Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

1)принудительное амбулаторное  наблюдение и лечение у психиатра;

2) принудительное лечение в психиатрической  больнице (отделении) с обычным наблюдением;

3) принудительное лечение в психиатрической  больнице (отделении) с усиленным наблюдением;

4) принудительное лечение в психиатрической  больнице (отделении) со строгим  наблюдением (ст. 101 УК).

Производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения предусмотрено гл. 46 УПК. Статьей 443 УПК установлен порядок предварительного следствия по делам о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления.

По окончании предварительного следствия следователь выносит постановление:

- о прекращении производства  по уголовному делу - в случаях, предусмотренных ст. 250 УПК, или в  случаях, когда по характеру совершенного  общественно опасного деяния, предусмотренного  уголовным законом и своему психическому состоянию лицо, совершившее это деяние, не представляет опасность для общества;

- о передаче уголовного дела  направления в суд при установлении  оснований для применения к  лицу, совершившему общественно  опасное деяние, предусмотренное  уголовным законом, принудительных мер безопасности и лечения.

Основаниями назначения принудительных мер безопасности и лечения являются:

1) принудительное амбулаторное  наблюдение и лечение у психиатра  может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар;

2) принудительное лечение в психиатрической  больнице (отделении) с обычным наблюдением  может быть назначено судом  в отношении психически больного, который по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния нуждается в больничном содержании и лечении в принудительном порядке;

3) принудительное лечение в психиатрической  больнице (отделении) с усиленным  наблюдением может быть назначено  судом в отношении психически больного, который совершил общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь и здоровье граждан, и по психическому состоянию не представляет угрозы для окружающих, но нуждается в больничном содержании и лечении в условиях усиленного наблюдения;

4) принудительное лечение в психиатрической  больнице (отделении) со строгим  наблюдением может быть назначено судом в отношении психически больного, который по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния представляет особую опасность для общества и нуждается в больничном содержании и лечении в условиях строгого наблюдения.

К несовершеннолетним, осужденным с применением принудительных мер воспитательного характера, могут быть применены меры поощрения и взыскания:

1. За хорошее поведение и отношение  к учебе несовершеннолетнему  осужденному может быть объявлена  благодарность.

2. За нарушение общественного  порядка, учебной и трудовой дисциплины, невыполнение обязанности в установленный срок возместить или устранить причиненный ущерб, несоблюдение определенного порядка использования свободного времени или нарушение установленных запретов в связи с ограничением свободы досуга, а равно за побег из специального учебно-воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения несовершеннолетнему осужденному может быть вынесено официальное предупреждение, а при повторном после официального предупреждения совершении указанных нарушений –  объявлен выговор в письменной форме.

3. В случае если несовершеннолетний осужденный после объявленного ему выговора допустит до истечения срока судимости вышеназванные нарушения, инспекция по делам несовершеннолетних вправе направить в суд представление о замене принудительной меры воспитательного характера более строгой.

 

4.Организация работы  в различных звеньях прокуратуры  по надзору за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом.

 

В 1985-1986 гг. образованы специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительской системы (прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учрежденuях). В состав этих прокуратур входят: прокурор, заместитель прокурора, старшие помощники прокурора, следователи и работники канцелярии. Распределение обязанностей между ними производится распоряжением прокурора (распределяются конкретные объекты надзора, обязанности за исполнением приказов Генерального прокурора Республики Беларусь, проведение анализов и обобщений по определенному предмету надзора).

Основными направлениями деятельности прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются:

- надзор за исполнением уголовно-исполнительного  и иного законодательства в  учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территориях, где такие прокуратуры созданы;

- надзор за исполнением требований  закона о приеме, регистрации  и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях, своевременном возбуждении уголовных дел и принятии мер по каждому случаю нарушения законности;

- выезды на чрезвычайные происшествия  в учреждениях уголовно-исполнительной системы для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, привлечения виновных к ответственности;

- производство предварительного  следствия по отнесенным законом  к подследственности следователей прокуратуры делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденными, сотрудниками этих учреждений;

руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел;

- надзор за исполнением законов  при производстве дознания и предварительного следствия следователями других органов по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- участие при рассмотрении в  судах первой инстанции направленных  прокуратурой уголовных и гражданских дел, а также при рассмотрении в судах дел об условно-досрочном освобождении от наказания, замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания и при разрешении судом других вопросов, связанных с исполнением приговоров;

- надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;

- изучение причин рецидивной  преступности с использованием  проводимых администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течение года после освобождения от отбывания наказания из указанных учреждений, и принятие мер к их устранению;

- надзор за точным применением  в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, актов амнистии;

- надзор за законностью издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений.

Прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в пределах своих полномочий систематически проводят комплексные проверки в этих учреждениях; с учетом состояния законности в них обеспечивают их посещение, как правило, не реже одного раза в месяц для проведения приема осужденных по личным вопросам, проверки законности водворения осужденных в штрафные помещения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, и выполнения других неотложных мероприятий.

В Прокуратуре Республики Беларусь имеется отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. В пределах своей компетенции отдел:

- организует и осуществляет надзор за исполнением уголовно-исполнительного законодательства (о режиме отбывания наказания и борьбе с преступностью, о трудовом использовании осужденных и т.д.);

- непосредственно осуществляет  надзор за исполнением законов  в деятельности органов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;

- контролирует работу прокуратур  по надзору за законностью  исполнения уголовных наказаний, проводит проверки в прокуратурах по организации работы на данном направлении, оказывает практическую и методическую помощь;

- осуществляет надзор за законностью  издаваемых нормативных актов  по вопросам исполнения уголовных  наказаний;

рассматривает и разрешает жалобы и заявления, проводит в установленном порядке прием граждан;

- анализирует состояние законности и прокурорского надзора, разрабатывает и реализует меры по предупреждению нарушений законности при исполнении уголовных наказаний и повышению эффективности прокурорского надзора;

- выявляет и распространяет  положительный опыт работы; организует и проводит учебно-методические мероприятия, направляет на стажировки работников нижестоящих прокуратур;

- разрабатывает методические рекомендации  по проверке соблюдения законов  в поднадзорных учреждениях;

- участвует в пропаганде  и разъяснении законодательства.

 

 

Лекция 18. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.

 

План

 

1.Сущность, задачи и предмет  надзора за исполнением законов  о несовершеннолетних. Организация  работы органов прокуратуры по  надзору за исполнением законов  о несовершеннолетних в различных звеньях прокуратуры.

2.Прокурорский надзор за исполнением  законов о несовершеннолетних  в уголовном процессе.

3.Надзор прокурора за исполнением  законов в воспитательных колониях  для несовершеннолетних.

4.Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в сфере общего надзора.

 

 

1.Сущность, задачи и предмет  надзора за исполнением законов  о несовершеннолетних. Организация работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних в различных звеньях прокуратуры.

 

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, в первую очередь, их физической и умственной незрелостью, а следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Правам несовершеннолетних посвящены ст. 25 и 26 Всеобщей декларации прав человека (1948г.), ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), а 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990 г., Республика Беларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами международного права.

Основные положения о правах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка». Кроме того, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административного и уголовного законодательства.

К конституционным правам несовершеннолетних относятся: право на гражданство (ст. 10 Конституции), право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье (ст. 21), равенство перед законом (ст. 22), право на жизнь (ст. 24), право на свободу и неприкосновенность (ст. 25), презумпция невиновности (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 26)), право на отказ от самообвинения (никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27)), право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28), неприкосновенность жилища (ст. 29), свободу передвижения (ст. 30), свободу вероисповедания (ст. 31), право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33), свободу собраний, митингов, шествий (ст. 35), право на свободу объединений (ст. 36), право на труд (ст. 42), право на отдых (ст. 43), на охрану здоровья (ст. 45), право на жилище (ст. 48), на образование (ст. 49).

Закон «О правах ребенка» определяет права и обязанности ребенка. При этом дополнительными гарантиями пользуются дети с определенными особенностями развития, а также оказавшиеся в неблагоприятных ситуациях. Действие закона распространяется на лиц моложе 18 лет.

Законодательные акты Республики Беларусь, прежде всего УК, УПК, ГК, КоБС, ТК, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов как при расследовании и судебном рассмотрении дел с их участием или затрагивающих их интересы, так и при рассмотрении семейных, наследственных, жилищных и трудовых вопросов, положения и взаимоотношений в семье.

Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, используя положения по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшить работу по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявлять и укреплять причины и условия, им способствующие, добиваться возвращения к честной, трудовой жизни каждого оступивщегося подростка.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"