Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
9)иные данные, вытекающие из
требований актов
10)перечень прилагаемых к
Кроме того, в исковом заявлении могут указываться ходатайства об обеспечении иска, о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.
Протест на судебные акты, принятые по иску, заявленному в суд непосредственно субъектом хозяйствования, вправе принести прокуроры, указанные в ст. 120 ХПК. Протест должен содержать:
1)наименование кассационной
2) имя (наименование) лица, подающего протест, и лиц, участвующих в деле;
З) наименование хозяйственного суда, принявшего решение, на которое подается протест, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;
4) требования прокурора, подавшего протест, с указанием на нарушения или неправильное применение норм материального либо процессуального права;
5)несоответствие изложенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела;
6)перечень прилагаемых к
7) будет ли подаваться
Кассационная жалоба (протест) возвращается хозяйственным судом, если:
1) она не подписана
или подписана лицом, чьи полномочия
не указаны либо не
2) не приложены документы,
подтверждающие направление
3) не приложены документы,
подтверждающие уплату
4) подана по
истечении срока для
5) форма и содержание жалобы не соответствуют требованиям ст. 178 ХПК;
6) до направления лицам, участвующим в деле, определения о принятии кассационной жалобы к производству от стороны поступило заявление о возвращении жалобы;
7) жалоба подана лицом, не имеющим права на ее подачу.
Указанные правила распространяются и на прокурора, принесшего кассационный протест, за исключением обязанности уплатить государственную пошлину.
О возвращении кассационной жалобы (протеста) выносится определение, которое может быть обжаловано (опротестовано) в установленном законодательными актами порядке (ст. 180 ХПК).
Кассационная инстанция хозяйственного суда проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме. Согласно ст. 188 ХПК она вправе:
- оставить решение
- отменить решение
- отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части принять новое решение;
- изменить решение
3.Участие прокурора в рассмотрении дел в порядке надзора.
Протесты в порядке надзора вправе согласно ст. 200 ХПК приносить:
1) Председатель Высшего
Хозяйственного Суда
2) заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь - на судебные акты любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
3) председатели хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры на постановления кассационной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда;
4) прокуроры областей
и приравненные к ним
Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь 27 апреля 2001 г. №22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования» Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Беларусь, прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам, межрайонным, городским и районным прокурорам предписано принять дополнительные меры к организации эффективного надзора за исполнением законодательства в экономических отношениях, о защите прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, законностью и обоснованностью решений по хозяйственным спорам. В случаях выявления нарушений закона в сфере экономических отношений принимать предусмотренные Законом о прокуратуре меры реагирования с целью их реального устранения и восстановления законности. При истребовании из хозяйственных судов дел прокуроры должны руководствоваться как нормами процессуального права, так и совместным письмом Прокуратуры Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. № 07-12д-2001 и № 03-25/433. В случае отказа в принесении протеста по жалобе участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, по результатам изучения хозяйственного дела составлять мотивированное заключение.
Поводом к истребованию дела, а также к принесению протеста в порядке надзора являются жалобы лиц, указанных в ст. 204 ХПК, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступивший в законную силу судебный акт имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по другим основаниям. Основанием к истребованию дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного акта.
Основанием для принесения протеста является выявленное после истребования дела существенное нарушение норм материального или процессуального права, которое повлияло на законность или обоснованность вынесенного судебного акта.
Жалобы в порядке надзора должны соответствовать требованиям ст. 205 ХПК.
К жалобе должны быть приложены:
1) копии судебных актов, вынесенных по делу;
2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие
направление копии жалобы
Подача жалобы ограничена годичным сроком со дня вступления в законную силу судебного акта, обжалуемого в порядке надзора. Если жалоба подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о восстановлении срока на подачу жалобы, то она подлежит рассмотрению должностным лицом, имеющим право принесения протеста (ч. 2 ст. 206, ст. 207 ХПК).
В результате рассмотрения жалобы принимается решение:
1) об истребовании дела,
если имеются сомнения в
2) об отказе в истребовании дела и принесении протеста, если из жалобы и представленных документов видно, что доводы жалобы не могут повлечь отмену судебного акта, либо по неуважительным причинам пропущен срок на подачу жалобы, либо по неуважительным причинам не была подана кассационная жалоба.
Решение об истребовании дела может быть изложено в форме резолюции на жалобе.
Решение об отказе в истребовании дела и принесении протеста излагается письменно, подписывается принявшим его должностным лицом и направляется лицу, подавшему жалобу.
В ответе на жалобу должны быть указаны:
1) должностное лицо, принявшее решение;
2) время и место принятия решения;
3) дело, по которому принято решение;
4) лицо, подавшее жалобу;
5) по какому из оснований отказано в истребовании дела;
6) разъяснение права лица, подавшего жалобу, обжаловать принятое по жалобе решение.
Протест в порядке надзора может быть принесен как на судебные акты в целом, так и на их мотивировочную часть, если изложенные в ней выводы являются ошибочными, но не повлияли на разрешение дела по существу. В случае принесения протеста на мотивировочную часть суд, рассматривающий дело в порядке надзора, признав протест обоснованным, выносит постановление об изменении судебного акта в этой части.
Протест должен содержать:
1)наименование надзорной инстанции, в которую приносится протест;
2) указание на судебные акты, которые опротестовываются;
3) изложение существа дела, по которому вынесены судебные акты;
4) указание, в
чем состоит существенное
5) просьбу должностного лица, принесшего протест.
Надзорная инстанция оставляет протест без рассмотрения, если:
1)протест принесен без повода, предусмотренного ст. 203 ХПК, и (или) к нему не приложены жалоба, представление или ходатайство;
2)протест не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 208 и 209 ХПК.
4.Участие прокурора при
Основной задачей процедуры возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам является проверка правильности постановленного хозяйственным судом судебного акта и его отмена при наличии к тому оснований с учетом вновь открывшихся обстоятельств.
При рассмотрении вопроса о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам хозяйственным судам первой, кассационной и надзорной инстанций следует исходить из того, что перечень оснований для такого возобновления приведен в ст. 221 ХПК, а именно:
1)обстоятельства, опровергающие выводы хозяйственного суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные в связи с данным делом;
4)отмена судебного акта
5) иные обстоятельства, предусмотренные законодательными актами.
Заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано не позднее месячного срока со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств. Для внесения представления сроки не устанавливаются. Заявление (представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам должно содержать:
1) наименование хозяйственного суда, в который подается заявление или представление;
2) обоснованную просьбу о
3) указание на судебный акт, подлежащий отмене, и основания его отмены;
4)доказательства, подтверждающие
наличие вновь открывшихся
5) доказательства, подтверждающие направление копий заявления либо представления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле;
6) наименование и подпись
О возбуждении производства о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам выносится определение.
Лекция 17. Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом.
План
1.Сущность и задачи надзора
за исполнением законов в
2.Полномочия прокурора по
3.Надзор за законностью в
местах лишения свободы. Формы
и методы осуществления
4.Организация работы в
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"