Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:10, курсовая работа
Организованная преступность стала предметом специального криминологического изучения сравнительно недавно. На вопрос, каковы реальные масштабы организованной преступности, дать ответ пока трудно, поскольку в изучении этой проблемы наука и практика деятельности правоохранительных органов делают только первые шаги. Вместе с тем с большой вероятностью можно предполагать, что она пустила корни и в Казахстане. В случае непринятия своевременных мер по ее ликвидации она станет реальной силой, угрожающей нормальному развитию общества.
Другая часть исследователей видят в расширении рыночного регулирования причину утраты государством его статуса выразителя общих интересов, подрыва общественных ценностей под влиянием погони за прибылью, что порождает нелояльность по отношению к государству индивидов и организаций, теряющих всякую надежду на интеграцию или выживание в рыночном обществе. Именно в государственном регулировании политической, экономической и социальной сферы они видят гарантию порядка и справедливости.
Таким образом, во-первых, различные интерпретации причин коррупции противоречат друг другу, а во-вторых, ни одну из них нельзя считать безупречной. По нашему мнению, истина должна быть где-то посредине.
Анализ специальной криминологической литературы по проблеме преступности, в том числе, и коррупции, а также отдельным формам ее проявления, как отечественных, так и зарубежных специалистов, позволяет выделить некоторые группы причин и условий (факторов), детерминирующих коррупцию как свое закономерное следствие. К таковым факторам по содержанию или сферам социальной жизни относятся: правовые, организационно-управленческие, воспитательные, идеологические, социально-экономические и другие причины и условия.
К правовым факторам, детерминирующим коррупцию, многие отечественные специалисты относят ненадлежащее правовое регулирование некоторых сфер деятельности и недостатки в действующем законодательстве. В числе таковых наиболее часто выделяются:
а) ненадлежащая
регламентация служебных
b) недостаточная
эффективность действующего
с) ненадлежащее правовое регулирование финансирования предвыборных кампаний в органы государственной власти и местного самоуправления.
d) отсутствие комплексной правовой базы, направленной на борьбу с коррупцией, в том числе и политической направленности.
е) наличие законодательного закрепления иммунитета от уголовного преследования определенных субъектов политики, как представителей государственной власти, так и претендентов на эти должности (кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК и др.), поскольку любое освобождение от ответственности порождает нарушение существующих норм поведения и противно цели борьбы с коррупционной преступностью, выражающейся в неотвратимости применения уголовного закона за каждое преступление и к любому лицу независимо от его политического статуса. Кроме того, нарушение справедливости в области правосудия приносит обществу и моральный вред, поскольку влияет на психику граждан, деформирует их правосознание, вызывает неуважение к закону и политической деятельности. О необходимости отмены иммунитета от уголовного преследования за коррупционные преступления говорилось отечественными юристами уже давно, и они в свое время отменялись, однако вновь восстанавливались уже для другой категории лиц.
f) несовершенство
избирательного
Группа организационно-управленческих факторов, детерминирующих коррупцию, включает в себя:
a) незначительное количество конкурсов на замещение вакантных высших государственных должностей, наличие системы профессиональных служащих и политических назначенцев;
b) отсутствие
эффективного финансового и
c) нестабильность государственной службы;
d) отсутствие
специальных независимых служб,
e) неэффективность деятельности государственных органов в борьбе с коррупцией, вызванная, в числе прочих причин, и отсутствием в масштабах страны самостоятельного, максимально независимого специального органа по противодействию коррупции, который бы наряду с другими функциями изучал причины и условия коррупции и вырабатывал конкретные меры по ее снижению;
f) отсутствие
надлежащих форм социального
контроля за сферой
g) отсутствие
политической воли высших
К числу идеологических и воспитательных факторов, детерминирующих коррупцию, можно отнести:
a) проведение
так называемых кампаний по
борьбе с коррупцией во всех
ее формах и проявлениях,
b) несформированность
политической культуры
c) отсутствие
либо недостаточно хорошо
d) недостаточная
работа СМИ по
Социально-экономические условия коррупции. В экономической сфере в последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые непривычные сферы и формы активности, к чему труднее всего приспосабливались властные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Ниже приведем далеко не полный перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, изобилующих коррупцией.
1. Приватизация
государственной собственности
Наиболее распространенные нарушения – присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов страны к уголовной ответственности привлечены занятые приватизацией чиновники из руководства администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, фондов имущества.
