ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

кадастровый учет земельных участков в наше время

Файлы: 1 файл

кадастровый учет реформа.doc

— 596.50 Кб (Скачать файл)

Государственный земельный  кадастр содержит систему следующих  необходимых документированных  сведений: месторасположение и границы земельных участков и территориальных зон; целевое назначение и правовое положение земель; качественная характеристика и ценность земель; прочно связанные с земельными участками объекты недвижимости; земли и границы территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; земли и границы субъектов Российской Федерации; земли и границы Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли.

Составной частью земельного кадастра является государственный  кадастровый учет земельных участков, который осуществляется посредством внесения необходимой и достаточной (предварительно формализованной) информации в государственную кадастровую книгу.

До настоящего времени  учет земель представлял собой процесс  регистрации земельных участков и территориальных зон с внесением  записей в Единый государственный реестр земель. Теперь создана автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (разработанная в соответствии с Федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 745) с целью обеспечить эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества.

Назначение автоматизированной системы государственного кадастра объектов недвижимости - создание единой системы, функционирующей на всех уровнях  государственного управления недвижимостью, обеспечивающей консолидацию сведений об объектах недвижимости на уровнях субъектов Российской Федерации, обеспечивающей возможность публичного доступа к сведениям единого кадастра объектов недвижимости.

Автоматизированная система  обеспечивает доступность сведений кадастра, прозрачность рынка недвижимости, упрощения процедур оформления сделок с недвижимостью за счет создания системы электронного взаимодействия между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми и другими органами, увеличение поступлений земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней.

Информация об объектах недвижимости поступает в систему в электронном виде, в том числе и о координатах объекта. Перед внесением сведений об объекте в единый кадастр объектов недвижимости информация проходит тщательный контроль на корректность семантических и графических данных. При внесении в кадастр сведения об объектах капитального строительства привязываются к сведениям о земельных участках, на которых они располагаются. Для привязки объектов используются их координаты.

Таким образом, проведение земельной реформы еще раз  подчеркнуло необходимость государственного земельного кадастра как системы информации, обеспечивающей осуществление государственного регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации.

 

Глава 2. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО

УЧЕТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1. Принципы осуществления государственного  кадастрового

учета земельных участков в Российской Федерации

 

В статье 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" <34> определены основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости. Они представляют собой основные, исходные начала, выражающие содержание указанной деятельности.

--------------------------------

<34> Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. от 27.12.2009) // СПС "КонсультантПлюс".

 

К принципам ведения  кадастра относятся:

- единство технологии  его ведения на всей территории  РФ.

Данный принцип означает, что вне зависимости от того, в  каком субъекте РФ ведется государственный  кадастр, методы его ведения, внесения в него сведений, их хранения, а также порядок предоставления информации одинаковы в пределах страны;

- обеспечение общедоступности  и непрерывности актуализации  содержащихся в нем сведений.

Данный принцип, по сути, объединяет два: в соответствии с первым информация, содержащаяся в кадастре, является доступной и открытой для сторонних лиц, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен Федеральным законом (п. 8 ст. 4); второй принцип означает, что государственный кадастр недвижимости постоянно обновляется. Поэтому он является источником актуальных и достоверных сведений;

- сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Рассмотрим подробнее  каждый из принципов.

Первый принцип - единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации.

Согласно данному принципу земельный кадастр на всей территории Российской Федерации ведется по единой системе и технологии. Все  субъекты Федерации обязаны соблюдать  единый порядок ведения земельного кадастра. Установлены единые формы  документов и их перечень (состав), который определен ст. 13 Закона. Тем самым достигается полнота и достоверность сведений земельного кадастра.

Заметим, что у отдельных  исследователей вызывает сомнение требование относительно единства системы и  технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории РФ. Как отмечает В.А. Евсегнеев, дело в том, что природные и экономические условия на территории РФ далеко не одинаковы - от полупустынь на юго-востоке европейской части страны до северных и северо-восточных тундр. Различными являются способы и обычаи использования земли в разных географических условиях. Это диктует неодинаковые подходы и к выделению кадастровых единиц - подлежащих описанию земельных участков, и к содержанию этих описаний, и к методам оценки земель. Отсюда должно вытекать не просто право внесения в земельный кадастр дополнительных сведений со стороны региональных и местных органов власти, но и необходимость составления разных земельных кадастров по разным почвенно-климатическим зонам, на которые распадается территория России <35>.

