Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

 

1.Сущность и задачи  надзора за исполнением законов  в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом, его предмет, пределы и значение.

 

 

В соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» (с изм. и доп. от 28 ноября 2003 г.), надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в местах содержания под стражей осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Предмет прокурорского надзора по данной отрасли прокурорской деятельности включает в себя следующее:

- законность нахождения граждан  в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством  Республики Беларусь прав и  обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Исходя из содержания предмета надзора органы прокуратуры ставят перед собой следующие задачи по обеспечению законности при исполнении наказания и содержания лиц, находящuxся под стражей:

- чтобы обращение к исполнению  приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;

- чтобы задержанные и подвергнутые  аресту в процессе расследования  содержались в порядке, условиях и в сроки, соответствующих закону;

- чтобы содержание осужденных  в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленных законом;

- чтобы соблюдалось законодательство  о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения свободы;

- чтобы своевременно и в соответствии  с законом исполнялось наказание, назначенное судом, не связанное с лишением свободы.

 

2.Полномочия прокурора  по осуществлению надзора. Средства  прокурорского реагирования.

 

 

В соответствии с Законом о прокуратуре при осуществлении надзора за законностью в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции:

1) в любое время посещает места, органы и учреждения, исполняющие  наказание и иные меры уголовной  ответственности, учреждения, исполняющие  принудительные меры безопасности  и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей;

2) знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудительного характера, производит опрос этих лиц;

3) немедленно своим постановлением  освобождает незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами;

4)проверяет соответствие приказов, распоряжений и постановлений  администрации учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, законодательству, регулирующему порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях и исполнения наказаний, приостанавливает исполнение таких актов, опротестовывает их в случае противоречия закону, требует объяснения от представителей администрации;

5)проверяет исполнение требований  закона о праве лиц, подвергнутых  задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявления по принадлежности в установленном порядке, принимает предусмотренные законодательством меры в случае нарушения администрацией этих требований закона (ст. 34 Закона о прокуратуре).

В этой связи Закон о прокуратуре и Закон об ОРД дают право прокурору знакомиться также с оперативными материалами.

Законом от 16 июня 2003 г. дается определение мест содержания под стражей. Места содержания под стражей - следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, следственные изоляторы органов государственной безопасности Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - следственные изоляторы), изоляторы временного содержания органов внутренних дел, изоляторы временного содержания пограничных войск Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - изоляторы временного содержания), гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гауптвахты пограничных войск Республики Беларусь (далее - гауптвахты).

В случаях, предусмотренных указанным Законом, местами содержания под стражей могут являться исправительные учреждения, арестные дома.

Лица, содержащиеся под стражей, в случае назначения им судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы по основаниям, предусмотренным УПК, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в государственные медицинские учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников мест содержания под стражей, других лиц, а также выполнение задач, установленных УПК. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством обороны, Государственным комитетом пограничных войск по согласованию с Генеральным прокурором принимаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания лиц под стражей (далее - Правила внутреннего распорядка) (ст. 9 Закона от 16 июня 2003 г.).

Правила внутреннего распорядка устанавливают порядок:

- приема лиц, содержащихся под  стражей, и размещения их по  камерам;

- проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей лиц, содержащихся под стражей;

- изъятия у лиц, содержащихся  под стражей, предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;

- материально-бытового обеспечения  лиц, содержащихся под стражей;

- приобретения лицами, содержащимися  под стражей, продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;

- приема и выдачи посылок, передач;

- получения и отправления лицами, содержащимися под стражей, телеграмм, писем, денежных переводов;

- направления лицами, содержащимися  под стражей, ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;

- отправления лицами, содержащимися под стражей, религиозных культов, ритуалов и обрядов;

- организации труда лиц, содержащихся  под стражей;

- осуществления прав, вытекающих  из брачных и семейных отношений;

- осуществления гражданско-правовых  сделок;

- проведения подписки на газеты и журналы;

- оказания медицинской помощи  и санитарно-эпидемиологического  обеспечения;

- про ведения ежедневных прогулок;

- проведения свиданий, общения  с защитником;

- обеспечения участия лиц, содержащихся  под стражей, в следственных действиях  и судебных заседаниях;

- личного приема лиц, содержащихся  под стражей, руководителем администрации  места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;

- выдачи тел лиц, умерших в  местах содержания под стражей.

В соответствии со ст. 10 Закона от 16 июня 2003 г. лица, содержащиеся

под стражей, имеют право:

- получать информацию о своих  правах и обязанностях, режиме  содержания под стражей, порядке  подачи ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;

- на личную безопасность в  местах содержания под стражей;

- на гуманное обращение и уважение их человеческого достоинства;

- обращаться с ходатайствами, предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их прав и законных интересов;

- обращаться с просьбой о  личном приеме руководителем  администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами, а также лицом, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

- на условия содержания под  стражей, определенные законом;

- получать бесплатное  питание, медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое  и материально-бытовое обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

- хранить при себе документы  и записи, относящиеся к уголовному  делу либо касающиеся вопросов реализации их прав и законных интересов, за исключением документов и записей, содержащих государственные секреты. Документы и записи, содержащие государственные секреты, хранятся у администрации места содержания под стражей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Пользование ими осуществляется в специально оборудованных для этих целей помещениях;

- получать посылки, передачи;

- получать и отправлять денежные переводы;

- на переписку;

- на самообразование  и пользование литературой, изданиями  периодической печати и письменными принaдлежностями;

- отправлять религиозные  культы, ритуалы, обряды в помещениях  места содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав иных лиц, содержащихся под стражей;

- на дополнительное  материально-бытовое обеспечение;

- заключать и расторгать  брак, пользоваться иными правами, вытекающими из брачных и семейных отношений, участвовать в гражданско-правовых сделках в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, если иное не определено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Законом от 16 июня 2003 г.;

- на освобождение из-под  стражи в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Основаниями для освобождения лиц из-под стражи являются:

- постановление (определение) суда, приговор суда;

- постановление органа  уголовного преследования;

- постановление руководителя  администрации места содержания  под стражей или лица, исполняющего его обязанности, либо прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства Республики Беларусь в местах содержания под стражей, об освобождении лица, содержащегося под стражей, в связи с истечением срока его содержания под стражей (ст. 21 Закона от 16 июня 2003 г.).

 

3.Надзор за законностью в  местах лишения свободы. Формы  и методы осуществления надзора.

Особую роль играет прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах, где исполняются приговоры судов о наказании, связанном с лишением свободы. Законом о прокуратуре (ст. 34) прокурору предоставлены значительные полномочия при осуществлении надзора в этой сфере.

Прокуроры должны:

- систематически, не реже одного раза в квартал, организовывать проверки соблюдения законодательства в исправительных, воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах (в отношении осужденных к аресту), соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, дисциплинарной воинской части, обращая особое внимание на законность содержания в них лиц, а также режима отбывания наказания, борьбы с преступностью, трудового использования, исправления осужденных, возмещения ими имущественного вреда;

- не  реже двух раз в год проводить  проверки исполнения законодательства в исправительных учреждениях открытого типа;

- не  менее двух раз в год организовывать  проверки законности деятельности  уголовно-исполнительных инспекций;

- обеспечить  проведение два раза в год проверок исполнения администрациями лечебно-трудовых профилакториев №1, №5 законодательства о принудительном лечении, трудовом перевоспитании и подлежащей изоляции алкоголиков и наркоманов.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"