Система принципов уголовного права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности системы принципов российского уголовного права на современном этапе.
Задачи исследования:
— дать определение понятию «система принципов уголовного права России»;
— рассмотреть историю становления института принципов в отечественном уголовном праве;
— раскрыть современное понимание принципов российского уголовного права;
— проанализировать содержание и сущность системы принципов уголовного права, выявив проблемы их реализации.

Содержание работы

Введение……….……………………….………………………….…...…….........3
1 Сущность принципов уголовного права России………..………..............…...6
1.1История становления принципов уголовного права………………..…..…...6
1.2 Современное понимание принципов российского уголовного права…....10
2 Система принципов уголовного права России…..…………….…………….13
2.1 Принцип законности.……………………………….……..…..…………….13
2.2 Принцип равенства граждан перед законом..……..……………………….25
2.3 Принцип вины..………………………………………..……….…………….27
2.4 Принцип справедливости.……………………………..…….………………34
2.5 Принцип гуманизма.……………………………………..…………………..46
Заключение.…………………………………………………………..…………..54
Глоссарий........…………………………………………………………………...57
список использованных источников..………………...…..……………............59
список сокращений..………………………………………………………….…64

Файлы: 1 файл

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА (дип-готов).doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

     Другие  под субъективным вменением понимают какой-то результат указанного процесса. Правовую оценку совершенных действий, привлечение к ответственности за содеянное со стороны соответствующих органов в виде квалификации, определения вида и размера наказания за него. По мнению одного из исследователей, «субъективное вменение - элементарнейшее условие правильной социально-политической оценки человеческого поведения вообще и преступного в частности».1

     Третьи  рассматривают субъективное вменение как уголовно-правовой принцип. Однако и эта точка зрения подвергнута  критике со стороны М.П. Карпушина  и В.И. Курляндского: «...принцип субъективного вменения в буквальном его понимании должен быть отвергнут так же, как принцип объективного вменения»2.

     Помимо  принципа субъективного вменения ряд  исследователей принцип вины отождествляют  также с принципом личной и  виновной ответственности3. Иначе его называют принципом виновности или виновной ответственности либо принципом ответственности при наличии вины. Некоторые исследователи выделяют принцип виновной ответственности в качестве основополагающего: «...закрепление в статье 5 УК РФ в качестве основополагающего начала уголовного права принципа виновной ответственности требует создания надежных гарантий реализации этого принципа»4. Первым и главным гарантом этого должен быть сам уголовный закон, который «должен установить точные границы и условия реализации принципа виновной ответственности, что обеспечило бы безошибочную деятельность правоприменительных органов в процессе установления и оценки вины преступника в совершенном им деянии»5.

     В указанных выше примерах принцип  вины отождествляется как с принципом субъективного вменения, так и с принципом личной и виновной ответственности. Тем не менее в правовой литературе принцип субъективного вменения и принцип личной и виновной ответственности не рассматриваются в качестве синонимов. Вероятно, правильнее было бы говорить о том, что принцип личной и виновной ответственности и принцип вины являются подмножествами принципа субъективного вменения. В подтверждение данной позиции приведем мнение одного из исследователей, который в отношении принципа субъективного вменения указывает, что «концентрированным выражением этого принципа в советском уголовном праве является принцип вины», а в отношении принципа личной ответственности полагает, что «принцип субъективного вменения - системный принцип, в котором принцип личной ответственности получает концентрированное выражение»1.

     Таким образом, считаем нецелесообразным оценивать правовые принципы по степени  их концентрации, но тем не менее  между принципом вины и принципом  личной и виновной ответственности  вполне уместно поставить знак тождества. Более высокий статус принципа субъективного вменения объясняется тем, что указанный принцип касается не только субъекта преступления, но и субъекта правоприменительной деятельности, он раскрывает не только вину, но и институт вменяемости, действие законов во времени и пространстве... служит основным субъективным основанием уголовной ответственности, пронизывает все институты уголовного права, имеет, образно говоря, «сквозное» уголовно-правовое значение. Современный законодатель расширил сферу влияния принципа субъективного вменения и на иные правоотношения. Термины «вина» и «виновность» используются в различных нормативных правовых актах, действующих в Российской Федерации, в том числе в 21 кодексе и в 186 законах Российской Федерации. 
 
