Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:34, дипломная работа
Данная проблема, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.
По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Каждые сутки на улицах городов и дорогах Российской Федерации совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек . В связи с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации, соответственно наблюдается и количественный рост преступлений, посягающих на нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Введение 5
1 Понятие безопасности движения и история развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатация автотранспорта 8
1.1 Понятие безопасности движения 8
1.2 Исторический аспект: уголовного законодательного регулирования безопасности движения и эксплуатация автотранспорта 15
2 Признаки состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ 21
2.1 Объективные признаки 21
2.2 Субъективные признаки 32
2.3 Квалифицирующие признаки 42
3 Проблемы привлечения к уголовной ответственности и пути совершенствования законодательства и правоприменительной практики по ст. 264 УК РФ 57
3.1 Проблемы привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ57
3.2 Пути совершенствования законодательства и правоприменительной практики по ст. 264 УК РФ 67
Заключение 70
Список использованных источников 73
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Институт Экономики
Кафедра
К ЗАЩИТЕ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности высшего профессионального образования
«Уголовно-правовая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»
Исполнитель,
студент гр. _______________ (Анфимов А.А.)
Научный руководитель
профессор, к.ю.н, доцент _______________ (Годованный А.В.)
Нормоконтроль пройден _______________ ( )
Новосибирск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Понятие безопасности движения и история развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатация автотранспорта 8
1.1 Понятие безопасности движения 8
1.2 Исторический аспект: уголовного законодательного регулирования безопасности движения и эксплуатация автотранспорта 15
2 Признаки состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ 21
2.1 Объективные признаки 21
2.2 Субъективные признаки 32
2.3 Квалифицирующие признаки
3 Проблемы привлечения к уголовной ответственности и пути совершенствования законодательства и правоприменительной практики по ст. 264 УК РФ 57
3.1 Проблемы привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ57
3.2 Пути совершенствования
Заключение 70
Список использованных источников 73
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломной работы «Уголовно-правовая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» обусловлена следующим.
Данная проблема, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.
По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Каждые сутки на улицах городов и дорогах Российской Федерации совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек1. В связи с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации, соответственно наблюдается и количественный рост преступлений, посягающих на нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. За первые шесть месяцев 2013 года в России 7846 человек были осуждены по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Согласно статистике Верховного суда РФ, 2180 из них были в состоянии алкогольного опьянения, а еще 41 — под действием наркотиков2. Уголовно наказуемые последствия, стремительно набирающей темпы автомобилизации, потребность в их уголовно-правовом урегулировании и
определили практическую
Уголовной ответственности за преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств во все времена уделялось достаточное внимание и ей посвящено немало диссертационных исследований и научных работ, в том числе исследований проведенных Н.С. Алексеевым, М.Б. Валиевым, A.B. Грибковым, Ф.А. Гусейновым, П.С. Дагелем, О.В. Домашенко, В.И. Жулевым, Б.Л. Зотовым, В.В. Ивановой, В.И. Касынюком, В.Е. Квашисом, A.A. Киракосяном, Е.В. Кичигиной, В.П. Коняевым, А.П. Копейченко, А.И. Коробеевым, A.C. Кузьминой, Н.Ф. Кузнецовой, Б.А. Куриновым, В.И. Курляндским, В.В. Лукьяновым, И.Х. Максутовым, И.Г. Маландиным, Ф.Б. Мельниковым, B.C. Орловым, Б.В. Петуховым, A.A. Пионтковским, И.В. Скирским, В.И. Ткаченко, СВ. Трофименко, М.П.Чичериной, А.И. Чучаевым, М.Д. Шаргородским и другими учеными.
Однако следует отметить, что самостоятельного исследования, посвященного уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по действующему уголовному законодательству не проводилось. Современное состояние проблемы, а также изменения, которые произошли в изучаемой сфере с принятием ныне действующего УК РФ и внесения изменений в Уголовный кодекс РФ исследователями не затрагивалось.
Объектом исследования явились общественные отношения, возникающие при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предмет дипломной работы: уголовно-правовая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Цель работы заключается в комплексном уголовно-правовом анализе действующей законодательной и нормативной базы, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и разработке теоретически обоснованных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практики их применения.
Содержание указанной цели определяют следующие задачи работы:
- раскрыть исторический аспект законодательного регулирования преступлений против безопасности движения и эксплуатация автотранспорта в дореволюционный и советский период;
- исследовать законодательное регулирование преступлений против безопасности движения и эксплуатация автотранспорта в современной России;
- провести правовой анализ объективных, субъективных и квалифицирующих признаков нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.264 УК РФ);
- выявить проблемы привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ;
- разработать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства за преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Методологическую основу исследования составили методы исторический, системного анализа, обобщения и сравнительно-правовой метод.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство, Закон о безопасности дорожного движения, а также ведомственные нормативные акты.
