Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:10, курсовая работа
Организованная преступность стала предметом специального криминологического изучения сравнительно недавно. На вопрос, каковы реальные масштабы организованной преступности, дать ответ пока трудно, поскольку в изучении этой проблемы наука и практика деятельности правоохранительных органов делают только первые шаги. Вместе с тем с большой вероятностью можно предполагать, что она пустила корни и в Казахстане. В случае непринятия своевременных мер по ее ликвидации она станет реальной силой, угрожающей нормальному развитию общества.
– возможными участниками
организованного преступного
– отсутствием опережающего поиска со стороны органов внутренних дел сфер приложения преступной активности;
– недостатками в контроле за деятельностью особо опасных лидеров в местах лишения свободы;
– недочетами в
работе по развенчиванию деятельности
особо опасных лидеров преступн
Причинами и
условиями существования
– безнаказанная
жизнедеятельность лиц, обладающих
значительными денежными
– возникновение подпольной незаконной собственности. У боссов теневой экономики сосредотачиваются гигантские денежные суммы. Может возникнуть резонный вопрос: куда же деваются эти громадные деньги? Исследования показывают, что они распределяются по четырем главным каналам. Первый и второй каналы – создание условий для функционирования теневой экономики (сырье, фондодержатели, товароведы, грузчики и пр.; защита от нежелательного вмешательства ревизоров, налоговой и таможенной службы и пр.); третий канал – сверхпотребление; четвертый – превращение денег в сокровища. Основной метод функционирования теневой подпольной экономики – систематическое отсасывание из оборота наличных денег;
– создание организованной
преступностью условий для
Против правоохранительных органов организованная преступность ведет работу по трем направлениям:
1) умышленная
дискредитация и ослабление
2) слежка за
мероприятиями, проводимыми
3) стремление втянуть в преступные махинации отдельных сотрудников правоохранительных органов.
Действующее уголовное законодательство Республики Казахстан позволяет правоохранительным органам вести борьбу не только с низшим уровнем преступных организаций, но и осуществлять активное уголовное преследование лидеров организованных сообществ.
Непринятие мер по своевременному выявлению причин и условий функционирования организованной преступности может привести к ослаблению правопорядка и стать серьезным фактором, тормозящим процессы преобразований в республике.
4. СИСТЕМА МЕР
ПРОФИЛАКТИКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ
Организованная преступность объективно функционирует как оппозиция построения нового общества. Она имеет свойство видоизменяться, параллельным изменениям, происходящим в обществе. В борьбе с организованной преступностью важны как общие, так и специальные предупредительные меры.
Иначе говоря, с организованной преступностью и бороться нужно организованно. К этой работе необходимо привлечь коллективы ученых-социологов, экономистов, психологов, чьи исследования имеют отношение к феномену организованной преступности, поскольку существующие социально-экономические недостатки в жизни общества являются той питательной средой, в которой она выросла и благополучно развивается.
При разработке стратегии борьбы с данным социальным явлением особое внимание следует обратить на вопросы планирования, подготовки, формирования единой системы профилактических, законодательных, организационных мероприятий. Все это невозможно без глубокого изучения состояния теневых экономических отношений и организованной экономической преступности.
Важна также научно обоснованная оценка современной социальной структуры общества, разработка дифференциальной политики в отношении разных слоев и групп населения. При этом особого внимания заслуживают лица:
· располагающие значительными ценностями и денежными средствами с неясными источниками доходов;
· имеющие низкие доходы, фактически находящиеся за чертой бедности;
· принадлежащие к криминальной и крайне деморализованной среде (профессиональные преступники, неоднократно судимые, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, ведущие паразитическое существование и т.п.).
Серьезность проблем борьбы с организованной преступностью не должна привести к появлению «особых» уголовных процессов, к ослаблению уголовно-процессуальных гарантий. Возражения, что если оперативного сотрудника будут допрашивать по поводу обстоятельств получения, например, кино-, видеозаписи преступной сделки, то это приведет к раскрытию приемов и методов работы оперативных подразделений, не обоснованны, так как преступный мир обо всем этом прекрасно знает. Секретом является лишь то, в отношении кого и когда будет применена оперативная кино-, видеозапись.
Сложна и проблема правовой защиты сотрудников правоохранительных органов. Провокация, компрометация, втягивание в преступную деятельность – далеко не полный арсенал средств, используемых преступниками для блокирования действий правоохранительных органов. К тому же, многие сотрудники этих органов вынуждены работать в условиях повышенного профессионального риска.
В этой связи необходимо как можно быстрее выработать рекомендации и предложения по правовой и социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов.
Главным звеном
в организации системы защищенн
Неотъемлемое условие обеспечения безопасности правоохранительных органов – введение механизма, реализации указанных выше. Весьма важно организовать систематическое информирование работников правоохранительных органов о новых данных, касающихся закономерностей функционирования организованной преступности. При этом необходимо, чтобы получаемая информация была своевременной, достоверной и нужной. Она может быть:
– индикативной, содержащей сведения о новых тенденциях и направлениях деятельности организованной преступности;
– тактической, складывающейся из текущей информации, которая используется правоохранительными органами в их повседневной работе;
– стратегической, включающей наиболее важную проблемную информацию, которая накапливается, анализируется и дает возможность выделить виды организованной преступности и их организационные структуры;
– доказательственной, объединяющей проверенные данные, которые могут выступать в качестве доказательств в суде.
