Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 22:36, дипломная работа
Целью работы является изучение феномена должностных преступлений, разработка научно обоснованных и практически значимых рекомендаций, направленных на повышение эффективности борьбы с ними.
Достижение указанной цели предполагается путем реализации следующих исследуемых задач:
определение понятия должностных преступлений;
выявление и систематизация основных детерминант должностных преступлений;
исследование практики борьбы с должностными преступлениями;
Введение ………………………………………………………………………..
Глава 1. Общая характеристика должностных преступлений
Понятие и признаки должностных преступлений……………….
Понятие должностного лица………………………………………
Глава 2. Проблемы квалификации и реализации уголовной ответственности за должностные преступления
2.1. Квалификация должностных преступления,
связанные со взяточничеством…………………………………………………
2.2. Вопросы квалификации иных должностных преступлений……..
2.3. Уголовно-правовые меры реализации ответственности
за должностные преступления………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………….
Библиография …………………………………………………………
2) правомерные
действия (бездействие), которые не
входят в служебные полномочия
должностного лица, если оно в
силу должностного положения
может способствовать таким
3) неправомерные действия (бездействия), которые должностное лицо совершает, используя свое должностное положение (ч. 1 ст. 313-1 УК КР);
4) общее
покровительство или
Из вышесказанного видно, что незаконные действия должностного лица - это неправомерные действия, которые вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления41.
Доказанным следует признавать совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 313-1 УК КР (получение должностным лицом лично или через посредника взятки за общее попустительство по службе) в случае когда действия обвиняемого расцениваются и как попустительство по службе и как незаконное бездействие. К примеру, попустительством по службе будет не составление административного протокола инспектором ГАИ по выявленному факту совершения административного правонарушения.
Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложным по содержанию, которые включают в себя:
1) принятие взятки должностным лицом как волеизъявление;
2) принятие
взятки как получение
Принятие взятки должностным лицом как волеизъявление является основным содержанием объективной стороны взяточничества. Указанная часть объективной стороны может быть выполнена только лично должностным лицом - получение взятки. Получение взятки является активным или пассивным изъявлением согласия на получение благодарности за совершенное действие или бездействие, или в качестве подкупа за такое действие или бездействие, которое еще не совершено 42.
В литературе отмечается, что одно лишь предложение и даже требование дать взятку не может расцениваться как стадия этого преступления и повлечь уголовную ответственность. Такой вывод обосновывается тем, что в указанной ситуации отсутствует реальное посягательство на общественные отношения и интересы, охраняемые уголовно - правовыми нормами о взяточничестве43.
Принятие взятки как получение имущественного блага может выразиться:
1) в завладении
предметом взяточничества в
2) в приобретении имущественного права, например, на недвижимость или на именную ценную бумагу;
3) в фактическом
пользовании предоставленными
4) в приобретении (оформлении) права, предоставляющего имущественную выгоду (например, беспроцентного кредита) или освобождении от обязанностей (например, прощение долга).
Для того чтобы считать объективную сторону получения взятки выполненной требуется исполнение обоих элементов, это принятие взятки - волеизъявления, и принятие взятки - получение имущественного блага. При не получении имущественного блага преступление будет считаться неоконченным. При отсутствии первого элемента уголовная ответственность вовсе исключается. Например, должностное лицо не в состоянии погасить долг в указанные сроки, а кредитор в знак благодарности за уже совершенные действия в пользу него по службе прощает долг. Не будет считаться получением взятки, если должностное лицо не соглашается с прощением долга. Даже если служебные полномочия использовались в пользу кредитора, то их можно считать скорее дружеской услугой, так как за нее не была получена имущественная выгода (то есть злоупотреблением полномочиями или дисциплинарным проступком). В случае если должностное лицо в какой либо форме не согласилось на получение взятки, то завладение предметом взятки не может считаться получением взятки.44.
Уголовно - правовая теория и практика признают, что получение взятки будет окончено с момента принятия хотя бы части взятки, если вознаграждение передавалось по частям. Этот момент сравнительно не трудно определить, если предметом взятки являются деньги, какое - либо движимое имущество и передаются они из рук в руки, что бывает далеко не всегда. Момент окончания получения взятки должен определяться по моменту осознания должностным лицом факта передачи в его распоряжение вещей или денег и одобрения этого факта.
Одобрение может быть и молчаливым. Оно может выразиться и в недостаточно активном протесте, то есть в протесте игрового характера и в последующем непринятии никаких мер, чтобы вернуть предмет взятки взяткодателю.
Законодатель в уголовном законе указал на то, что принятие взятки может быть выполнено не только лично должностным лицом, но и иным лицом (посредником), действующим от имени должностного лица и в его интересах. Посредником получения взятки считается пособник взяткополучателя, которому доверено получение конкретной взятки или систематическое получение взяток. Необходимо установить в таких случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния, для которого использовалось служебное положение в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель 45.
