Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций
1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.
1.Сущность и задачи
надзора за исполнением
В соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» (с изм. и доп. от 28 ноября 2003 г.), надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в местах содержания под стражей осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.
Предмет прокурорского надзора по данной отрасли прокурорской деятельности включает в себя следующее:
- законность нахождения граждан
в местах содержания
- соблюдение установленных
- законность исполнения
Исходя из содержания предмета надзора органы прокуратуры ставят перед собой следующие задачи по обеспечению законности при исполнении наказания и содержания лиц, находящuxся под стражей:
- чтобы обращение к исполнению
приговоров производилось в
- чтобы задержанные и
- чтобы содержание осужденных
в местах лишения свободы
- чтобы соблюдалось
- чтобы своевременно и в
2.Полномочия прокурора по осуществлению надзора. Средства прокурорского реагирования.
В соответствии с Законом о прокуратуре при осуществлении надзора за законностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции:
1) в любое время посещает места,
органы и учреждения, исполняющие
наказание и иные меры
2) знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудительного характера, производит опрос этих лиц;
3) немедленно своим
4)проверяет соответствие
5)проверяет исполнение
В этой связи Закон о прокуратуре и Закон об ОРД дают право прокурору знакомиться также с оперативными материалами.
Законом от 16 июня 2003 г. дается определение мест содержания под стражей. Места содержания под стражей - следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, следственные изоляторы органов государственной безопасности Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - следственные изоляторы), изоляторы временного содержания органов внутренних дел, изоляторы временного содержания пограничных войск Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - изоляторы временного содержания), гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гауптвахты пограничных войск Республики Беларусь (далее - гауптвахты).
В случаях, предусмотренных указанным Законом, местами содержания под стражей могут являться исправительные учреждения, арестные дома.
Лица, содержащиеся под стражей, в случае назначения им судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы по основаниям, предусмотренным УПК, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в государственные медицинские учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников мест содержания под стражей, других лиц, а также выполнение задач, установленных УПК. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Государственным комитетом пограничных войск по согласованию с Генеральным прокурором принимаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей (далее - Правила внутреннего распорядка) (ст. 9 Закона от 16 июня 2003 г.).
Правила внутреннего распорядка устанавливают порядок:
- приема лиц, содержащихся под стражей, и размещения их по камерам;
- проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей лиц, содержащихся под стражей;
- изъятия у лиц, содержащихся под стражей, предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;
- материально-бытового
- приобретения лицами, содержащимися под стражей, продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
- приема и выдачи посылок, передач;
- получения и отправления
- направления лицами, содержащимися под стражей, ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;
- отправления лицами, содержащимися под стражей, религиозных культов, ритуалов и обрядов;
- организации труда лиц, содержащихся под стражей;
- осуществления прав, вытекающих
из брачных и семейных
- осуществления гражданско-
- проведения подписки на газеты и журналы;
- оказания медицинской помощи
и санитарно-
- про ведения ежедневных
- проведения свиданий, общения с защитником;
- обеспечения участия лиц, содержащихся под стражей, в следственных действиях и судебных заседаниях;
- личного приема лиц, содержащихся под стражей, руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
- выдачи тел лиц, умерших в местах содержания под стражей.
В соответствии со ст. 10 Закона от 16 июня 2003 г. лица, содержащиеся
под стражей, имеют право:
- получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, порядке подачи ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;
- на личную безопасность в местах содержания под стражей;
- на гуманное обращение и уважение их человеческого достоинства;
- обращаться с ходатайствами, предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их прав и законных интересов;
- обращаться с просьбой о личном приеме руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами, а также лицом, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;
- на условия содержания под стражей, определенные законом;
- получать бесплатное питание, медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое и материально-бытовое обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;
- хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации их прав и законных интересов, за исключением документов и записей, содержащих государственные секреты. Документы и записи, содержащие государственные секреты, хранятся у администрации места содержания под стражей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Пользование ими осуществляется в специально оборудованных для этих целей помещениях;
- получать посылки, передачи;
- получать и отправлять денежные переводы;
- на переписку;
- на самообразование
и пользование литературой, изданиями
периодической печати и
- отправлять религиозные культы, ритуалы, обряды в помещениях места содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав иных лиц, содержащихся под стражей;
- на дополнительное
материально-бытовое
- заключать и расторгать брак, пользоваться иными правами, вытекающими из брачных и семейных отношений, участвовать в гражданско-правовых сделках в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, если иное не определено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Законом от 16 июня 2003 г.;
- на освобождение из-под стражи в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Основаниями для освобождения лиц из-под стражи являются:
- постановление (определение) суда, приговор суда;
- постановление органа уголовного преследования;
- постановление руководителя
администрации места
3.Надзор за законностью в
местах лишения свободы. Формы
и методы осуществления
Особую роль играет прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах, где исполняются приговоры судов о наказании, связанном с лишением свободы. Законом о прокуратуре (ст. 34) прокурору предоставлены значительные полномочия при осуществлении надзора в этой сфере.
Прокуроры должны:
- систематически, не реже одного раза в квартал, организовывать проверки соблюдения законодательства в исправительных, воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах (в отношении осужденных к аресту), соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, дисциплинарной воинской части, обращая особое внимание на законность содержания в них лиц, а также режима отбывания наказания, борьбы с преступностью, трудового использования, исправления осужденных, возмещения ими имущественного вреда;
- не
реже двух раз в год проводить
проверки исполнения
- не
менее двух раз в год
- обеспечить проведение два раза в год проверок исполнения администрациями лечебно-трудовых профилакториев №1, №5 законодательства о принудительном лечении, трудовом перевоспитании и подлежащей изоляции алкоголиков и наркоманов.
Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"