Борьба с организованной преступностью предусматривает дальнейшее совершенствование организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
Борьба с организованной преступностью должна быть направлена на соблюдение законности в деятельности всех звеньев управленческого аппарата, искоренение взяточничества, коррупции в государственных, исполнительных и правоохранительных органах. Осуществляемая в стране реформа политической системы, развертывание демократии и гласности создают для этого необходимые предпосылки.
В борьбе с организованной преступностью особая роль принадлежит средствам массовой информации. В настоящее время в газетах публикуется немало статей, а телевидение и радио готовит специальные передачи, посвященные разоблачению организованной преступности. Однако в них следует усилить нравственный акцент, необходимо решительно вскрывать социальные корни преступности, и прежде всего те, которые лежат в повседневной жизни, психологии некоторых малых социальных групп. Нужно полностью исключить даже малейший намек, позволяющий романтизировать преступные организации, образ жизни и поведение отдельных ее представителей.
Борьба с организованной преступностью должна рассматриваться в качестве общегосударственной и приоритетной цели борьбы с преступностью вообще.
Основными мерами предупреждения и устранения организованной преступности являются:
– разработка форм и методов совместной деятельности всех правоохранительных органов, т.е. объединение их усилий на основе межведомственного координирующего органа с тщательно разработанной программой на определенный промежуток времени;
– специальная профессиональная подготовка лиц, включенных в борьбу с организованными преступными сообществами;
– материально-техническое
обеспечение специальных
– создание в стране четкого механизма контроля за доходами граждан, который в условиях развития рыночных отношений поставил бы надежный заслон незаконным доходам, концентрирующимся у дельцов теневой экономики и лидеров организованной преступности, ударил бы по коррумпированным «слугам народа».
Особенно актуальной для правоохранительных органов республики становится задача максимального использования возможностей международного сотрудничества в деле борьбы с транснациональной организованной преступностью.
Реальная оценка ситуации свидетельствует, что организованная преступность поразила многие стороны социальной жизни. Без эффективных мер борьбы с нею дальнейшее совершенствование общественных отношений невозможно. По существу здесь речь должна идти о создании национальной программы борьбы с организованной преступностью.
1. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
В Казахстане о
коррупции как об особо опасном
явлении стали говорить с 90-х годов
прошлого столетия. Во всех законодательных
и нормативных актах
Президент Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан–2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» в числе семи основных принципов стратегии развития назвал и беспощадную борьбу с коррупцией.
В Казахстане создана законодательная база для борьбы с коррупционными преступлениями. По мнению правоведов, среди стран СНГ Казахстан занимает лидирующее положение в разработке законодательной базы и системы противодействия коррупции. Таким можно считать Закон от 21 июля 2007 года «О внесении изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с коррупцией».
Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения, что обусловливает многообразие подходов к ее исследованию. Исторически первые определения коррупции относятся к области права. С юридической точки зрения коррупцией является то, что называется таковой в уголовном кодексе той или иной страны или что запрещают кодексы профессиональной этики. Преимущество этого подхода состоит в четкости и определенности. Зафиксированные в законе разрешения и запреты определяют поведенческие ориентиры как для общества в целом, так и для отдельного индивида (гражданина и государственного служащего), компенсируя таким образом отсутствие индивидуальной или коллективной этики1.
В обращении Президента Казахстана к гражданам республики говорится: «Коррупция все глубже проникает в различные сферы нашей жизни, искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к прямому и косвенному хищению бюджета и государственной собственности».
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев представил программу вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, где подчеркнул необходимость последовательной реализации комплексной общенациональной программы борьбы с коррупцией, как с угрозой национальной безопасности и общественной стабильности.
Таким образом, политическая воля со стороны высшего должностного лица – Президента страны – проявлена решительно. Однако, следует констатировать, что Республика Казахстан в борьбе с коррупцией по различным, требующим глубокого исследования, причинам пока существенных положительных результатов еще не добилась.
Глава государства Нурсултан Назарбаев все эти годы держит данный вопрос под особым контролем. Президент остановился на заявлении депутата Мажилиса РК, генерала С.Б.Токпакбаева, сделанного на заседании Мажилиса Парламента РК в декабре 2007 г. На недавно прошедшем расширенном заседании Политсовета партии «Нур Отан» Президент поручил «проработать вопрос о принятии специальной программы партии по борьбе с коррупцией, в которой надлежит изложить конкретные комплексные меры по борьбе с этим социальным злом».
«Осознавая, что коррупция является социальным злом общества, которое научилось извлекать из продажности государственного аппарата свои выгоды, государство, в том числе в лице партии «Нур Отан», объявляет войну коррупции.
Много коррупционных нарушений происходит на местном уровне, соответственно, необходимо усилить борьбу на местах. Опорой данной борьбы должны стать специальные советы при НДП «Нур Отан» по усилению борьбы с коррупцией в регионах, порядок формирования и принципы деятельности которых сейчас обсуждаются среди членов партии. При этом считаю, что для объективной и беспристрастной работы в эти советы необходимо включить лиц, которые не занимают ответственных должностей в государственных органах, что повысит независимость советов при рассмотрении вопросов и принятии решений.
Информация о работе Современное сосотояние организованной преступности в Республике Казахстан