Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Генеральный прокурор обязывает подчиненных прокуроров правильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимых случаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовывать такие решения.

Действующий ГПК не содержит правовых норм о задачах судебного надзора. В нем (ст. 22), как и в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», имеются только отсылочные нормы об осуществлении судебного надзора со стороны Верховного Суда Республики Беларусь, областных судов в соответствии с законами.

К непосредственным задачам прокурора при пересмотре гражданских дел в порядке надзора относятся его активная позиция при изучении и  рассмотрении дел судом надзорной инстанции, высказывание законного и аргyментированного мнения.

Право на принесение протеста в порядке надзора предоставлялось:

- Генеральному прокурору  Республики Беларусь, его заместителям  – на судебные постановления  любого суда Республики Беларуси, за исключением постановлений  Президиума Верховного Суда;

- прокурорам областей, города Минска и приравненным  к ним прокурорам –  на решения, определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского суда;

- Белорусскому военному  прокурору - на решения и постановления межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.

Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать.

Предметом надзорного опротестования могут быть решения, определения суда первой инстанции, а также определения суда кассационной инстанции, а также постановления президиумов областных, Минского городского судов.

ГПК предоставляет прокурорам право истребовать из суда гражданское дело для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может быть истребовано только после вступления решения в законную силу. Поводом для истребования может быть жалоба сторон, третьих лиц, результаты проверки деятельности суда, а также усмотрение самого прокурора. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение о принесении протеста или отказе в принесении протеста.

При принесении надзорного протеста прокурор исходит из требований закона об основаниях отмены в порядке надзора решений, определений и постановлений судов. Основаниями к опротестованию являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального и процессуального права. Существенными нарушениями норм процессуального закона являются:

- нарушение порядка рассмотрения  заявления об отводе судьи;

- рассмотрение дела в отсутствии  кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания;

- подписание решения не тем  судьей, который рассматривал дело;

- отсутствие в деле протокола  судебного заседания и др..

Нарушение норм материального права заключается в неприменении судами закона, подлежащего применению, в применении закона, не подлежащего применению, неправильном толковании закона.

Надзорное производство по гражданским делам включает в себя целый комплекс процессуальных документов и действий должностных лиц судов и органов прокуратуры:

- рассмотрение обращений о проверке  в порядке надзора вступивших  в законную силу судебных актов;

- принятие по ним соответствующих  решений, в том числе о приостановлении  исполнения;

- истребование гражданского  дела и его изучение;

- опротестование судебного акта по делу или составление мотивированного заключения об отказе в опротестовании;

- рассмотрение дела  в суде надзорной инстанции.

Если постановление или определение надзорной инстанции незаконно или необоснованно, прокурор входит с предложением к вышестоящему прокурору на предмет его отмены или изменения.

Согласно ст. 452 ГПК основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:

1) существенные  для дела обстоятельства, которые  не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим  в законную силу пригoвором  суда заведомо ложные показания  свидетеля, заведомо ложные заключение эксперта или вывод специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованногo судебного постановления;

3) установленные вступившим  в законную силу приговором  суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконногo или необоснованного судебного постановления;

4) отмена решения, приговора, определения или постановления  суда либо постановления иного  государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.

Закон имеет в виду не новое, а именно вновь открывшееся обстоятельство, т.е. имеющий существенное значение юридический факт, который во время рассмотрения дела объективно существовал, но не был и не мог быть известен заявителю, а следовательно, и суду.

Новыми являются такие обстоятельства, которые не существовали в момент рассмотрения дела судом и появились после вынесения решения, определения и постановления. Изменuвшuеся - юридические факты, положенные в основу решения, определения и постановления, но впоследствии изменившееся.

Изменение обстоятельств, на которых основано решение, а также появление новых обстоятельств по делу может служить основанием для предъявления нового иска, но не для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

От вновь открывшихся обстоятельств следует отличать доказательства, обнаруженные после разрешения дела судом. Под обстоятельствами дела понимаются юридические значимые факты, обосновывающие требования и возражения сторон.

В соответствии со ст. 455 ГПК срок для подачи заявления исчисляется:

1) в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 452 ГПК, - со дня открытия  этого обстоятельства;

2) в случаях, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 2 ст. 452 ГПК, - со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу;

3) в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 452 ГПК, - со дня вступления  в законную силу приговора, решения, определения, постановления суда или вынесения иным государственным органом акта, противоположного по своему содержанию приговору, решению, определению или постановлению, на которых было основано пересматриваемое судебное постановление.

Должностные лица суда и прокуратуры не ограничены каким-либо  сроком на подачу представления о пересмотре гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но необходимо наличие определенных условий:

1) заявление должно исходить  от лиц, пользующихся правом ставить  вопрос о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 54 ГПК);

2) должен  быть соблюден срок, в течение которого такое обращение возможно.