--------------------------------

 


КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.А. Евсегнеева "Земельный кадастр: вопросы правоприменения" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и экономика", 2006, N 1.

 


<35> Евсегнеев В.А. Земельный  кадастр: вопросы правоприменения  // Право и экономика. 2008. N 1. С. 16.

 

На наш взгляд, данная точка зрения, несмотря на правильную постановку вопроса, несостоятельна. Во-первых, конституционные  требования единого экономического пространства страны обусловили жесткий государственный характер, а не муниципальную форму этой системы. Во-вторых, многообразие характеристик ведения современного земельного кадастра позволяет внести все необходимые особенности кадастровых единиц.

Если допустить, что в Российской Федерации велось бы несколько разных кадастров, с уверенностью можно  сказать, что возникли бы многочисленные разногласия, противоречия, которые  в конечном счете привели бы к  ошибкам и необходимости исправления  всей системы. Приведем простой пример. В настоящее время одной из проблем учета недвижимости (в том числе земельных участков) является то, что "в системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах". Можно предположить, чем грозит возможное разделение кадастра на несколько разных.

Таким образом, единство системы и  технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации - исторически  проверенный принцип осуществления  кадастрового учета земель и земельных участков.

Второй принцип - непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

Как показывает исторический опыт ведения  земельного кадастра, только непрерывный  процесс по внесению в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков, а также непрерывный процесс по совершенствованию методов и средств получения и хранения таких сведений может гарантировать объективность и ценность такой информации для современного общества и государства.

Непрерывность процесса внесения в  государственный земельный кадастр  изменяющихся характеристик земельных  участков сопровождается и непрерывностью совершенствования нормативно-правовой базы такой деятельности.

Третий принцип - открытость сведений государственного земельного кадастра.

Как подчеркивается в Руководящих  принципах партнерства государственного и частного секторов в области  управления земельными ресурсами, "информация о земле и ее ресурсах - само существо каждого государства. Надлежащее понимание гражданами взаимосвязей между государством и обществом требует, чтобы такая информация была легкодоступной и могла легко использоваться" <36>.

--------------------------------

<36> Руководящие принципы  партнерства государственного и частного секторов в области управления земельными ресурсами. Руководящие принципы ООН. HBP/WP.7/2005/8. 6 July 2005.

 

Согласно п. 1 ст. 8 Закона сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Земельный кадастр содержит сведения, имеющие практическую пользу не только для государственных органов, ведущих этот кадастр, но и для других органов управления в области использования и охраны земель, налоговых органов и др. Они необходимы для правообладателей земельных участков (собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов). В получении этих сведений бывают заинтересованы также участники торгов, аукционов и конкурсов при совершении сделок с земельными участками (купли-продажи, ипотеки и др.). Во всех названных случаях органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять запрашиваемые сведения заинтересованным в них лицам и организациям.

Как следует из п. 2 ст. 8 Закона, органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

При реализации данного  принципа полномочные органы должны обеспечивать выполнение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, иных правовых актов и методических документов, определяющих организацию режима секретности и порядок защиты сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <37>.

--------------------------------

<37> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О Государственной тайне" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

 

Решение о выдаче сведений принимает орган, ведущий земельный кадастр. Если в выдаче документов будет, по мнению заявителя, отказано незаконно, он может обжаловать действия должностных лиц (государственных служащих) в суд (арбитражный суд) на основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <38>.

--------------------------------

<38> Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Сборник законодательных актов РФ. Выпуск VIII. 1993. Ст. 117.

 

Говоря об открытости сведений государственного земельного кадастра, подчеркнем, что государственный  кадастр создается как интегрированный  источник, содержащий в электронном  виде полные и актуальные сведения о земельных участках, позволяющие получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования делают информацию об объектах недвижимости более востребованной, что оказывает существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений как структур власти и управления, так и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Заметим, что реальная работа данного принципа возможна лишь с  уменьшением бюрократизма, открытостью  всей системы государственной информации.

Информация о работе ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