К этому следует добавить многочисленные случаи, не подпадающие под прямую уголовную ответственность: оценивание приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц. Не случайно именно приватизация стала в последнее время полем для политических схваток, в которых главное оружие – компрометирующие материалы и обвинения в коррупции.
2. Распределение бюджетных средств – еще одна благодатная сфера для коррупционеров. Взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или по распределению бюджетных средств. Этому благоприятствует неуклюжая налоговая система, согласно которой деньги, собираемые в регионах, должны попасть в республиканский бюджет, а потом снова вернуться в регион в виде трансфертов, что, несомненно, порождает вертикальную коррупцию. Коррупцию подстегивают нереальные и нереализуемые бюджеты, которые позволяют чиновникам решать, кому сколько недодать, кому перевести деньги раньше, а кому – позже. По той же причине недофинансирования создаются внебюджетные фонды различных ведомств, манипуляции с которыми также сопровождаются коррупцией. Отсутствие должного контроля за расходованием бюджетных средств как на республиканском, так и на региональном уровнях, также в достаточной мере питает коррупцию.
Распределение бюджетных средств происходит также через государственные заказы и закупки. До недавнего времени и здесь царили закрытость и бесконтрольность, порождавшие безудержную коррупцию.
3. Предоставление
эксклюзивных прав (льгот, в том
числе – по экспорту и импорту,
4. Банковская сфера в нашей стране начала преобразовываться на рубеже конца 80-х–начала 90-х гг. Фактически происходила ненормативная приватизация существенной части государственного банковского сектора. Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для последних источником получения колоссальных прибылей. Естественно, и здесь коррупция пустила глубокие корни. По данным правоохранительных органов, банковская сфера является одной из самых криминализированных. Этому способствует и ныне действующее законодательство о банках и банковской деятельности.
Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило цивилизовать формы получения взяток, и от традиционных конвертов (а затем – чемоданчиков) с наличностью помогло перейти к льготным кредитам, завышенным в десятки, а то и сотни раз процентам по вкладам и другим, более утонченным формам благодарности.
5. Противозаконный
лоббизм в законодательных
6. Правоохранительные
органы и экономическая
В последнее время коррупция очень прочно укоренилась в правоохранительных органах. В этих условиях адвокаты делают взятки эффективным инструментом защиты своих клиентов. Недаром в СМИ появляются публикации в виде некоего «прейскуранта» на взятки, в том числе в правоохранительных органах.
Условия для низовой коррупции. Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы (при прописке, при оформлении различных правоустанавливающих документов на недвижимость, при получении различных разрешений, лицензий и т.д.), она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов, инструкций.
Масштабная
низовая коррупция предельно
опасна, поскольку, во-первых, создает
благоприятный психологический
фон для существования
Низовая коррупция пронизывает все сферы, в которых рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, государство считает необходимым тревожить гражданина. Приведем основные сферы, наиболее подверженные низовой коррупции:
1. Жилищно-коммунальная сфера, как показывают социологические опросы населения Казахстана, воспринимается им как самая коррумпированная. По мнению 72% опрошенных граждан, сегодня установился почти легальный тариф на взятку: граждане, обращающиеся в государственные органы этой сферы (к примеру, ГПРЖС), знают или при необходимости узнают «кому и сколько нужно давать». Казалось бы, появление рынка жилья должно привести к уменьшению коррупции в этой сфере, однако укорененность ее здесь чрезвычайно высока.
2. Правоохранительные органы, и, прежде всего, органы внутренних дел, находятся на втором месте. Наиболее весомый вклад в этот высокий результат вносит, прежде всего, служба УДП. Так, согласно результатам изучения общественного мнения населения г. Алматы по проблемам коррумпированности органов власти (опрошено 300 чел.), первенство занимает именно УДП (63 %). Помимо происшествий на дорогах граждане часто вступают в коррумпированные отношения с органами внутренних дел при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия и в иных подобных случаях.
3. Налоги и таможенные сборы – также обширное поле деятельности для низовой коррупции.
4. Призыв на военную службу за предшествующие десять лет ежегодно сталкивается с постоянными трудностями. Не секрет, что более половины молодых людей, особенно из состоятельных семей, освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью взяток.
Информация о работе Современное сосотояние организованной преступности в Республике Казахстан