Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
1)принудительное амбулаторное
наблюдение и лечение у
2) принудительное лечение в
3) принудительное лечение в
4) принудительное лечение в
Производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения предусмотрено гл. 46 УПК. Статьей 443 УПК установлен порядок предварительного следствия по делам о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления.
По окончании предварительного следствия следователь выносит постановление:
- о прекращении производства
по уголовному делу - в случаях,
предусмотренных ст. 250 УПК, или в
случаях, когда по характеру
- о передаче уголовного дела
направления в суд при
Основаниями назначения принудительных мер безопасности и лечения являются:
1) принудительное амбулаторное
наблюдение и лечение у
2) принудительное лечение в
3) принудительное лечение в
4) принудительное лечение в
К несовершеннолетним, осужденным с применением принудительных мер воспитательного характера, могут быть применены меры поощрения и взыскания:
1. За хорошее поведение и
2. За нарушение общественного порядка, учебной и трудовой дисциплины, невыполнение обязанности в установленный срок возместить или устранить причиненный ущерб, несоблюдение определенного порядка использования свободного времени или нарушение установленных запретов в связи с ограничением свободы досуга, а равно за побег из специального учебно-воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения несовершеннолетнему осужденному может быть вынесено официальное предупреждение, а при повторном после официального предупреждения совершении указанных нарушений – объявлен выговор в письменной форме.
3. В случае если
4.Организация работы
в различных звеньях
В 1985-1986 гг. образованы специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительской системы (прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учрежденuях). В состав этих прокуратур входят: прокурор, заместитель прокурора, старшие помощники прокурора, следователи и работники канцелярии. Распределение обязанностей между ними производится распоряжением прокурора (распределяются конкретные объекты надзора, обязанности за исполнением приказов Генерального прокурора Республики Беларусь, проведение анализов и обобщений по определенному предмету надзора).
Основными направлениями деятельности прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются:
- надзор за исполнением
- надзор за исполнением
- выезды на чрезвычайные
- производство предварительного
следствия по отнесенным
руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел;
- надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия следователями других органов по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- участие при рассмотрении в
судах первой инстанции
- надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;
- изучение причин рецидивной
преступности с использованием
проводимых администрацией
- надзор за точным применением в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, актов амнистии;
- надзор за законностью
Прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в пределах своих полномочий систематически проводят комплексные проверки в этих учреждениях; с учетом состояния законности в них обеспечивают их посещение, как правило, не реже одного раза в месяц для проведения приема осужденных по личным вопросам, проверки законности водворения осужденных в штрафные помещения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, и выполнения других неотложных мероприятий.
В Прокуратуре Республики Беларусь имеется отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. В пределах своей компетенции отдел:
- организует и осуществляет надзор за исполнением уголовно-исполнительного законодательства (о режиме отбывания наказания и борьбе с преступностью, о трудовом использовании осужденных и т.д.);
- непосредственно осуществляет надзор за исполнением законов в деятельности органов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;
- контролирует работу
- осуществляет надзор за
рассматривает и разрешает жалобы и заявления, проводит в установленном порядке прием граждан;
- анализирует состояние
- выявляет и распространяет положительный опыт работы; организует и проводит учебно-методические мероприятия, направляет на стажировки работников нижестоящих прокуратур;
- разрабатывает методические
- участвует в пропаганде
и разъяснении
Лекция 18. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.
План
1.Сущность, задачи и предмет
надзора за исполнением
2.Прокурорский надзор за
3.Надзор прокурора за
4.Прокурорский надзор за испол
1.Сущность, задачи и предмет
надзора за исполнением
Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, в первую очередь, их физической и умственной незрелостью, а следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.
Правам несовершеннолетних посвящены ст. 25 и 26 Всеобщей декларации прав человека (1948г.), ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), а 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990 г., Республика Беларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами международного права.
Основные положения о правах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка». Кроме того, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административного и уголовного законодательства.
К конституционным правам несовершеннолетних относятся: право на гражданство (ст. 10 Конституции), право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье (ст. 21), равенство перед законом (ст. 22), право на жизнь (ст. 24), право на свободу и неприкосновенность (ст. 25), презумпция невиновности (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 26)), право на отказ от самообвинения (никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27)), право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28), неприкосновенность жилища (ст. 29), свободу передвижения (ст. 30), свободу вероисповедания (ст. 31), право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33), свободу собраний, митингов, шествий (ст. 35), право на свободу объединений (ст. 36), право на труд (ст. 42), право на отдых (ст. 43), на охрану здоровья (ст. 45), право на жилище (ст. 48), на образование (ст. 49).
Закон «О правах ребенка» определяет права и обязанности ребенка. При этом дополнительными гарантиями пользуются дети с определенными особенностями развития, а также оказавшиеся в неблагоприятных ситуациях. Действие закона распространяется на лиц моложе 18 лет.
Законодательные акты Республики Беларусь, прежде всего УК, УПК, ГК, КоБС, ТК, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов как при расследовании и судебном рассмотрении дел с их участием или затрагивающих их интересы, так и при рассмотрении семейных, наследственных, жилищных и трудовых вопросов, положения и взаимоотношений в семье.
Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, используя положения по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшить работу по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявлять и укреплять причины и условия, им способствующие, добиваться возвращения к честной, трудовой жизни каждого оступивщегося подростка.
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"