Современное сосотояние организованной преступности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Организованная преступность стала предметом специального криминологического изучения сравнительно недавно. На вопрос, каковы реальные масштабы организованной преступности, дать ответ пока трудно, поскольку в изучении этой проблемы наука и практика деятельности правоохранительных органов делают только первые шаги. Вместе с тем с большой вероятностью можно предполагать, что она пустила корни и в Казахстане. В случае непринятия своевременных мер по ее ликвидации она станет реальной силой, угрожающей нормальному развитию общества.

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОРЬБЫ С НЕЮ .doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим в УК РК (1997 г.) была введена уголовная  ответственность за злоупотребление  властью (ст. 308 УК РК) и коммерческий подкуп (ст. 231 УК РК).

Некоторые ученые выделяют в отдельный вид политическую коррупцию. Так, профессор В.А. Шабалин, анализируя зарубежные источники по проблемам политики и преступности, определяет это явление как «... девиантное политическое поведение, выражающееся в нелигитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти»1. С этой точкой зрения солидарен автор работы д.ю.н., профессор Е.О. Алауханов 2.

В свою очередь А.И. Гуров  отмечает, что «…политическая коррупция  – это когда чиновники аппарата вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды, родственных связей, кумовства и т.п.»3.

Г.Н. Горшенков указывает, что политическая коррупция проявляется  в деяниях, не наказуемых в уголовном порядке (опека политиками избирательных структур в обмен на личную преданность и политическую поддержку), и уголовно наказуемых деяниях (взяточничество, подкуп), характеризующихся политической окраской4. Данное определение охватывает не только всю совокупность уголовно наказуемых деяний, но и иные виды социальных отклонений в политике, то есть дается в широком социально-политическом, а не криминологическом смысле5.

П.А. Кабанов дает следующее  криминологическое определение  политической коррупции как «…совокупности совершенных преступлений должностными лицами органов государственной власти или претендентами на эти должности, либо по их поручению другими лицами, с использованием своего служебного, имущественного или иного положения вопреки интересам других лиц и общества в целях занятия, сохранения, распределения или утраты соответствующей государственной должности, в определенном государстве (или регионе) за определенный период времени».

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относят к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь действительно есть все характерные признаки коррупции, за исключением наличия должностного лица.

По Конституции Республики Казахстан, избиратель обладает ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения – голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс.

Кроме того, еще на стадии избрания создаются условия для  коррупции. Ведь всем известно, что  для победы на выборах любому кандидату  нужна финансовая поддержка, причем немалая. С этой целью кандидат вынужден обращаться за помощью к различным коммерческим структурам, а иной раз и к криминальным, заранее попадая в прямую зависимость. Естественно, что после избрания он вынужден за оказанные ему услуги «расплачиваться».

Основными и наиболее часто  регистрируемыми уголовно наказуемыми формами проявления политической коррупции являются дача взятки (ст. 311 УК РК) и ее получение (ст. 312 УК РК).

Второй по распространенности формой проявления политической коррупции  является подкуп субъектов политики при осуществлении ими избирательных прав, ответственность за который предусмотрена п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РК. Можно выделить следующие разновидности этого явления:

1. Подкуп избирателей  (или «покупка» голосов избирателей)  со стороны кандидатов на избираемые  должности или членами их групп поддержки.

2. Подкуп кандидата на  избираемую должность в целях  формирования поведения, угодного  подкупающему, либо снятие своей  кандидатуры в пользу конкретного  кандидата, либо проведение так  называемой «пассивной» предвыборной  кампании.

Международная практика свидетельствует о наличии такого рода случаев. Так, на выборах в Парламент Великобритании кандидат в депутаты М. Сарвар передал своему конкуренту взятку в сумме 5 000 фунтов стерлингов для того, чтобы тот не очень усердствовал во время предвыборной кампании1.

3. Подкуп доверенных лиц  кандидата на выборную государственную  должность со стороны конкурентов  или других лиц в целях, противных  их правовому статусу.

4. Подкуп членов избирательных  комиссий в целях совершения  деяний, противных их правовому статусу. Как правило, сюда относят «приобретение» отказа этого лица в работе избирательной комиссии.

Проанализировав указанные  определения политической коррупции, автор выделяет ее основные признаки:

1) политическая  коррупция, в подавляющем большинстве  связанная с проведением различных  выборов: республиканского значения (выборы в Президенты Республики  Казахстан, депутаты Парламента  Республики Казахстан) и регионального  значения (выборы в маслихат города, области) либо назначением или утверждением определенной государственной должности, а также осуществлением иных политических мероприятий;

2) специальными  субъектами политической коррупции  являются уже состоявшиеся политики, а также претенденты (как из  органов власти, так и из частного сектора) на выборные должности;

3) деяния субъектов  политической коррупции направлены, прежде всего, на получение  или сохранение определенной  должности либо статуса как  для себя, так и других лиц;

4) эти деяния  осуществляются вопреки интересам государства, общества и других лиц путем использования своих или чужих должностных полномочий, а также материальных ресурсов;

5) наличие политической  выгоды, корыстной цели как для  личного обогащения, так и в  пользу чьих-либо групповых интересов и политических партий.

