные преступления