Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 22:36, дипломная работа
Целью работы является изучение феномена должностных преступлений, разработка научно обоснованных и практически значимых рекомендаций, направленных на повышение эффективности борьбы с ними.
Достижение указанной цели предполагается путем реализации следующих исследуемых задач:
определение понятия должностных преступлений;
выявление и систематизация основных детерминант должностных преступлений;
исследование практики борьбы с должностными преступлениями;
Введение ………………………………………………………………………..
Глава 1. Общая характеристика должностных преступлений
Понятие и признаки должностных преступлений……………….
Понятие должностного лица………………………………………
Глава 2. Проблемы квалификации и реализации уголовной ответственности за должностные преступления
2.1. Квалификация должностных преступления,
связанные со взяточничеством…………………………………………………
2.2. Вопросы квалификации иных должностных преступлений……..
2.3. Уголовно-правовые меры реализации ответственности
за должностные преступления………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………….
Библиография …………………………………………………………
В результате этого у лица формируется мотивация передавать взятку для быстрого разрешения своего вопроса.
Вымогательство следует отличать от случаев простого предложения дать взятку за должностную услугу.
Субъективная сторона вымогательства взятки. Вымогательство взятки может быть совершено лишь прямым умыслом. Должностное лицо сознает, что требует взятку либо ставит лицо в такие условия, при которых последний вынужден дать взятку. Должностное лицо совершает это деяние с корыстной целью. Следует отметить, что в этих случаях должностное лицо также сознает, что от его действий зависит разрешение того иного вопроса, в котором заинтересовано лицо, а также законного права и интересы последнего.
Субъект вымогательства взятки - должностное лицо, анализ определения которого дан в параграфе 3 первой главы данной дипломной работы.
Квалифицирующие обстоятельства вымогательства взятки
Законодатель, исходя из собственной оценки общественной опасности взяточничества, предусмотрел ряд квалифицирующих обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность за данное деяние.
К таким обстоятельствам, назовем их общими, в составе в составе вымогательства взятки - относятся совершение одного из перечисленных преступлений:
• должностным лицом, занимающим ответственное положение;
• в крупном размере.
Вымогательство взятки (ст. 313 УК Кыргызской Республики), совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение.
Введение законодателем данного квалифицирующего признака свидетельствует о том, что в силу занимаемого положения виновный способен нанести гораздо больший ущерб охраняемым общественным отношениям, интересам государственной службы. Понятие должностного лица, занимающего ответственное положение, дано в п. 2 примечания к ст. 304 УК Кыргызской Республики. Это лица, занимающие государственные должности, установленные Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами Кыргызской Республики для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
По Конституции Кыргызской Республики государственные должности занимают:
• Президент Кыргызской Республики;
• премьер-министр Кыргызской Республики;
• Торага Жогорку Кенеша;
• депутаты парламента;
• министры;
• Генеральный прокурор;
• судьи.
Конституционные законы Кыргызской Республики к должностным лицам также относят:
• председателя Центральной избирательной комиссии;
• председателя Счетной комиссии.
Таким образом, должностные лица, занимающие ответственные положения, в силу своей должности выполняют функции, значимые для общества, нации и государства в целом.
Крупный размер взятки определен примечанием к ст. 313 УК Кыргызской Республики. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие в сто раз расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления.
Вопросы освобождения от уголовной ответственности при вымогательстве взятки.
В связи с неоднозначностью решения вопросов освобождения от уголовной ответственности при вымогательстве взятки остановимся на некоторых признаках вымогательства, имеющих значение при решении вопроса об освобождении взяткодателя от уголовной ответственности за дачу взятки.
При вымогательстве взятки должностное лицо, злоупотребляя своим служебным положением и используя при этом определенную зависимость лица, вынуждает последнего дать взятку.
Однако не всякое предложение дать взятку является требованием (вымогательством) со стороны должностного лица и не всякое вымогательство может явиться основанием освобождения лица от уголовной ответственности.
Вымогательство взятки возможно только в случаях угрозы совершения незаконного действия, ущемляющего законные права «граждан, или умышленного поставления их в такие условия, при которых потерпевший вынужден дать взятку для предотвращения наступления вредных для себя последствий. Во всех ситуациях под угрозу нарушения ставятся только законные интересы лица, от которого требуется взятка. Не могут быть признаны законными интересы взяткодателя, который преследовал, например, цели уклонения от ответственности, незаконного получения лицензии, освобождения от налогов, таможенных пошлин, прописки и т.д. В данном случае не может быть никакого вымогательства, так как закон охраняет только правомерные интересы потерпевших.
В.И. Зубкова предлагает признать взяткодателя потерпевшим, если в действиях взяткополучателя действительно имеет место вымогательство и квалифицируются они (действия) по признаку вымогательства взятки36. Анализ судебной практики показал, что при требовании должностным лицом взятки граждане имеют, как правило, возможность сообщить соответствующим органам о вымогательстве взятки, но желание как можно быстрее получить какое-либо право или освободиться от обязанностей влекут за собой формирование умысла на дачу взятки и соответственно его реализацию.
Встречались случаи, когда у лица отсутствовала реальная возможность сообщить о вымогательстве взятки, а последствия за отказ в даче взятки могли наступить немедленно – материальные ценности передавались вымогателю, но с целью последующего его разоблачения. Взяткодатель, сразу же заявивший о состоявшейся передаче взятки, вымогаемой должностным лицом, все равно в этом случае не признавался следственными органами потерпевшим от преступления, и взятка потерпевшему лицу не возвращалась. Однако такие случаи единичны и встречаются в практике редко. Тем не менее, было бы целесообразно получить соответствующие разъяснения Верховного суда Кыргызской Республики о том, что деньги или иные ценности, переданные взяткополучателю при вымогательстве взятки, при отсутствии у взяткодателя возможности сообщить об этом в соответствующие органы и угрозе немедленного наступления нежелательных для взяткодателя последствий, должны быть возвращены владельцу.
