Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
При судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессуально самостоятелен. Как правило, прокуроры поддерживают заявленный иск, но если по обстоятельствам дела необходимо отказаться от исковых требований, либо изменить основания иска, либо снизить размер взыскания, прокурор вправе сделать это.
По заявленному требованию прокурор дает в суде (ст. 286 ГПК) объяснения, которые носят характер утверждения и являются доказательствами. Прокурор вправе представить суду письменные документы. В соответствии с ч. 3 ст. 290 ГПК, участвуя в судебных прениях, прокурор, предъявивший иск, выступает первым.
3.Участие прокурора в суде
первой инстанции по
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции - существенная гарантия всестороннего, полного и объективного исследования судом фактических обстоятельств, а также вынесения судом законного и обоснованного решения. Однако не все вопросы участия прокурора достаточно полно регламентированы в действующих нормативных правовых актах.
Так, ГПК предусматривает, что участие прокурора в судебном разбирательстве обязательно:
- в случае направления им в суд заявления в защиту чьих-либо интересов;
- когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом (ст. 83 ГПК).
Прокурор вправе принять участие в рассмотрении любого гражданского дела, в то же время он обязан принять участие в процессе, если это будет признано необходимым судом (ст. 83 ГПК).
ГПК устанавливает обязательное участие прокурора при рассмотрении в судах дел:
- по жалобам на неправомерные
действия избирательных
- о признании гражданина
- о признании гражданина
- о признании гражданина
- при направлении гражданина
принудительно на судебно-
Пpoкypop, участвующий в судебном разбирательстве гражданских дел,
должен принимать одинаково активное участие во всех стадиях производства.
В подготовительной части судебного заседания проверяется явка заинтересованных лиц, устанавливаются причины их отсутствия, выясняется мнение участников о возможности слушания дела в их отсутствие. Прокурор имеет право заявить отвод судье, секретарю судебного заседания, экспеpтy, переводчику, представителю общественной организации. Вместе с тем в соответствии со ст. 32 ГПК прокурору также может быть заявлен отвод, если:
- его связывают с одной из
сторон по рассматриваемому
- он при предыдущем
- он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности.
В необходимых случаях прокурор заявляет ходатайство. Он может заявить ходатайство об отложении слушания дела, если досудебная подготовка была проведена неполно или она не проводилась вовсе.
В судебном заседании прокурор задает вопросы истцу, ответчику, третьим лицам, экспертам и т.д. Он заявляет ходатайство об истребовании новых и дополнительных доказательств, назначение экспертизы и т.п.
Среди процессуальных действий, которые прокурор вправе совершать в гражданском процессе важное значение имеет его выступление как по отдельным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, так и по существу дела в целом. В таких случаях прокурор высказывает мнение, которое излагается в судебном заседании в устной форме. Оно должно быть:
- обоснованным, т.е. все предложения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств;
- объективным, т.е. позиция
прокурора как блюстителя
- законным, т.е. основанным на нормах процессуального и материального права;
- мотивированным.
Прокурор обязан высказать мнение о том, как должно быть разрешено дело: подлежит ли иск, жалоба (заявление) удовлетворению полностью или частично либо в иске, жалобе (заявлении) следует отказать. Лишь убедительность и аргументированность мнения прокурора могут влиять на исход дела, поскольку оно, как и мнение других лиц, высказанное в судебных прениях, не обязательно для суда.
Надзор за законностью и обоснованностью судебных решений и определений, не вступивших в законную силу, ограничивается десятью днями. Прокуроры обязаны в эти сроки проверять законность и обоснованность решений и определений по делам, рассмотренным судом без участия пpoкypopa, опротестовывать незаконные и необоснованные решения и определения. Тщательной проверке подлежат решения и определения по делам, рассмотренным с участием прокурора, в особенности если позиция прокурора расходится с позицией суда, выраженной в решении.
С целью осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений, не вступивших в законную силу, прокурор вправе знакомиться с материалами дела и в том случае, если он в деле не участвовал (ст. 413 ГПК).
Ознакомление с делом следует начинать с искового заявления истца, заявления, жалобы (по делам, возникающим из административных правоотношений). По этим документам устанавливается законность возбуждения гражданского дела, подведомственность его суду, наличие правоспособности сторон и другие процессуальные и правовые вопросы, соблюдение порядка возбуждения дела (подсудность, уплата государственной пошлины, наличие дееспособности у лица, обратившегося в суд, и т.д.). На основании материалов дела, протокола судебного заседания выясняются круг заинтересованных лиц и их процессуально-правовое положение, предмет доказательства и делается вывод о степени полноты и достоверности установления фактических обстоятельств.
В случае если при изучении дела в срок, предоставленный для кассационного обжалования и опротестования, прокурор приходит к выводу о незаконности и необоснованности судебного решения или определения, он приносит кассационный или частный протест.