Таким образом, политическую коррупцию можно определить как деяния политиков, претендентов или лиц, связанных с ними, во время подготовки и проведения выборов, назначение или утверждение определенной государственной должности, а также проведение иных политических мероприятий, направленных на получение или сохранение определенной должности или статуса как для себя, так и для других лиц, совершенных путем использования должностных полномочий как своих, так и иных лиц, использование своих или чужих материальных ресурсов вопреки интересам государства, общества и других лиц в целях получения политической выгоды, личного обогащения, а также в пользу узкогрупповых интересов и политических партий.

По уровням  функционирования коррупцию можно разделить на низовую, верхушечную и вертикальную.

Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование и различные разрешения и т.п.).

Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, высшее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (лоббирование и принятие законов, государственные заказы, изменение форм собственности и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одному органу государственной власти. Например, когда чиновник нижестоящего государственного органа дает взятку своему вышестоящему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя либо предоставляет дополнительные финансы, ресурсы, полномочия и т.д.

Данная форма  коррупции может прослеживаться на уровне всей вертикали министерств и ведомств Республики Казахстан, особенно Министерства финансов Республики Казахстан (при выделении бюджетных средств в виде трансфертов, дотаций, ссуд и т.п.). Здесь коррупция, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особенно опасно, поскольку свидетельствует о переходе рассматриваемого явления из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Как социальное явление коррупция проявляется  в совершении различных коррупционных  деяний, некоторые из которых являются преступными и преследуются в  уголовном порядке (их мы подробно рассмотрим в других подразделах), а другие не являются таковыми и ответственность за них должна регулироваться другими отраслями права.

Коррупционные правонарушения или коррупционные  проступки, на наш взгляд, должны быть закреплены, прежде всего, в законе прямого действия «О борьбе с коррупцией», КоАП РК и в законах, регулирующих государственную службу в Республике Казахстан.

Перечень коррупционных  деяний неуголовного характера закреплен  в виде ограничений для государственных  служащих в ЗРК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г.:

–заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  педагогической, научной и иной творческой деятельности;

–заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц;

–состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном законом, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

–быть поверенным или представителем по делам третьих  лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

–использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового  и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

–получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные  с исполнением должностных обязанностей;

–выезжать в  служебные командировки за границу  за счет физических и юридических  лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с  международными договорами, ратифицированными  Республикой Казахстан, или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

–использовать свое служебное положение в интересах  политических партий, общественных, в  том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

Единого мнения среди ученых по поводу определения  коррупционной преступности также  не существует.

Так, А.И. Долгова  рассматривает коррупционную преступность как «совокупность преступлений коррупционного характера»1.

П.Н. Панченко считает, что коррупционная преступность – это «продажность должностных  лиц государственного аппарата, выражающаяся в систематическом использовании  ими своего служебного положения  из корыстных или иных личных побуждений, охватывающаяся составами таких преступлений, как злоупотребление по службе, хищение путем злоупотребления по службе и получение, дача взятки или посредничество во взяточничестве»2.

Выделим основные признаки, которые, на наш взгляд, характеризуют  коррупционную преступность:

1) это, прежде  всего, совокупность преступлений, совершенных определенной категорией  лиц;

2) это также  наличие специальных субъектов,  то есть лиц, официально привлеченных  к государственному управлению (государственных  служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), а также лиц, занимающих должностное положение в организациях частного сектора;

3) указанные  субъекты используют имеющиеся  у них по должности и статусу  возможности для незаконного  извлечения как личных, так и  узкогрупповых либо корпоративных выгод, вопреки интересам других лиц, общества и государства.

С учетом указанных  признаков можно сделать вывод, что коррупционная преступность – это совокупность преступлений, совершенных лицами, официально привлеченными к управлению (государственными служащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций), а также лиц, занимающих должностное положение в организациях частного сектора, использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личных, узкогрупповых либо корпоративных выгод вопреки интересам других лиц, общества и государства.

На наш взгляд, рассматривая коррупцию, составы коррупционных  преступлений можно условно разделить  на:

– прямые (основные) коррупционные;

– косвенные, т.е. факультативные.

Под прямыми коррупционными составами преступлений подразумевается наличие в них таких признаков, как подкуп должностных лиц в целях совершения ими противоправных либо законных деяний в пользу дающего, а также за покровительство и попустительство по службе, использование служебных полномочий вопреки интересам службы (государственной или коммерческой) в целях извлечения выгод и преимуществ как для себя, так и для других лиц, корыстной или иной личной заинтересованности.

К прямым, прежде всего, можно отнести: злоупотребление  должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской  деятельности, получение и дача взятки, служебный подлог, злоупотребление  властью, коммерческий подкуп, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работ избирательных комиссий, соединенные с подкупом, подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика в целях осуществления им неправильного перевода. Кроме вышеперечисленных составов к коррупционным можно также отнести п. «в» ч. 2 ст. 176 УК РК (присвоение или растрата имущества, совершенные лицом с использованием своего служебного положения) в случае, если имело место хищение бюджетных средств либо иного государственного имущества.

Информация о работе Современное сосотояние организованной преступности в Республике Казахстан