 

     2.4 Принцип справедливости 

     Согласно  ч. 1 ст. 6 УК наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые  к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать  характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

     Справедливость  как этическая, нравственная категория  означает истинность, правильность позиции, решения с точки зрения интересов  общества, уважительное отношение к  общечеловеческим ценностям. Справедливость характеризует соотношение определенных явлений с точки зрения распределения добра и зла, между деянием и воздаянием, прав и обязанностей. Их соответствие оценивается как справедливость и, напротив, несоответствие - как несправедливость.

     Этот  принцип охватывает сферу правотворчества  и правоприменения. Справедливость как юридическая категория (соотношение  между преступлением и наказанием), воплощенная в принципе уголовного права, реализуется законодателем  при установлении и дифференциации уголовной ответственности (определении круга преступных деяний, видов и размеров наказаний за конкретные преступления) и судом при назначении наказания.

     В уголовном праве справедливость нужно рассматривать как обобщающий принцип, имеющий тесную взаимосвязь  с другими принципами (суперпринцип). Он в определенной мере подразумевает принципы законности, равенства граждан перед законом, вины и гуманизма, каждый из которых имеет свое специфическое содержание, но вместе с тем каждый из них характеризует качественную сторону справедливости, без чего не может быть справедливости в целом. Если при разбирательстве уголовного дела нарушается какой-либо из этих принципов, то можно говорить, что нет справедливости. Справедливость является основой демократического правосудия.

     Смысл принципа справедливости в уголовном  праве заключается в том, что  не только наказание, но и иная мера уголовно-правового воздействия, применяемая  к лицу, совершившему конкретное деяние, должна быть справедливой, и предполагает максимальную индивидуализацию ответственности каждого лица. Этот принцип реализуется и в институте освобождения от уголовной ответственности и наказания1.

     УК  содержит ряд положений, направленных на обеспечение справедливой меры ответственности  при рассмотрении дела судом.

     Принцип справедливости отражен в ст. 60 УК, согласно которой при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления (объект посягательства, форма вины, категория преступления, степень осуществления преступного намерения, способ совершения преступления, размер вреда или тяжесть наступивших последствий, роль виновного) и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Строгие меры наказания должны применяться к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при рецидиве преступлений. К лицам, совершившим менее опасные преступления, применяются, как правило, меры наказания, не связанные с лишением свободы, или иные меры уголовно-правового воздействия, предусмотренные уголовным законом.

     Кроме того, пределы индивидуализации ответственности установлены и в других статьях Общей части УК, на основании которых суд может смягчить наказание либо освободить конкретное лицо от уголовной ответственности или наказания, например в ст. ст. 61, 62, 64, 73 - 85.

     Вопросам  назначения справедливого наказания посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике применения судами уголовного наказания».

     Указание  ч. 2 ст. 6 УК о том, что никто не может нести уголовную ответственность  дважды за одно и то же преступление, основано на положении ч. 1 ст. 50 Конституции РФ о том, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление". Этот принцип полностью согласуется с нормами международного права, выражающими важнейший правовой принцип "non bis in idem", который трактуют как "никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства", закрепленный в п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в Протоколе № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

     В целях недопущения повторного осуждения  лица за преступление, совершенное  вне пределов России, если уголовная  ответственность за него установлена  российским уголовным законодательством, в ст. 12 УК предусмотрено, что такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только в том случае, если оно не было осуждено за это преступление в иностранном государстве. Не является повторным привлечением к уголовной ответственности вторичное рассмотрение дела судом в случае отмены приговора.

     Кроме того, положения этого принципа закреплены и в уголовно-процессуальном законодательстве. Согласно п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 27 УПК уголовное  преследование прекращается в отношении  лица, о котором имеются по тому же обвинению вступившие в законную силу приговор суда или определение о прекращении уголовного дела либо неотмененное постановление органов предварительного расследования о прекращении дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

     Обратимся к примеру.