Эмпирическую основу исследования составили определения Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и РФ и материалы следственно-судебной практики, опыт правоприменительной деятельности органов внутренних дел по делам рассматриваемой категории.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части включающей три раздела, содержащих семь подразделов, заключения, списка использованных источников.
1 Понятие безопасности движения и история развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатация автотранспорта
1.1 Понятие безопасности движения
Профилактические меры достигают ожидаемого результата при условии их адекватности по отношению к социальным процессам и поведению участников этих процессов.
В сфере дорожного движения профилактическое воздействие на его участников и аварийность в целом возможно, при условии определения сущности такого явления, как безопасность дорожного движения.
Безопасность дорожного движения как условие реализации государством (правительством) намеченных целей в области социально-экономической политики.
Именно политики должны определять, какие цели общество должно ставить перед собой, чтобы сократить количество происшествий, смертей и ранений в дорожном движении, какие нужно проводить профилактические мероприятия, куда закладывать средства для достижения поставленных целей. Согласно данной интерпретации главное — это возможность государства (правительства) самостоятельно осуществлять избранную им политику при наличии необходимых структур и механизмов для их реализации. Это сильная сторона данного определения, когда речь идет об интересах и целях государства.
Проблема безопасности дорожного движения — проблема политическая, -заявляет генеральный секретарь Ассамблеи ООН Кофи Аннан3.
Вышеизложенное имеет смысл, если цели носят объективный характер. Если же определение является субъективным, то сама концепция безопасности дорожного движения становится игрушкой в руках политически ангажированных сил.
Для повышения безопасности дорожного движения нужна политическая воля со стороны правительства, которая нуждается в поддержке и сотрудничестве с надежными партнерами, заинтересованными в обеспечении безопасности дорожного движения (например, производителями транспортных средств).
Вместе с тем для повышения безопасности дорожного движения необходимо не только заручиться поддержкой лиц, ответственных за разработку политики, но сформировать информированное гражданское общество, которое понимало бы, что травматизм, являясь следствием дорожного движения, вполне реально предотвратить. Свидетельством наличия политической воли являются, в частности, действующие во многих странах национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения, которые предусматривают регулярный мониторинг, конкретное и регулярное финансирование для осуществления принятых программ.
Безопасность дорожного движения как условие устойчивости участника дорожного движения к угрозе от аварийности в дорожно-транспортных преступлениях4.
Это одно из наиболее популярных измерений проблемы безопасности дорожного движения, однако, оно же является и одним из наиболее неоднозначных.
Во-первых, сама научная гипотеза, которой пользовались, например, наши отечественные исследователи в течение долгого времени, построенная на положении — отсутствие дорожно-транспортных происшествий равнозначно безопасности дорожного движения, сама по себе ошибочна. Это можно объяснить тем, что каждое дорожно-транспортное происшествие является случайным событием (в статистическом смысле) из-за неподготовленности к ним конкретных участников дорожного движения и поэтому неконтролируемости условий поведения.
Отсюда следует, что ДТП не может быть достаточно выделено и систематизировано как закономерное явление.
Во-вторых, перед исследователем, выбравшим такой подход, неизбежно возникает дилемма: следует ли ограничиться рассмотрением исключительно только аварийности либо учитывать и другие угрозы. Ученые пришли к выводу, что безопасность дорожного движения характеризуется не отсутствием дорожно- транспортной аварийности, а отсутствием закономерных опасных условий и поступков, приводящих к ДТП. Критерий отсутствия аварийности не исключает наличия опасности в поведении участников дорожного движения и условиях движения. Таким образом, отсутствие ДТП не равнозначно безопасности движения.
Исследователи в последнее время все чаще исходят из нормального поведения участников дорожного движения, анализируют и обобщают отклонения от правильного поведения, опасные и предаварийные ситуации, дорожно-транспортные происшествия. Таким образом, даже случайные признаки охватываются с большей достоверностью, так что надежная регистрация по крайней мере закономерных явлений обеспечена5.
Понятно, что первый подход существенно сузил горизонт анализа, а второй — значительно расширил проблемное поле безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения как приоритет международной безопасности.
При данном подходе в центре внимания оказываются безопасные условия обеспечения международных перевозок. Под безопасностью дорожного движения автомобильного транспорта подразумевается уровень защиты и комплекс мер по предотвращению аварий на дорогах, которые приводят (или не приводят) к материальному ущербу, травмам или летальным случаям. Такой подход позволяет интегрировать исследования проблем безопасности дорожного движения в систему приоритетов международной безопасности.