Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:24, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности системы принципов российского уголовного права на современном этапе.
Задачи исследования:
— дать определение понятию «система принципов уголовного права России»;
— рассмотреть историю становления института принципов в отечественном уголовном праве;
— раскрыть современное понимание принципов российского уголовного права;
— проанализировать содержание и сущность системы принципов уголовного права, выявив проблемы их реализации.
Введение……….……………………….………………………….…...…….........3
1 Сущность принципов уголовного права России………..………..............…...6
1.1История становления принципов уголовного права………………..…..…...6
1.2 Современное понимание принципов российского уголовного права…....10
2 Система принципов уголовного права России…..…………….…………….13
2.1 Принцип законности.……………………………….……..…..…………….13
2.2 Принцип равенства граждан перед законом..……..……………………….25
2.3 Принцип вины..………………………………………..……….…………….27
2.4 Принцип справедливости.……………………………..…….………………34
2.5 Принцип гуманизма.……………………………………..…………………..46
Заключение.…………………………………………………………..…………..54
Глоссарий........…………………………………………………………………...57
список использованных источников..………………...…..……………............59
список сокращений..………………………………………………………….…64
И все же в целом проблема оценки критериев тяжести старого и нового закона осталась нерешенной, поскольку определение максимальных границ санкции надлежит корректировать с учетом положений Общей части Кодекса, и именно это породило рассогласованное применение нового закона, далеко выходящее за пределы, обозначаемые как отсутствие единообразной судебной практики.
При пересмотре приговоров на основании действия нового закона главной проблемой явилось определение границ новой санкции с применением норм Общей части Кодекса о назначении наказания.
При постановлении обвинительного приговора и назначении наказания пределы назначения наказания определяются санкцией статьи Особенной части Кодекса, а также нормами Общей части, урезающими границы назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств (ст. 62 УК РФ), вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ), за неоконченное преступление (ст. 66 УК РФ), при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), в отношении несовершеннолетних (ст. 88 УК РФ). Особый случай определения пределов наказания предусмотрен в ч. 7 ст. 316 УПК РФ о назначении наказания при особом порядке судебного разбирательства.
При
постановлении приговора и
В
этом отношении наука уголовного
права и судебная практика выработали
обоснованные критерии сравнительной
оценки степени относительной
Очевидно, что сокращение наказания, применяемое судом в связи со смягчением наказания, на основании более мягкого уголовного закона имеет иную правовую природу, нежели его назначение, поскольку в ч. 2 ст. 10 УК РФ не указано, что при сокращении суду надлежит дать оценку характера и степени общественной опасности преступления и учесть иные нормы, которыми следует руководствоваться при назначении наказания.
В. Н. Кудрявцев пишет: «Вопросы переквалификации всегда решаются с учетом санкции уголовно-правовой нормы. Казалось бы, это противоречит отмечавшемуся выше положению, что квалификация преступлений ни в коей мере не может ставиться в зависимость от меры наказания. В действительности здесь противоречия нет. Санкция в данном случае не является решающим основанием. Она только ограничивает возможности для переквалификации, не допуская ухудшения положения обвиняемого по сравнению со старым законом. Действительным же основанием для переквалификации служит изменение состава того или иного преступления и (или) степени его общественной опсности»1. Д. В. Качурин полагает так: «По сути, санкция статьи Особенной части УК РФ выступает в качестве правовой оценки содеянного, а установление минимума и максимума наказания служит гарантией соблюдения законности»2.
Приведенные суждения позволяют ответить на вопрос о том, что является определяющим при постановлении приговора в период действия нового закона и при пересмотре назначенного наказания по приговору, вступившему в законную силу. В первом случае - это оценка общественной опасности преступления, которая дается в судебном приговоре, во втором - формальное сравнение санкций и применение смягченной санкции статьи.
При
изменении состава
В
отличие от назначения наказания
при сокращении наказания на основании
ч. 2 ст. 10 УК РФ общественная опасность
деяния не подвергается переоценке, не
решаются вопросы фактических
При пересмотре наказания в связи с действием нового закона, хотя и не подвергается сомнению тот факт, что общественная опасность преступления стала иной, но тем не менее оценка характера и степени общественной опасности содеянного не происходит.
Каким образом принцип законности оказывает свое воздействие на стадии пересмотра приговора? Является ли категория «пределы сокращения наказания» оценочной, или пределы должны быть четко обозначены в уголовном законе?
М. Д. Шаргородский отмечал, что «тогда, когда законодатель устанавливает наказуемость какого-либо деяния лишь при наличии каких-либо ограничительных условий, судебные органы не имеют права вопреки его воле распространять наказуемость на случаи, не содержащие этих ограничительных условий» 1. Указанное рассуждение М. Д. Шаргородского верно применительно к случаям пересмотра приговора в связи с действием нового уголовного закона. В самом деле, когда наказуемость преступления на основании нового закона подвергается изменению, а санкция нового закона смягчается, то при таких обстоятельствах правоприменитель не вправе распространять положения о назначении наказания, установленные главой 10 УК РФ о назначении наказания, на случаи сокращения наказания. В законе должны быть прописаны иные нормы, в которых были бы четко определены условия применения новой санкции к деянию, которое было оценено судебным приговором как с точки зрения преступности, так и наказуемости его.