     Сын украл у отца три метра резинового шланга и схлопотал два года. Раковый  больной купил на рынке щепотку  опия, чтобы унять невыносимую  боль, и получил срок1. Насколько справедливы приговоры по этим реальным уголовным делам, каждый расценит по-своему. И в том нет ничего удивительного, потому что проблема справедливости, ее содержания, свойств и критериев остается нерешенной с античных времен.

     Философские дуэли по поводу справедливости постепенно просочились в правовые науки. Причем разброс мнений ученых по этой проблеме настолько разителен, что найти между ними точки соприкосновения представляет определенную трудность. По глубокому убеждению одних, «сегодня в России никакого правосудия и судебной справедливости нет»1. Другие, наоборот, категорично заявляют, что российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, как никогда прежде, ориентировано на справедливость2. Несмотря на полярность позиций, все же объединяет их тоска по справедливости. Правда, по какой справедливости - судопроизводства, судебного решения или того и другого вместе - остается вопросом.

     В этой связи заметим, что судопроизводство, а в особенности уголовное, включая  судебные решения, по определению не может быть ни справедливым, ни несправедливым, потому что при включении справедливости в категорию, искомую судом, она подлежит доказыванию, что, в свою очередь, должно повлечь включение ее в предмет доказывания с конкретной правовой формулировкой. Однако сделать это нельзя, поскольку у каждой стороны свое представление о справедливости. К тому же если вести речь о справедливости судопроизводства, то надо распространять это требование и на досудебные стадии, поскольку по логике вещей без справедливого предварительного расследования не может быть справедливого приговора. А в особенности при рассмотрении уголовного дела в особом порядке, где вывод о доказанности обвинения суд в приговоре делает только по материалам предварительного расследования. Но вот незадача: как реализовать требование справедливости в следственных действиях? Например, при эксгумации трупа, обыске, осмотре места происшествия и т.д.

     Можно возразить, что категория справедливости по своей сущности более всего  тяготеет к материальному праву, а не к судопроизводству, в связи  с чем требования к ней закреплены в ст. 6 УК РФ, хотя и реализуются через ст. 297 УПК РФ при постановлении приговора. Однако с таким доводом можно согласиться, но только отчасти, поскольку в названных нормах говорится лишь о справедливом наказании. Но тогда как быть с правом на справедливое судебное разбирательство или правом на справедливую меру пресечения? Выходит, принцип справедливости обошел их вниманием, а это означает, что в современный уголовный процесс России прокрался принцип двойных стандартов1.

     Усилия  найти исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы темы в пределах одной статьи более чем тщетны, в связи с чем автор без претензий на полный анализ проблемы вынужден ограничиться попыткой лишь приподнять незримое покрывало проблемы справедливости в уголовном судопроизводстве и непосредственно в судебном решении с учетом их взаимообусловленности.

     Сущность  и содержание справедливости - предмет  извечных споров со времен Пифагора Самосского. Не ослабляется эта дискуссия  и в среде современного поколения  философов, правоведов, экономистов, культуроведов. В повседневной жизни мы нередко пользуемся термином «справедливость», приводя его в качестве критерия при оценке тех или иных поступков должностных либо частных лиц, а также во многих других случаях. Если преступник привлечен к уголовной ответственности, принято говорить, что это справедливо, а при осуждении невиновного отмечаем его несправедливость.

     Справедливость  воспринимается как понятие о  должном, она сопряжена с исторически  меняющимися представлениями о  неотъемлемых правах человека. В роли категории общественного сознания справедливость охватывает соотношение реальной значимости различных индивидов (социальных групп) и их социального положения, их прав и обязанностей, деяния и воздаяния, труда и вознаграждения и т.д. В справедливость обычно включают идею равенства всех членов общества в их отношении к материальным благам и человека к человеку. Любое несоответствие в этих соотношениях в большинстве своем оценивается как несправедливость.

     «Люди прибегают к лексике справедливости, - говорил Э. Кан, когда они сталкиваются с реальным или воображаемым примером несправедливости»1.

     Ученые, занимающиеся проблемой справедливости, отмечают неоднородность ее содержания.

Информация о работе Система принципов уголовного права России