Частные протесты приносятся на определения судов первой инстанции, кассационные протесты - на решения, не вступившие в законную силу.
Предметом кассационного опротестования могут быть решения всех судов республики, кроме решений Верховного Суда Республики Беларусь.
Не вступившие в законную силу решения и определения судов могут быть опротестованы в кассационном порядке:
- решения городских (районных) и межгарнизонных военных судов в судебную коллегию по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского суда и Белорусского военного суда;
- решения областного, Минского
городского и Белорусского
Протесты прокурора могут быть поданы в течение 10 дней после вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью.
Кассационный протест должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессуальному документу, а также содержать: указание на решение, которое опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение; обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего протест; указания по оспариваемой сумме по имущественным делам, перечень прилагаемых к протесту письменных материалов. Протест подписывается прокурором (ст. 409 ГПК).
Судья отказывает в принятии кассационного протеста:
- лицам, не имеющим права на опротестование (например, протест подан помощником прокурора, не участвовавшим в рассмотрении дела в суде первой инстанции);
- если судебное постановление не подлежит обжалованию или опротестованию в силу закона;
- лицам, пропустившим установленный ГПК срок, если отказано в его восстановлении.
Кассационный протест может быть оставлен без движения в случае неподписания его соответствующим прокурором, при отсутствии указания на опротестовываемое решение, без приложения всех необходимых копий, без указания оспариваемой суммы по имущественным делам. При этом судья выносит определение об оставлении протеста без движения и назначает кассатору срок для исправления недостатков.
Перечень прав и обязанностей прокурора, которые он имеет на стадии разбирательства дела в суде первой инстанции, сохраняется и в суде кассационной инстанции.
Прокурор в кассационном производстве может выступать в нескольких ролях:
- как кассатор (лицо, принесшее кассационный протест), тогда он выступает первым;
- как прокурор, выступивший в защиту интересов других лиц. В этом случае он выступает после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (стороны и третьи лица).
За прокурором в кассационном производстве сохраняется и право на заключение о законности и обоснованности решения суда, хотя прямого указания об этом в ГПК нет.
Новый ГПК предусматривает возможность рассмотрения кассационного протеста прокурора, поступившего после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Такой протест рассматривается на общих основаниях.
Прокурор, принесший протест, вправе отозвать его до начала судебного заседания суда кассационной инстанции. Протест возвращается прокурору. Об отказе протеста извещаются юридически заинтересованныe в исходе дела лица. Если же прокурор в ходе судебного заседания убеждается в необоснованности принесенного протеста, он его уже не вправе отозвать. Дело продолжает рассматриваться по существу, и кассационная инстанция вправе оставить протест без удовлетворения.
Участвуя в рассмотрении дела, прокурор высказывает мнение о законности и обоснованности решения после объяснений лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела. Он высказывает свои соображения о судьбе решения применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, содержащимся в ст. 425 ГПК.
Следует отметить, что ГПК 1999 г. существенно изменил полномочия кассационной инстанции. Суд, рассмотрев дело в кассационном порядке, вправе своим определением:
- оставить решение без изменения, а кассационную жалобу (кассационный протест) - без удовлетворения;
- отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если ошибки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;
- отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
- изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права;
- изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде кассационной инстанции материалов дела и новых доказательств, если на основании исследованных в суде кассационной инстанции материалов и новых доказательств установлены все фактические данные, необходимые для разрешения спора в соответствии с законодательством. В этом случае юридически заинтересованные в исходе дела лица должны быть ознакомлены с дополнительными доказательствами до рассмотрения дела в кассационном порядке и извещены о дне рассмотрения дела.
Деятельность прокурора в суде кассационной инстанции завершается составлением отчета (заключения), в котором указываются: содержание решения суда, повод к рассмотрению дела в кассационной инстанции, мотивы опротестования или обжалования, решения и результаты рассмотрения дела. Если имеются расхождения его позиции с позицией суда, прокурор докладывает об этом прокурору, имеющему право на принесение пpoтестa в порядке надзора, который принимает решение о необходимости принесения протеста.
После вынесения судом кассационного определения прокурор проверяет его законность и обоснованность. Если установит, что определение не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора. В этом случае докладывает дело прокурору, полномочному принести протест в надзорном порядке, который принимает окончательное решение.
4.Участие прокурора в
Судебные акты общих судов, вступившие в законную силу, также может быть незаконными и (или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора. При этом объектом надзорного пересмотра становятся решения, определения, постановления как не обжалованные (не опротестованные) в кассационном порядке, так и проверенные кассационной инстанцией. В число проверяемых в порядке надзора попадают и судебные акты, не подлежащие кассационному обжалованию (опротестованию), решения Верховного Суда Республики Беларусь, кассационные определения, постановления судов надзорных инстанций.
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"