 

Лекция 16. Участие прокурора в рассмотрении судом хозяйственных дел.

 

План

 

1.Прокурор как субъект хозяйственных  процессуальных отношений.

2.Участие прокурора в суде  первой инстанции по хозяйственным  делам. Иск прокурора в хозяйственный суд. Кассационное обжалование и опротестование не вступивших в законную силу решений хозяйственного суда.

3.Участие прокурора в  рассмотрении дел в порядке  надзора.

4.Участие прокурора при возобновлении  дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

1.Прокурор как субъект  хозяйственных процессуальных отношений.

 

 

 

Законодательство о хозяйственном судопроизводстве четко регламентирует участие прокурора в хозяйственном процессе. Правом на обращение в хозяйственный суд обладает прокурор соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь или его заместитель в пределах своей компетенции. Помощники прокуроров, прокуроры и начальники отделов, управлений, следователи такого права на предъявление иска или подачу заявления не имеют.

Пpoкypop или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе обратиться в хозяйственный суд с иском в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.

Исковое заявление в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь могут направить:

1) Генеральный прокурор  Республики Беларусь, прокуроры  областей и приравненные к  ним прокуроры и их заместители;

2) в другие хозяйственные  суды - прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители.

В целях упорядочения работы по обращению в хозяйственные суды прокуроров и их заместителей с исками в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и Прокуратура Республики Беларусь в связи с возникающими вопросами в правоприменительной практике установили, что:

1) в соответствии  с п. 6 ч. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре  при установлении нарушений закона  в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан - в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы;

2) пределы компетенции  прокурора или его заместителя  при предъявлении в хозяйственные суды исков и заявлений определяются территорией административной единицы Республики Беларусь, на которой расположена соответствующая прокуратура, а также определяются правилами подсудности и иными нормами, установленными Хозяйственным процессуальным кодексом;

3) прокурор или его  заместитель при установлении нарушений закона, служащих основанием для предъявления иска в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования, в случае, если предъявление такого иска выходит за пределы их компетенции или полномочий, обращается в вышестоящую прокуратуру или прокуратуру, которая обладает соответствующими компетенцией и полномочиями для предъявления такого иска;

4) прокурор или его  заместитель, предъявивший иск в  интересах субъекта хозяйствования, вправе, при наличии уважительных причин, препятствующих его участию в рассмотрении дела, в письменной форме передать полномочия по ведению дела в хозяйственном суде прокурору иной административно-территориальной единицы Республики Беларусь. В случае передачи полномочий по участию в рассмотрении дела нижестоящей либо вышестоящей прокуратуре, другой территориальной либо специализированной прокуратуре прокурор, предъявивший исковое заявление, обязан оформить такую передачу путем направления соответствующего письма, а также письменно уведомить об этом хозяйственный суд. На основании такого письма и служебного удостоверения прокуроры указанных выше прокуратур участвуют в рассмотрении дела с правами прокурора, предъявившего иск (заявление);

5) хозяйственным судам  при рассмотрении исков и заявлений, предъявленных прокурорами или их заместителями в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, необходимо устанавливать факт того, что данные субъекты хозяйствования лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы. При этом хозяйственным судам следует иметь в виду, что отсутствие денежных средств для уплаты государственной пошлины у субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности может свидетельствовать о лишении их возможности самостоятельно защищать свои интересы;

6) при установлении  превышения пределов компетенции  или полномочий прокурора или его заместителя хозяйственным судам следует в соответствии с п. 3 ст. 96 ХПК оставлять их иски или заявления в защиту интересов субъектов хозяйствования без рассмотрения, разъясняя в соответствующем определении о праве субъектов хозяйствования самостоятельно обратиться с иском или заявлением в хозяйственный суд.

 

2.Участие прокурора в  суде первой инстанции по хозяйственным  делам. Иск прокурора в хозяйственный суд. Кассационное обжалование и опротестование не вступивших в законную силу решений хозяйственного суда.

 

Прокурор или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции обращается в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, а также в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.

Требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявлений направляемого в суд лицами, обращающимися за защитой как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса, содержатся в ст. 123 ХПК. В исковом заявлении должны быть указаны:

l) наименование хозяйственного  суда, в который подается заявление;

2) имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;

3) цена иска, если иск подлежит  оценке;

4) обстоятельства, на которых основаны  исковые требования;

5)доказательства, подтверждающие  основания исковых требований;

6)расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

7)требования со ссылкой на  акты законодательства Республики  Беларусь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

8)сведения о соблюдении досудебного  порядка урегулирования спора, когда  это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором;

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"