Современное сосотояние организованной преступности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Организованная преступность стала предметом специального криминологического изучения сравнительно недавно. На вопрос, каковы реальные масштабы организованной преступности, дать ответ пока трудно, поскольку в изучении этой проблемы наука и практика деятельности правоохранительных органов делают только первые шаги. Вместе с тем с большой вероятностью можно предполагать, что она пустила корни и в Казахстане. В случае непринятия своевременных мер по ее ликвидации она станет реальной силой, угрожающей нормальному развитию общества.

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОРЬБЫ С НЕЮ .doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

В добавление к перечисленному можно привести еще целый ряд ситуаций, попадание в которые сопряжено с высокой долей вероятности соприкосновения с коррупцией:

– сбор штрафов  и иных платежей с населения разными  ведомствами;

– выдача лицензий либо разъяснений на занятие различными видами деятельности;

– выдача разрешений на строительство и наделение  земельными участками;

– предоставление в аренду помещений, зданий, сооружений;

– осуществление  контроля со стороны уполномоченных государственных органов и служб (пожарные, СЭС, торговые инспекции и т.п.), от которых зачастую страдает мелкий бизнес в РК.

Взаимодействие  представителей власти с гражданином  возникает в двух случаях. Первый случай – когда орган власти должен предоставить ему некоторые услуги (выдать лицензию, разрешение, предоставить справку). В этих ситуациях коррупции способствуют (помимо ранее перечисленных) следующие обстоятельства:

– наличие и  продолжающееся увеличение сферы государственных  услуг, охваченных разрешительным принципом;

– незнание гражданами своих прав на получение услуг  и обязанностей чиновников на их предоставление;

– относительная  закрытость информации об обязанностях чиновников и правах граждан;

– монополия  ведомств на предоставление услуг и  усложненность бюрократических  процедур;

– структурные  особенности органов власти, при  которых одно ведомство обладает полномочиями и по принятию властных решений, и по оказанию услуг.

Второй  случай – когда органы власти, выполняя свои ограничивающие и регулирующие функции, обязывают гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушение действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствуют (помимо ранее указанных) следующие условия:

– отсутствие удобных  процедур реализации гражданином своих  обязательств;

– неадекватность шкал штрафных санкций, способствующих уклонению от их уплаты с помощью  взяток.

Социально-психологические условия коррупции. Происходящая криминализация общества оказывает губительное влияние на психику людей, деформирует их правовое сознание. Оно характеризуется сложным переплетением двух взаимоисключающих тенденций – позитивного и негативного отношения к праву. Существование таких тенденций в сознании одних и тех же субъектов свидетельствует о дезинтеграции ценностной структуры различных групп населения. Все более нарастает правовой нигилизм – негативное отношение к праву, неверие в его возможность служить эффективным регулятором общественных отношений.

Сознание многих людей деформированно, двойственно, противоречиво, поскольку пытается сочетать несовместимые стереотипы и установки. Накопление негативных эмоций, разносторонних раздражителей  и стимулов достигает запредельного напряжения, угрожает постоянным срывом. Отсюда заметная невротизация и психопатологизация населения.

События последних  лет по масштабам изменений, тотального переосмысления действительности породили в некоторых группах населения  панические настроения. Во многих слоях нашего общества происходящее воспринимается как национальная катастрофа. Представления такого рода активно поддерживаются и эксплуатируются заинтересованными лицами и группами в эгоистических интересах, в борьбе за власть и богатство.

Существующая  морально-психологическая атмосфера  в обществе, несомненно, оказывает  серьезное влияние на уровень  коррупции в органах власти. Большинство  чиновников рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых  они впервые должны сделать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Наиболее часто названные обстоятельства бывают с чиновниками низшего и среднего звена, работающих в непосредственном контакте с гражданами (при выдаче различных лицензий, разрешений, справок и т.д.). Появление этих обстоятельств зависит как от обсуждавшихся выше проблем и условий, порождающих коррупцию, так и от социально-психологических факторов. Поняв их природу, легче определить, что надо делать для борьбы с коррупцией.

