Проблемы уголовной ответственности за должностные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 22:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение феномена должностных преступлений, разработка научно обоснованных и практически значимых рекомендаций, направленных на повышение эффективности борьбы с ними.
Достижение указанной цели предполагается путем реализации следующих исследуемых задач:
определение понятия должностных преступлений;
выявление и систематизация основных детерминант должностных преступлений;
исследование практики борьбы с должностными преступлениями;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..

Глава 1. Общая характеристика должностных преступлений

Понятие и признаки должностных преступлений……………….
Понятие должностного лица………………………………………

Глава 2. Проблемы квалификации и реализации уголовной ответственности за должностные преступления

2.1. Квалификация должностных преступления,
связанные со взяточничеством…………………………………………………
2.2. Вопросы квалификации иных должностных преступлений……..
2.3. Уголовно-правовые меры реализации ответственности
за должностные преступления………………………………………………..

Заключение …………………………………………………………….
Библиография …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом проблемы УО должн.преступл..docx

— 157.26 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемое преступление является разновидностью квалифицированного вида истязания - причинения физических или психических страданий со стороны  должностного лица правоохранительного органа, иного государственного органа, либо другого лица по его поручению или ведома. О понятии психических и физических страданий - см. комментарий к ст. 111 УК КР. 

При наличии превышения должностных полномочий (ст.305 УК КР) виновный несет ответственность по совокупности с данной нормой. Возможна также совокупность по ст. 322 УК КР за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и по ст. 324 УК КР за незаконное задержание или заключение под стражу.

При совершении данного преступления должностным лицом и лицом, таковым не являющимся, например, внештатным сотрудником,  содеянное квалифицируется по совокупности ст. 31 и  настоящей статьи.

Субъективная сторона характеризуется только умышленной формой вины. Виновный осознает противоправный характер пытки и желает использовать ее как способ достижения своих целей. Указана специальная цель посягательства - получить от потерпевшего сведения или признания,  наказать его за действие,  которое оно совершило или в совершении которого  оно подозревается,  а также запугать и принудить к совершению определенных действий.

Субъект преступления специальный: должностное лицо правоохранительного и иного  органа, иное лицо, применяющее пытку с ведома и согласия должностного лица.

Нарушение земельного законодательства Кыргызской Республики (ст. 305-2 УК КР).   Объект посягательства - общественные отношения, обеспечивающие нормальную и законную деятельность органов государственной власти и управления в сфере предоставления земли и землепользования. Введение данного запрета обусловлено многочисленными нарушениями земельного законодательства, связанными с предоставлением в собственность (аренду) земель государственной или муниципальной собственности.

Предмет посягательства - земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. О понятии «земля» – см. комментарий к ст. 273 УК.

Объективная сторона преступления состоит в  предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или во временное пользование с нарушением земельного законодательства. Диспозиция нормы носит бланкетный характер. Для уяснения характера  нарушений земельного законодательства необходимо обратиться к Земельному кодексу КР от 2 июня 1999 г. № 45. В случае наличия составов незаконной регистрации сделок с землей, служебного подлога, содеянное квалифицируется по совокупности с рассматриваемой статьей и ст. 179 и 315 УК.

Преступление совершается с виной в форме умысла. Мотивы преступления, как правило, корыстные, на квалификацию преступления не влияют, то есть является факультативным признаком, но могут влиять на размер наказания.

Субъект преступления специальный - должностное лицо уполномоченного государственного органа по регулированию земельных отношений (например, государственные инспектора по контролю за использованием и охраной земель).

Заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам Кыргызской Республики (ст. 306 УК КР).  Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и законную деятельность органов государственной власти и управления, а также отношения в сфере экономики.

Объективная сторона преступления состоит из двух составов: 1) в подписании (заключении) должностным лицом заведомо невыгодного контракта для государства; 2) осуществление государственной закупки, повлекшее ущерб в крупном размере.

Заключение невыгодного контракта для государства означает, что должностное лицо при наличии возможности подписать контракт (например, на изготовление национальных паспортов) на более выгодных условиях (при одинаковом качестве) с другими подрядчиками, подписывает менее выгодный.

По тем же правилам квалифицируются действия должностного лица при осуществлении государственной закупки (например, продуктов питания, медикаментов для социальной сферы).

Обязательным признаком преступления является наступление ущерба в крупном размере (оценочный признак). Преступление имеет материальный состав.

Преступление совершается с виной в форме умысла. Мотивы преступления, как правило, корыстные, на квалификацию преступления не влияют, то есть является факультативным признаком, но могут влиять на размер наказания.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, имеющее право подписывать соответствующие контракты для государства или производить государственные закупки.

Квалифицирующие признаки рассматриваемого посягательства:

- совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или в интересах организованной преступной группы.

Незаконное использование служебного положения при осуществлении приватизации, налоговой, таможенной или лицензионно-разрешительной деятельности (ст.307 УК).  Объект посягательства - общественные отношения, обеспечивающие нормальную и  законную деятельность органов государственной власти и управления при осуществлении приватизации, налоговой, таможенной или лицензионной деятельности. Данное преступление является разновидностью злоупотребления  должностным положением (ст.304 УК).

Объективная сторона преступления состоит в использовании должностным лицом своего служебного положения, заключающееся в:

- передаче  в собственность не подлежащих  приватизации объектов;

- занижении налогов, таможенных платежей или стоимости приватизируемых объектов;

- незаконном  освобождении от налогов или таможенных платежей;

- незаконной  выдаче лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на занятие определенной деятельностью.

Перечень (список) объектов, не подлежащих приватизации, устанавливается Правительством КР и утверждается Жогорку Кенешем КР. К таковым относятся, например, большинство объектов министерства обороны, службы национальной безопасности и министерства внутренних дел.