Судебная практика исходит из того, что в случаях, когда в отношении взяткодателя имело место вымогательство, и он добровольно заявил об этом до передачи взятки, деньги и иные ценности, переданные в виде взятки, возвращаются владельцу.
Однако указанные лица должны рассматриваться как потерпевшие. Если при вымогательстве взятки лицо передает взяткополучателю материальные ценности под контролем соответствующих органов, выступая при этом "мнимым" взяткодателем, то, на наш взгляд, не может быть и речи об общественной опасности и противоправности деяния данного лица, так как преследуемая при этом цель одна - разоблачение взяткополучателя. Но лица, передающие материальные ценности должностному лицу под контролем правоохранительных органов, необоснованно приравниваются к лицам, совершившим преступление, дача взятки; в отношении их выносится постановление о прекращении уголовного дела в связи с имевшим место вымогательством и добровольным заявлением. В данной ситуации взятка передается не под воздействием вымогателя-взяткополучателя, а признание лица, передающего ее взяткодателю, противоречит закону.
А.Б. Сахаров считает, что сообщение о даче взятки, сделанное взяткодателем его сослуживцам, также должно рассматриваться как добровольное заявление, освобождающее взяткодателя от уголовной ответственности37.
Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности за дачу взятки является одним из специальных видов освобождения лица от уголовной ответственности. Наличие данного института в уголовном праве объясняется стремлением законодателя стимулировать выявление взяточничества. Как показывает практика, во многих случаях взяткодатели сообщают о передаче взятки по истечении длительного периода времени. В других ситуациях взяткодатели нередко являются самыми активными участниками передачи взятки должностному лицу либо из ложного понятия о благодарности преподносят подарки за оказанную услугу.
Получение взятки. Получение взятки – самое тяжкое из группы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Его особая опасность в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, государственных служащих, органов власти и управления, создает у многих людей впечатление о том, что все их желания и, прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи.
Получение взятки является корыстным преступлением по службе, суть которого состоит в получении должностным лицом незаконного материального вознаграждения за его служебное поведение или в связи с занимаемой должностью38. При этом диспозиция ч. 1 ст. 313-1 УК КР построена как описательная, с указанием наиболее важных признаков, характеризующих это преступление - это получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Редакция выше указанной статьи УК КР существенно детализирует предмет взятки, объективную и субъективную стороны преступления, устанавливает ответственность за квалифицированный и особо квалифицированный состав.
Приведем примеры из практики.
АКС ГКНБ КР в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий 15 января 2014 г. при получении взятки в размере 10 тысяч сомов с поличным задержан помощник прокурора Аламединской районной прокуратуры Чуйской области Д.Д. По данному факту следственным управлением ГКНБ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 313-1 УК КР39.
Сотрудниками Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД КР задержан один из руководителей Таласской облгосадминистрации подозреваемый в получении взятки. По данным пресс службы МВД, 3 августа 2013 г., сотрудниками правоохранительных органов чиновник был пойман с поличным в своем служебном кабинете при получении взятки в размере 3 тысяч сомов от предпринимателя, проживающего в Таласской области. При личном досмотре и обыске оперативники обнаружили и изъяли в качестве вещественных доказательств ранее помеченные денежные купюры, а также мешок муки, обнаруженный в багажнике служебной автомашины чиновника.
Понятие «получение взятки» охватывает абсолютно все незаконные получения должностными лицами любых материальных ценностей и не выраженных материально выгод имущественного характера. Невозможно дать исчерпывающее определение данному явлению, так как формы взяточничества, порядок передачи ценностей от одного лица другому (например, через цепь подставных лиц) в каждом конкретном случае очень индивидуализирован. Дав исчерпывающее определение, законодатель тем самым поставит себя в условие, когда необходимо будет периодически и постоянно вносить изменения в перечень.
Непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие нормальную и законную деятельность органов государственной власти и управления.
Предмет является обязательным признаком данного преступления. В уголовном праве всегда отводилась большая роль проблеме определения предмета. Предметом взятки, Уголовный закон определяет:
– деньги;
– ценные бумаги;
– имущество;
– выгоды имущественного характера.
Поэтому не образуют взяточничества случаи предоставления должностному лицу хоть и дефицитных товаров и услуг, но оплаченных им в полном объеме (возможность приобрести раритетную книгу или украшение, внеочередной ремонт квартиры и так далее). Оказание должностному лицу услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, за совершение им по службе тех или иных действий или за бездействие (например, дача устно или письменно благоприятного отзыва о его работе, положительная рекомендация, почетная грамота и тому подобное) не может рассматриваться как взяточничество.
Итак, только незаконное вознаграждение может быть рассмотрено в качестве предмета взятки, которое:
1) действует
в виде вознаграждения за
2) должна побудить к совершению такого действия должностное лицо.
Объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 313-1 УК КР, является получение взятки должностным лицом лично или через посредника. Получение взятки по конструкции объективной стороны относится к так называемым формальным составам, не предусматривая в качестве обязательного своего признака наступление общественно опасных последствий.
Толкование закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения, за которые дается взятка:
1) правомерные
действия (бездействие), которые входят
в служебные полномочия
Информация о работе Проблемы уголовной ответственности за должностные преступления