На индивидуальном (групповом) уровне можно выделить следующие признаки, присущие коррупционерам:

– остроумность и злоречивость;

– потребность  во внешнем покое, скрытность;

– продажность  и предательство государственных (и иных) интересов;

– ярко выраженное стремление к самосохранению (используя для этого подкуп);

– стремление жить сегодняшним днем;

– наличие дружеских  отношений и стремление к таковым  «с сильными мира сего», использование  их влияния.

В целом наиболее характерными чертами коррупции являются:

– высокое общественное положение субъектов;

– изощренно-интеллектуальные способы и средства достижения целей;

– огромный материальный и моральный ущерб, причиняемый  обществу;

– исключительная латентность и согласительный характер;

– «понимающее» отношение властей к этой группе преступников.

Среди наиболее распространенных мотивов – компенсация  за ущерб, связанный с прохождением службы. К потере нравственного иммунитета подталкивает:

· упоминавшееся выше ощущение нестабильности;

· низкая зарплата, не соответствующая квалификации и ответственности работы (исследование, проведенное Всемирным банком, показало, что основной причиной коррупции является низкая зарплата чиновников);

· несправедливость при продвижении по службе;

· хамство или некомпетентность начальства;

· отсутствие или несовершенство антикоррупционного законодательства;

· относительная безнаказанность «крупных» коррупционеров.

Бороться с  этим можно, соответствующим образом  меняя систему государственной  службы и принимая антикоррупционное  законодательство.

Специалисты отмечают, что в переходные периоды коррупционное решение подчас рассматривается чиновником как своего рода диверсия против новой системы. Взяточник представляет себя идейным борцом с «преступным режимом», являясь между тем тривиальным стяжателем.

На наш взгляд, можно выделить еще несколько социально-психологических факторов, порождающих коррупцию:

– сложившееся  и существующее в обществе мнение о том, что вся власть продажная  и все покупается и продается. Принятие первого коррупционного решения  может облегчаться информационной средой, окружающей чиновника. Честный чиновник, каждый день слышащий и читающий одно и то же: «У нас берут все!», может начать воспринимать себя «белой вороной», неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. Такому остается только дождаться «удачного случая». Вместе с тем существует другая категория «белых ворон», уклоняющихся от получения либо дачи взяток, и к которым относятся как к чужим, с настороженностью, и в некоторых случаях стараются избавиться от них.

– существующие в обществе стереотипы двойной морали. Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, – двойной моральный стандарт. Население охотно поддерживает публичные обвинения в коррупции, меры государственного воздействия на нее, но для решения собственных проблем соглашается принимать «правила игры», предложенные или навязанные коррупционерами, т.е. коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.

Чиновник может  стать коррупционером не только после  принятия критического решения, но и в результате плавного перехода от действий «пограничного» характера к преступным. Это облегчается тогда, когда не налажены четкие технологии управления, принятия решений, когда размыты полномочия и сферы ведения, а также когда отсутствует Кодекс этики государственного служащего. В переходные периоды плавное вползание в коррупцию облегчается также следованием устаревшим, но еще действующим традициям, культурным стереотипам.

Специфика переходного  периода – смешение традиций и  культурных стереотипов, свобода практически беспрепятственной конвертации одних форм капитала в другие. В результате должностные лица рассматривают свою службу как продолжение рынка, а демократию трактуют как свободу преобразования нормального рынка в рынок коррупционных услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы и условия, ее порождающие; во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям.

К проблемам, порождающим  коррупцию, относятся те, которые  свойственны не только РК, но и большинству  стран, находящимся в стадии модернизации, в первую очередь – переживающим переходный период от централизованной к рыночной экономике. Во-первых, различные интерпретации причин коррупции противоречат друг другу, во-вторых, ни одну из них нельзя считать безупречной. По нашему мнению, истина должна быть где-то посредине.

Только изучив должным образом причины и  условия, порождающие коррупцию, можно определять и вырабатывать конкретные меры по ее ограничению и снижению.

