ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

кадастровый учет земельных участков в наше время

Файлы: 1 файл

кадастровый учет реформа.doc

— 596.50 Кб (Скачать файл)

Кадастровый учет завершается днем внесения сведений в государственный  кадастр недвижимости:

- о присвоенном соответствующему  объекту недвижимости кадастровом  номере (при постановке на учет объекта недвижимости);

- о соответствующем объекте  недвижимости (при учете изменений  объекта недвижимости, учете части  объекта недвижимости или учете  адреса правообладателя);

- о прекращении существования  объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

Кадастровый учет должен осуществляться только по месту нахождения объекта  недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен объект недвижимости, за исключением объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов. В последнем случае кадастровый учет определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта РФ, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающих к этой территории <76>.

--------------------------------

<76> Афонина А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

 

Как следует из статьи 19 Закона о ГКН, за постановку на учет объекта недвижимости уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. II) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2009, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.10.2009) <77> (далее - НК РФ) дается понятие государственной пошлины. Вместе с тем гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, определяющей размеры и порядок уплаты государственной пошлины, уплата государственной пошлины за вышеперечисленные действия не предусмотрена. Разъяснение вопроса уплаты государственной пошлины за осуществление кадастрового учета недвижимости содержится также в письме Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-03/19 <78>.

--------------------------------

<77> Собрание законодательства  РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

<78> См.: Афонина А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

 

Кроме того, Законом о ГКН (ч. 8 ст. 47) определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ним указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. С учетом изложенного, по мнению А.В. Афониной, с 01.03.2008 за осуществление кадастрового учета недвижимости государственная пошлина уплачиваться не должна. Н.С. Долганова, В.А. Зюзин, А.Н. Королев, А.А. Назимова считают, что размер государственной пошлины, установленный в гл. 25.3 НК РФ (части второй), должен уплачиваться только за постановку на учет объекта недвижимости.

Учет изменения объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются без уплаты государственной пошлины (статья 19 Закона о ГКН).

Отдельная статья 20 Закона о ГКН перечисляет круг лиц, которые имеют право на обращение с заявлениями о кадастровом учете. Таковыми, как правило, являются собственники объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Например, от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) действует представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.

Кроме собственников самих объектов недвижимости в зависимости от вида кадастрового учета заявителями также могут быть:

- любые иные лица - при постановке  на учет объектов недвижимости;

- лица, обладающие земельными участками  на праве пожизненного наследуемого  владения или постоянного (бессрочного) пользования, - при учете изменений объектов недвижимости и при учете адреса его правообладателя.

В редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <79> с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

--------------------------------

<79> Собрание законодательства  РФ. 2009. N 29. Ст. 3582.

 

Статья 21 Закона о ГКН также определяет, что заявители могут обращаться в орган кадастрового учета для его проведения лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.

Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о ГКН.

В статье 21 Закона о ГКН определен порядок подачи заявления <80>, определена его форма, установлены требования к его оформлению.

--------------------------------

<80> При использовании электронной  цифровой подписи следует руководствоваться ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

 

Приказом Минэкономразвития России от 26.06.2007 N 212 "Об утверждении Административного  регламента Федерального агентства  кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация  приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок" <81> установлен Перечень документов, представляемых гражданином для удостоверения своей личности.

--------------------------------

<81> Бюллетень нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 37.

 

С заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, например, следующие документы:

- документ, подтверждающий уплату  государственной пошлины за осуществление  кадастрового учета, или копия  документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах наличие оснований для освобождения от уплаты указанной пошлины (при постановке на учет объекта недвижимости);

- межевой план (при постановке  на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке;

- документ, подтверждающий соответствующие  полномочия представителя заявителя  (если с заявлением обращается  представитель заявителя);

- копия документа, подтверждающего  в соответствии с федеральным  законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

- копия документа, подтверждающего  в соответствии с федеральным  законом установленное разрешенное  использование земельного участка.  Четкий, закрытый перечень необходимых  документов, которые должны предоставляться для осуществления кадастрового учета земельных участков, регламентирован положением, согласно которому орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя предоставления документов, не установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 ст. 21 Закона о ГКН).

Верность копии документа должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке <82>. При этом представление такой копии не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю или его представителю при выдаче расписки.

--------------------------------

<82> В соответствии со ст. 77 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (ред. от 30.12.2008) нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам РФ.

 

Постановка на учет земельного участка, учет изменений земельного участка (в том числе ранее учтенного  земельного участка, в сведениях  о местоположении границы которого была выявлена ошибка) осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета соответственно решения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка (об учете изменений земельного участка) и решения об уточнении местоположения границы ранее учтенного земельного участка. В случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета орган кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку документ, подтверждающий принятие решения, - кадастровый паспорт объекта недвижимости или кадастровую выписку об объекте недвижимости.

В случае если не осуществлен государственный  кадастровый учет земельного участка  или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом о ГКН.

Допускается направление по почте  указанных документов по истечении 30 рабочих дней, если заявители или  их представители в установленный  срок не явились за получением кадастровых паспортов и кадастровых выписок либо в заявлении о кадастровом учете содержалась просьба направить указанные документы по почте.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ, статьей 24 Закона о ГКН и другими актами предусмотрены особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

В отдельной статье Закона о ГКН содержатся особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости.

В частности, кадастровый учет в  связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением  случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

По Федеральному закону от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, могут быть установлены федеральным законом.

Орган кадастрового учета может  принять решение о приостановлении  осуществления кадастрового учета в случае, если, например:

- одна из границ земельного  участка, о кадастровом учете  которого представлено заявление,  в соответствии с кадастровыми  сведениями пересекает одну из  границ другого земельного участка  (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

- не представлены необходимые  для кадастрового учета документы.

По Приказу Минюста России от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (далее по тексту - Порядок) сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, а также устанавливаются возможные причины возникновения таких обстоятельств.

Информация о работе ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