Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

9)иные данные, вытекающие из  требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;

10)перечень прилагаемых к исковому  заявлению документов.

Кроме того, в исковом заявлении могут указываться ходатайства об обеспечении иска, о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

Протест на судебные акты, принятые по иску, заявленному в суд непосредственно субъектом хозяйствования, вправе принести прокуроры, указанные в ст. 120 ХПК. Протест должен содержать:

1)наименование кассационной инстанции  хозяйственного суда, которой адресуется протест;

2) имя (наименование) лица, подающего  протест, и лиц, участвующих в деле;

З) наименование хозяйственного суда, принявшего решение, на которое подается протест, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;

4) требования прокурора, подавшего протест, с указанием на нарушения или неправильное применение норм материального либо процессуального права;

5)несоответствие изложенных в  решении выводов фактическим  обстоятельствам дела;

6)перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов;

7) будет ли подаваться дополнительный  кассационный протест до рассмотрения  его кассационной инстанцией.

Кассационная жалоба (протест) возвращается хозяйственным судом, если:

1) она не подписана  или подписана лицом, чьи полномочия  не указаны либо не подтверждены должным образом, либо лицом, должностное положение которого не указано, или недееспособным лицом;

2) не приложены документы, подтверждающие направление копии  лицам, участвующим в деле;

3) не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;

4) подана по  истечении срока для кассационного  обжалования и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано;

5) форма и содержание  жалобы не соответствуют требованиям ст. 178 ХПК;

6) до направления  лицам, участвующим в деле, определения  о принятии кассационной жалобы к производству от стороны поступило заявление о возвращении жалобы;

7) жалоба подана лицом, не имеющим права на ее подачу.

Указанные правила распространяются и на прокурора, принесшего кассационный протест, за исключением обязанности уплатить государственную пошлину.

О возвращении кассационной жалобы (протеста) выносится определение, которое может быть обжаловано (опротестовано) в установленном законодательными актами порядке (ст. 180 ХПК).

Кассационная инстанция хозяйственного суда проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме. Согласно ст. 188 ХПК она вправе:

- оставить решение хозяйственного  суда первой инстанции без изменения, а необоснованную кассационную жалобу (протест) - без удовлетворения;

- отменить решение хозяйственного  суда первой инстанции полностью  или в части и направить  дело на новое рассмотрение  в хозяйственный суд первой  инстанции;

- отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части принять новое решение;

- изменить решение хозяйственного  суда первой инстанции и прекратить  производство по делу или оставить  иск (заявление) без рассмотрения  полностью или в части.

 

3.Участие прокурора в рассмотрении дел в порядке надзора.

Протесты в порядке надзора вправе согласно ст. 200 ХПК приносить:

1) Председатель Высшего  Хозяйственного Суда Республики  Беларусь и Генеральный прокурор  Республики Беларусь - на судебные  акты любого хозяйственного суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

2) заместители Председателя  Высшего Хозяйственного Суда  Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь - на судебные акты любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

3) председатели хозяйственных  судов областей и приравненных к ним судов, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры на постановления кассационной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда;

4) прокуроры областей  и приравненные к ним прокуроры, а также их заместители - на не обжалованные в кассационном порядке и вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов. Нижестоящие прокуроры правом на принесение протестов в порядке надзора не наделены.

Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь 27 апреля 2001 г. №22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования»  Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Беларусь, прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам, межрайонным, городским и районным прокурорам предписано принять дополнительные меры к организации эффективного надзора за исполнением законодательства в экономических отношениях, о защите прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, законностью и обоснованностью решений по хозяйственным спорам. В случаях выявления нарушений закона в сфере экономических отношений принимать предусмотренные Законом о прокуратуре меры реагирования с целью их реального устранения и восстановления законности. При истребовании из хозяйственных судов дел прокуроры должны руководствоваться как нормами процессуального права, так и совместным письмом Прокуратуры Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. № 07-12д-2001 и № 03-25/433. В случае отказа в принесении протеста по жалобе участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, по результатам изучения хозяйственного дела составлять мотивированное заключение.

Поводом к истребованию дела, а также к принесению протеста в порядке надзора являются жалобы лиц, указанных в ст. 204 ХПК, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступивший в законную силу судебный акт имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по другим основаниям. Основанием к истребованию дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного акта.

Основанием для принесения протеста является выявленное после истребования дела существенное нарушение норм материального или процессуального права, которое повлияло на законность или обоснованность вынесенного судебного акта.

Жалобы в порядке надзора должны соответствовать требованиям ст. 205 ХПК.

К жалобе должны быть приложены:

1) копии судебных актов, вынесенных по делу;

2) документы, подтверждающие уплату  государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие  направление копии жалобы другим  лицам, участвующим в деле.