3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ  С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ 

В любой стране политической и правящей элите, государственным  должностным лицам разных уровней  «доступны» все существующие формы преступного поведения. Однако когда говорят, что «политика – грязное дело» или «власть портит людей», прежде всего, предполагается функциональная аморальность, противоправность или криминальность должностных лиц.

Анализ борьбы с коррупцией в отдельных странах указывает на огромный разрыв между декларируемыми принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно-правового контроля от преступной власти, интеллекта и богатства к преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к преступлениям, совершаемым управляемым ей народом.

Величина указанных  деформаций свидетельствует о масштабах  национального лицемерия в той или иной стране. Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика – следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации, переживает не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе – негативным.

В условиях, когда  государство находится на грани  духовного и финансового банкротства, усиление коррупции ведет к дальнейшему ослаблению института государственной власти, скептическому отношению к ней со стороны граждан, формирует в народе социальную пассивность, деморализует общество, возбуждая в нем агрессивность. Нынешний кризис – это кризис отношений народа и власти.

Коррупция становится не только разновидностью преступности, но и способствует тесному сращиванию криминальных структур с исполнительной и законодательной властью, проникновению  организованной преступности в сферу  управления банков-ским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями, средствами массовой информации, другие сферы общественной жизни.

Организация и  проведение приватизации, создание инвестиционно-приватизационных фондов, обворовавших население, свидетельствуют о значительных масштабах коррумпированности чиновников, не способных и не желающих думать об экономической безопасности граждан нашей страны. Это подтвердил и последующий денежный этап приватизации, в рамках которого появился новый вид злоупотребления – биржевые спекуляции, цель которых – уход от уплаты налогов и ориентация на иностранных инвесторов. Это приводит к очередному обвалу национальной валюты, а акции, от которых будет стремиться избавиться директорский корпус как от непосильной ноши, станут легкой добычей для преступного бизнеса.

Используя несовершенство отечественного законодательства, коррумпированная «верхушка» общества отправляет огромные суммы капитала, соразмерные с доходной частью республиканского бюджета за границу. Вернуть эти средства обратно становится затруднительным (прим. авт. – одной из мер является легализация средств, полученных незаконным путем). Одновременно с этим Правительству Республики Казахстан ежегодно приходится обращаться в МВФ с просьбами о предоставлении кредитов. Взамен от страны требуют целый ряд уступок, в том числе и утраты самостоятельности в проведении реформ. С каждым годом мы воочию убеждаемся, что западное финансирование нашей экономики отнюдь не бескорыстно. Игнорирование проблем экономической безопасности может привести к потере национальной независимости.

Все это происходит на фоне экономического и социального кризиса, продолжающегося в Казахстане уже более 5 лет, который, по оценке известного советолога, профессора Джорджтаунского и Оксфордского университетов С. Коуэна, «настолько грандиозен, что надо говорить о процессе, не имеющем прецедента в XX веке».

Анализ показателей  жизненного уровня казахстанцев свидетельствует, что в самом начале 90-х гг. разница  в доходах 10 % самых богатых соотечественников  и 10 % малообеспеченных граждан не превышала 3 раз. Однако уже в 1992 г. разрыв увеличился до 7,5 раз, в 1993 г. – до 11 раз, в 1994 г. – до 13–16 раз, в 1995 г. – до 18–20 раз, а в 1997 г. – до 30 раз1.

Все это приводит к тому, что значительная часть  населения постепенно погружается  в «болото» социального пессимизма. У многих появляется агрессивность, они начинают искать «врага», ответственного за их нищенское состояние (события в мкр. «Бакай», мкр. «Шанырак» и т.д.). Объектом недовольства в первую очередь становятся органы власти всех уровней. Авторитет власти при этом резко падает. В свою очередь, у «богатого» формируется чувство временщика – незаконное обогащение посредством рейдерства, а капитал вывезти в западные страны или выгодно вложить в недвижимость, при этом спекулируя ценами.

Информация о работе Современное сосотояние организованной преступности в Республике Казахстан