Посредник привлекается к уголовной ответственности за пособничество во взяточничестве в случаях, предусмотренных ст. 33 УК в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли 46. Закон предусматривает, что взятку может получать должностное лицо лично или через представителя, но не говорит, в чью пользу предоставляется имущественная выгода. Возможно, что такое предоставление не только в пользу самого должностного лица, но и в пользу его родственников и может расцениваться взяткой. Взяткой будет считаться имущественное предоставление в пользу любого другого лица, если в таком предоставлении заинтересовано должностное лицо. Следовательно, возможно получение взятки третьими лицами как для передачи заинтересованному должностному лицу так и в личных интересах с разрешения должностного лица47.
Субъективные признаки преступления. Отличительной чертой взяточничества является то, что оно совершаются специальным субъектом, должностным лицом.
Субъектами преступления предусмотренного ст. 313-1 УК КР являются следующие лица:
1) представители власти;
2) лица, выполняющие организационно - распорядительные функции;
3) лица,
выполняющие административно - хозяйственные
функции. Исполнитель получения
взятки должен иметь, по крайней
мере, один из трех выше указанных
признаков должностного лица. В
некоторых случаях субъект
Кроме того, ст. 313-1 в качестве субъекта преступления предусматривает также иностранное должностное лицо под которым понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо функцию для иностранного государства, в том числе для государственного ведомства или предприятия.
Под должностным лицом международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Субъективная сторона - непременный элемент состава любого преступления, что обусловлено принципом субъективного вменения, сформулированного в ст. 22 УК КР. Вина - является обязательным признаком субъективной стороны. Без вины нет и не может быть состава преступления, а следовательно, и уголовной ответственности.
Взяточничество - это умышленная преступная деятельность. Субъективная сторона взяточничества характеризуется виной в виде прямого умысла. При получении взятки виновный понимает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение каких либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя и при этом использует свое служебное положение. Умыслом в данном случае является осознание взяткополучателя об осведомлении взяткодателя, что получаемое должностным лицом вознаграждение незаконно. И дается она за действия (бездействия) предоставленные с использованием служебного положения.
А может ли получение взятки осуществляться с косвенным умыслом? Например, предмет взятки «подкидывается» незаметно для самого лица, которому он предназначается, в ящик стола, в карман пальто, среди листов книг. Взяткополучатель не имел желания получить вознаграждение, он даже не выражал это, но затем, обнаружив у себя предмет взятки, просто смирился с этим фактом, то есть, как бы сознательно его допустил. Нежелание субъекта вернуть предмет взятки или заявить о нем в соответствующие органы более чем предполагает оставить его у себя. Любой здравомыслящий человек, понимая, что ему передана взятка, не может отнестись к этому безразлично, так как сознаёт, что совершает преступление.
Обязательными признаками получения взятки является корыстный мотив и цель – нажива 48.
Отграничение взяточничества от спонсорской помощи не входит в число правовых вопросов и является процессуальной проблемой. Но в принципе это сделать несложно, так как спонсорство, как правило, не осуществляется тайно, а напротив, широко рекламируется и является положительным явлением.
Однако возможна ситуация, когда спонсорская помощь оказывается под давлением со стороны должностного лица. Такое «спонсорство» может проявиться в получении дорогого подарка, который должностное лицо использует, например, в своем кабинете, на рабочем столе. В данном случае, стоит вести речь о незаконном получении спонсорской помощи, о ее вымогательстве, то есть имеет место не что иное, как получение взятки, сопряженное с вымогательством.
Для того чтобы квалифицировать преступление не имеет значения, намерен ли получатель взятки исполнить действия, за которые она дана. Желание совершить действие не входит в содержание умысла при совершении этого преступления. В случае завладения путем обмана имуществом взяткодателя (т.е. взятка все таки взята, а действия не выполнены), возможно наступление ответственности за получение взятки, как за более опасное преступление, чем мошенничество. В этом случае содеянное в полной мере поражает объект посягательства и недобросовестность взяточника не может исключить уголовное преследование за получение взятки49.
Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки получения взятки.
Квалифицированные составы получения взятки образуются в случае получения взятки должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом международной организации лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц либо за незаконные действия (бездействие) (ч.3 ст.313-1 УК КР):
- за предоставление должности в системе государственной или муниципальной службы;
- группой
лиц по предварительному
- получение
взятки в крупном размере. Крупным
размером взятки признаются
Особо квалифицированными составами получения взятки, предусмотренными ч. 1-3 ст. 313-1 (ч.4 ст. 313 – 1 УК) являются:
- в особо
крупном размере, т.е. сумма денег,
стоимость ценных бумаг, иного
имущества или выгод
- совершение преступления лицом, занимающим ответственное положение. Особо крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, в одну тысячу раз превышающая расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления.
Посредничество во взяточничестве. Уголовно наказуемым деянием является не только передача взятки непосредственно по поручению взяткодателя или взяткополучателя и способствование достижению договоренности о взятке, а и предложение посредничества или обещание его. В процессе квалификации взяточничества значительные трудности возникают с правовой оценкой поведения посредника, в частности при:
В УК КР 1997 г. самостоятельный состав преступления за посредничество во взяточничестве был введен в соответствии с Законом КР от 10.08.12 г. № 164. Таким образом, в настоящее время под посредничеством во взяточничестве понимаются:
Информация о работе Проблемы уголовной ответственности за должностные преступления