Подача жалобы ограничена годичным сроком со дня вступления в законную силу судебного акта, обжалуемого в порядке надзора. Если жалоба подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о восстановлении срока на подачу жалобы, то она подлежит рассмотрению должностным лицом, имеющим право принесения протеста (ч. 2 ст. 206, ст. 207 ХПК).

Жалоба рассматривается должностным лицом, имеющим право принесения протеста. В хозяйственном суде надзорной инстанции жалоба по поручению председателя хозяйственного суда или его заместителя может рассматриваться другим судьей этого суда.

В результате рассмотрения жалобы принимается решение:

1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности  обжалуемого судебного акта;

2) об отказе в истребовании  дела и принесении протеста, если из жалобы и представленных документов видно, что доводы жалобы не могут повлечь отмену судебного акта, либо по неуважительным причинам пропущен срок на подачу жалобы, либо по неуважительным причинам не была подана кассационная жалоба.

Решение об истребовании дела может быть изложено в форме резолюции на жалобе.

Решение об отказе в истребовании дела и принесении протеста излагается письменно, подписывается принявшим его должностным лицом и направляется лицу, подавшему жалобу.

В ответе на жалобу должны быть указаны:

1) должностное лицо, принявшее  решение;

2) время и место принятия  решения;

3) дело, по которому  принято решение;

4) лицо, подавшее жалобу;

5) по какому из оснований  отказано в истребовании дела;

6) разъяснение права  лица, подавшего жалобу, обжаловать принятое по жалобе решение.

Протест в порядке надзора может быть принесен как на судебные акты в целом, так и на их мотивировочную часть, если изложенные в ней выводы являются ошибочными, но не повлияли на разрешение дела по существу. В случае принесения протеста на мотивировочную часть суд, рассматривающий дело в порядке надзора, признав протест обоснованным, выносит постановление об изменении судебного акта в этой части.

Протест должен содержать:

1)наименование надзорной  инстанции, в которую приносится протест;

2) указание на судебные  акты, которые опротестовываются;

3) изложение существа  дела, по которому вынесены судебные  акты;

4) указание, в  чем состоит существенное нарушение  норм материального и (или) процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного акта;

5) просьбу должностного  лица, принесшего протест.

Надзорная инстанция оставляет протест без рассмотрения, если:

1)протест принесен без  повода, предусмотренного ст. 203 ХПК, и (или) к нему не приложены  жалоба, представление или ходатайство;

2)протест не отвечает  требованиям, предусмотренным ст. 208 и 209 ХПК.

 

4.Участие прокурора при возобновлении  дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Основной задачей процедуры возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам является проверка правильности постановленного хозяйственным судом судебного акта и его отмена при наличии к тому оснований с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

При рассмотрении вопроса о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам хозяйственным судам первой, кассационной и надзорной инстанций следует исходить из того, что перечень оснований для такого возобновления приведен в ст. 221 ХПК, а именно:

1)обстоятельства, опровергающие выводы  хозяйственного суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду;

2) установленные вступившим в  законную силу приговором суда  заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта;

3) установленные вступившим в  законную силу приговором суда  преступные деяния лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные в связи с данным делом;

4)отмена судебного акта хозяйственного  или другого суда либо постановления иного органа, послуживших основанием к принятию данного судебного акта хозяйственного суда, и принятие противоположного по содержанию (полностью или в части) соответствующего акта;

5) иные обстоятельства, предусмотренные  законодательными актами.

Заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано не позднее месячного срока со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств. Для внесения представления сроки не устанавливаются. Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам должно содержать:

1) наименование хозяйственного  суда, в который подается заявление  или представление;

2) обоснованную просьбу о возбуждении  производства о возобновлении  дела;

3) указание на судебный акт, подлежащий  отмене, и основания его отмены;

4)доказательства, подтверждающие  наличие вновь открывшихся обстоятельств  и момент их открытия;

5) доказательства, подтверждающие направление копий заявления либо представления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле;

6) наименование и подпись заявителя  или должностного лица, подающих заявление либо представление, а также дату их подачи.

О возбуждении производства о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам выносится определение.

 

Лекция 17. Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом.

 

План

 

1.Сущность и задачи надзора  за исполнением законов в местах  содержания задержанных, в местах  предварительного заключения, при  исполнении наказаний и иных  мер принудительного характера, назначенных судом, его предмет, пределы и значение.

2.Полномочия прокурора по осуществлению  надзора. Средства прокурорского  реагирования.

3.Надзор за законностью в  местах лишения свободы. Формы  и методы осуществления надзора.

4.Организация работы в различных  звеньях прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"