Занижение стоимости приватизируемых объектов возникает в случае использования неправильных методик расчета оценочной стоимости объекта. Оценка стоимости приватизируемого объекта осуществляется комиссионно, что требует дифференцированной квалификации действий виновных.

Основания и порядок выдачи лицензий указаны в законе КР «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» от 19 октября 2013 года № 195. Занижение стоимости приватизируемых объектов, занижение налогов, таможенных платежей, либо незаконное освобождение от них, как показывает практика связано с получением взятки, подделкой документов, а также халатностью. Содеянное требует квалификации по совокупности указанных преступлений. 

Преступление окончено с момента совершения перечисленных действий (формальный состав).

Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Мотив на квалификацию преступления не влияет, то есть является факультативным признаком и может влиять на размер наказания.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, обладающее соответствующими полномочиями по приватизации, лицензированию и т.п.

Квалифицирующий признак данного преступления наличествует, если оно совершено группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст.31 УК) либо при этом  имеет место причинение крупного ущерб. Крупный ущерб в данном случае в законе не обозначен (оценочный признак).

Невыполнение предусмотренных законодательством Кыргызской Республики и договором (контрактом) условий применения ограничений или прекращения (отключения) электроснабжения либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 307-1 УК КР). Объектом посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную или минимально допустимую степень функционирования объектов жизнеобеспечения населения.

Понятие объекта жизнеобеспечения чаще всего отождествляется с объектами коммунальной инфраструктуры, относящимися к системам жизнеобеспечения, под которыми, в частности, понимаются объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов.

Представляется, что под источниками жизнеобеспечения, указанными в диспозиции рассматриваемой статьи УК, необходимо понимать электрическую, тепловую энергию, газ и воду, используемые потребителями для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При характеристике деяния как признака объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 307-1 УК, законодатель оперирует понятиями "прекращение", "ограничение", "отключение". Необходимо особо отметить, что эти понятия также до недавнего времени не имели легального толкования. Статья 307-1 УК бланкетная, и для уяснения ее сути необходимо обратиться к различным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в области энергоснабжения потребителей.

Ограничение предоставления коммунальной услуги - это временное уменьшение объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение графика предоставления коммунальной услуги в течение суток. Под понятием "прекращение" подачи коммунальных услуг, под которым следует понимать остановку подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

По нашему мнению, временное прекращение подачи электрической энергии (т.н. «веерные отключения»), например, в лечебные учреждения системы здравоохранения может привести к тяжким последствиям. Привлечение же виновных лиц (в этом случае - к уголовной ответственности по ст. 307-1 УК) будет следствием расширенного толкования уголовно-правовой нормы.

Очевидно, что изменение параметров электрической энергии - один из способов лишения потребителей источников жизнеобеспечения. Аналогичные последствия происходят при изменении параметров природного газа (газовой смеси), воды или объема тепловой энергии, подаваемой в систему теплоснабжения потребителей. Зачастую с началом отопительного сезона энергоснабжающие организации в нарушение решения органа местного самоуправления о начале теплоснабжения потребителей не осуществляют подачу тепловой энергии жителям. Законодатель в ст. 307-1 УК установил уголовную ответственность за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо за отключение от других источников жизнеобеспечения. Таким образом, за ограничение подачи других источников жизнеобеспечения уголовная ответственность по ст. 307-1 УК наступать не может. Это положение весьма непоследовательно и спорно. Ограничение подачи других источников жизнеобеспечения (газ, тепловая энергия, вода) при наступлении последствий, указанных в диспозиции ст. 307-1 УК, также представляет общественную опасность и способно весьма негативно сказаться на охраняемых законом интересах общества и личности.

Состав преступления – материальный, т.к. в статье указано на наступление общественно-опасных последствий как причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия. Субъективная сторона характеризуется умыслом по отношению к действиям (ограничение, прекращение, отключение) и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям.

Субъект преступления – соответствующее ответственное должностное лицо (например, директор или его заместитель предприятия электрических сетей, ТЭЦ и т.п.) либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поставляющие соответствующие услуги по обеспечению населения электроэнергией, теплом, газом и т.п.

Квалифицированный состав рассматриваемого преступления включает последствия в виде смерти человека по неосторожности.

Незаконное использование бюджетных средств (ст. 308 УК КР). Непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие нормальную и  законную деятельность органов государственной власти и управления в сфере использования бюджетных средств. Данное посягательство также можно считать разновидностью злоупотребления должностным положением (ст.304 УК).

Объективная сторона преступления заключается в незаконном использовании должностным лицом бюджетных средств. Незаконным использованием бюджетных средств является использование таких средств не по целевому назначению (например, расходование статей бюджета организации, предусмотренных на закупку оборудования, на различные представительские расходы).

Обязательным признаком преступления является причинение ущерба государственным или общественным интересам (оценочный признак).

Субъективная сторона преступления представлена виной в форме умысла (прямого или косвенного). Мотив преступления, как правило, корыстный на квалификацию преступления не влияет, то есть является факультативным признаком.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

Незаконное обогащение (ст. 308-1 УК). Объектом посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие интересы государственной службы и ее авторитет, предполагающий чистоту рядов соответствующих должностных лиц. Данный уголовно-правовой запрет введен против должностных лиц, чье состояние и текущие расходы явно несоразмерны их официальным зарплатам.

В Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003, которую Кыргызская Республика ратифицировала законом от 6 августа 2005 года № 128 статья 20 Конвенции предусматривает уголовную ответственность за незаконное обогащение» со следующим содержанием:

Информация о работе Проблемы уголовной ответственности за должностные преступления