В 1997 г. профессором А. Якубовым было высказано не лишенное привлекательности предложение об изменении части 2 статьи 10 УК РФ о том, чтобы «мера наказания в таких случаях сокращалась всем отбывающим наказание лицам пропорционально смягчению верхнего предела наиболее строгого вида наказания»1. Позднее автор вновь подтверждает такое предложение: «Справедливо было бы изменить редакцию ч. 2 ст. 10 УК РФ, указав, что если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению всем осужденным пропорционально смягчению наказания в максимальных пределах, предусмотренных новым законом»2.
Аналогичное предложение позже высказывает М. Кауфман: «Более справедливым, отвечающим требованиям индивидуализации наказания с учетом роли каждого осужденного в совершении преступления, было бы, на наш взгляд, указание в законе о сокращении наказания всем лицам, отбывающим наказание по приговорам, вынесенным до вступления в силу нового уголовного закона, пропорционально смягчению этим новым законом верхнего предела наиболее строгого вида наказания... Отсутствие подобного правоположения в УК РФ - тоже пробел закона»3.
Можно спорить с предложением о пропорциональном сокращении отбываемого наказания, поскольку это означало бы переоценку справедливости назначенного наказания, но невозможно не согласиться с тем, что пробел закона до сего времени не устранен, и в этой связи практика в ряде случаев допускает очевидную аналогию закона, применяя при пересмотре приговоров на стадии их исполнения нормы о назначении наказания, с учетом которых был постановлен приговор.
Решения, принимаемые судами при переквалификации преступления в рамках ч. 2 ст. 10 УК РФ, предусматривают: а) сокращение наказания до верхних границ новой санкции, б) снижение наказания в пределах санкции нового закона по усмотрению суда; в) сокращение наказания в пределах новой санкции статьи с применением статей 62 и 66 УК РФ, которые были применены судом при постановлении приговора и назначении наказания, г) сокращение наказания в пределах санкции с учетом положений ст. 316 УПК РФ, которые были применены при постановлении приговора и назначении наказания при рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства.
Как видно, практика сокращения наказания очень напоминает аналогию Общей части уголовного закона.
Очевидно, что правовая природа институтов назначения наказания (глава 10 УК РФ) и сокращения наказания на основании ч. 2 ст. 10 УК РФ является различной. Назначение наказания - обязательное последствие признания лица виновным в совершении преступления, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Кодекса, и применения санкции этой статьи с учетом положений Общей части. Соответственно этому уголовный закон формулирует правила применения санкции или правила назначения наказания, которыми обязан руководствоваться суд при постановлении обвинительного приговора.
В отличие от этого общие либо специальные правила сокращения наказания, пределы, которые надлежало бы учитывать суду при применении ч. 2 ст. 10 УК РФ, находятся за рамками общих начал назначения наказания. Вне всякого сомнения, при смягчении уголовного закона наказание подлежит сокращению, если наказание превышает верхний предел санкции нового закона, но дальнейшее сокращение наказания на стадии пересмотра приговора не основано на положениях ч. 2 ст. 10 УК РФ.
При применении нового закона к лицу, отбывающему наказание по старому закону, на основании ст. 10 УК РФ имеется необходимость приведения в действие механизма сопоставления санкций старого и нового закона и назначенного наказания без переоценки характера и степени общественной опасности содеянного. Формальность правил сокращения требует сохранения наказания, назначенного по старому закону, поскольку преступность и наказуемость деяния не устранены, а отбываемое осужденным наказание по его виду, размеру или сроку «вписывается» в наказание, предусмотренное новым законом. Назначение нового наказания при переквалификации деяния не только не является необходимым, но и явилось бы нарушением принципа законности. При переквалификации деяния на новый закон в процессе исполнения приговора основополагающий принцип, согласно которому правовая оценка преступления неизменно влечет применение санкции и назначение наказания, не приводится в действие. Правила, регламентирующие постановление приговора, не применяются, фактические обстоятельства дела не устанавливаются, доказательства виновности не исследуются, признания лица виновным в преступлении не происходит, и снижение наказания не является неизбежным последствием переквалификации. Если суд при пересмотре и приведении наказания в соответствие с новым законом сокращает наказание с учетом обстоятельств, указанных в главе 10 УК РФ об общих началах назначения наказания, то суд решает вопросы, не свойственные данной стадии процесса (de facto за одно преступление будет дважды назначено наказание, один раз - по приговору, второй раз - постановлением), следовательно, применяет аналогию закона. Решение о снижении наказания ниже, чем установлено верхним пределом новой санкции, противоречит теории квалификации и наказуемости преступления, поскольку наказание на данной стадии подвергается формальной оценке лишь с точки зрения его соотносимости с новым законом1.
Подводя итоги, отметим, что нормативные положения ч. 2 ст. 10 УК РФ являются единственным, абсолютно формальным основанием для пересмотра приговора, целью которого является приведение его в соответствие с новым законом. В процессе принятия решения не ставится задачи пересмотра приговора по существу, поскольку такими правомочиями при рассмотрении вопросов, перечисленных в ст. 397 УПК РФ, судья не наделен.
Полагаем,
следует поддержать предложения
о законодательном
Информация о работе Система принципов уголовного права России