Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа
кадастровый учет земельных участков в наше время
В соответствии с Законом о ГКН (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При отсутствии документов границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Эта новелла, по мнению В. Лапач и Т. Ткаченко, бесспорно, позволит более эффективно уточнять границы земельных участков по фактическому землепользованию, однако необходимо отметить, что доказательственное значение приобретает не только факт наличия вынесенных на местность границ, закрепленных при помощи природных объектов или же объектов искусственного происхождения, но и достаточно длительный срок (15 и более лет) существования таких границ на местности. В этом случае, отмечает А.В. Афонина, "необходимо доказать, что заинтересованное лицо 15 лет владело участком в каких-то границах (забор, живая изгородь, канава, овраг и т.д.), которые воспринимаются в качестве ограничителя "вашего" от "не вашего". Результат - приобретательская давность (по аналогии со ст. 234 ГК РФ) или отстаивание своих прав на владение".
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям к земельным участкам.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Настоящее требование направлено на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка. При этом Закон о ГКН более подробно регламентирует сам процесс согласования местоположения границ земельных участков (ст. 39).
Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности;
2) пожизненного наследуемого
3) постоянного (бессрочного)
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласование проводится также в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечиваются подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, определение местоположения границы одного из указанных земельных участков, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
От имени указанных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также:
представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, уполномоченный решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц);
представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, уполномоченный решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).
Закон о ГКН предоставляет заказчику право выбирать, будет ли произведено согласование местоположения границ с установлением границ земельных участков на местности либо без него.
Но при этом у заинтересованного лица есть такое право - потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. При наличии указанного заявления от заинтересованного лица такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.
Закон о ГКН содержит исключение, когда согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц, например, в случае, если: земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и др. (п. 6 ст. 39).
Кадастровому инженеру предоставлено право выбирать самостоятельно форму согласования местоположения границ посредством:
- проведения собрания
- согласования в индивидуальном
порядке с заинтересованным
По Закону о ГКН и Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ не позднее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания вручается данным лицам или их представителям под расписку либо направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями.
Допускается опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ в случае, если:
- в государственном кадастре
недвижимости отсутствуют сведе
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Закон о ГКН устанавливает определенный порядок действий лиц, интересы которых затронуты уточнением границ смежного земельного участка и которые должны выразить свое мнение в отношении согласования местоположения границ земельного участка.
Они могут либо подписать акт согласования, либо представить свои возражения в письменной форме с их обоснованием, либо никаким образом не отреагировать на предложение согласования (при условии, что они являются надлежащим образом уведомленными о факте указанного согласования). Правовые последствия указанных действий различны.
Местоположение границ земельного
участка считается
Местоположение границ земельных участков считается согласованным, если надлежащим образом извещенное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием. Данный факт фиксируется в акте согласования местоположения границ.
К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Законом о ГКН порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке, в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности споров, установленными ст. 22 ГПК РФ.
Закон о ГКН закрепляет правило, согласно которому внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка, образованного в результате преобразования, а также при учете части земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо соответствующего ограничения (обременения) вещного права на него. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка либо по истечении одного года со дня завершения учета его части не осуществлена государственная регистрация соответствующих прав, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В статье 44 Закона о ГКН излагаются правомочия лиц, осуществляющих кадастровую деятельность в переходный период. До 1 января 2011 года такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу Закона о ГКН правом выполнения работ по территориальному землеустройству.
Закон о ГКН предусматривает ряд переходных положений. Так, государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о ГКН или в переходный период его применения, признается юридически действительным. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о ГКН в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. Настоящая норма устанавливает равноценность документов, выдаваемых в результате кадастрового учета, и документов, полученных до вступления в законную силу Закона о ГКН. Определяющей в данном случае является цель, для реализации которой они были получены - осуществление соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В Законе о ГКН содержится специальная норма о ранее учтенных земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, зданий, сооружений, помещений или объектов незавершенного строительства, но не содержащих сведений в государственном кадастре недвижимости.
В данном случае отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.
В Законе определены существенные условия, при отсутствии которых кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если:
1) отсутствуют кадастровые
2) одна из границ такого
Орган кадастрового учета в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса, вправе принять решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта и направить заинтересованному лицу указанное решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке.
В решении в обязательном порядке указываются:
- основания для его принятия;