ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

кадастровый учет земельных участков в наше время

Файлы: 1 файл

кадастровый учет реформа.doc

— 596.50 Кб (Скачать файл)

- устанавливает форму заявления  для кадастрового учета;

- определяет место осуществления  кадастрового учета объектов  недвижимости, расположенных в границах  двух и более кадастровых округов;

- устанавливает особенности осуществления  кадастрового учета отдельных  типов сооружений (линейных и  тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие  сооружения, учета частей этих  земельных участков, а также типовые  нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев.

В редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений регламентирует порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат и другие важные вопросы в сфере кадастровых отношений.

Закон о ГКН дает определение государственного кадастра недвижимости как систематизированного свода сведений об учтенных в соответствии с настоящим Законом земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимости, а также о прохождении Государственной границы РФ и иных границ и предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений <65>, т.е. это упорядоченный по определенному принципу перечень сведений (федеральный государственный информационный ресурс), необходимых для ведения учета и идентификации недвижимого имущества <66>.

--------------------------------

<65> См. также Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 39. Ст. 3951.

<66> Долганова Н.С., Зюзин В.А., Королев А.Н., Назимова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2008.

 

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный  кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, который присваивается органом кадастрового учета. Для этого орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета. Порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам в процессе их государственного кадастрового учета установлен Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" <67> и др. <68>.

--------------------------------

<67> Собрание законодательства РФ. 2000. N 37. Ст. 3726.

<68> См.: Приказ Росземкадастра от 14.05.2001 N П/89 "О кадастровом делении территории Российской Федерации".

 

В соответствии со статьей 7 Закона о ГКН в государственный кадастр недвижимости вносятся 6 уникальных характеристик объекта недвижимости, например:

1) вид объекта недвижимости (земельный  участок, здание, сооружение, помещение,  объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата  внесения данного кадастрового  номера в государственный кадастр  недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) площадь, определенная с учетом  установленных в соответствии  с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости являются земельный участок, здание или помещение и др.

В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, многие из которых внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" <69>.

--------------------------------

<69> Собрание законодательства  РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3597.

 

Перечень таковых сведений состоит  из 24 наименований, например:

- кадастровый номер земельного  участка, в пределах которого  расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

- кадастровые номера расположенных  в пределах земельного участка  зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;

- сведения о вещных правах  на объект недвижимости и об  обладателях этих прав в объеме  сведений, которые содержатся в  Едином государственном реестре  прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости  и о лицах, в пользу которых  установлены такие ограничения  (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином  государственном реестре прав  на недвижимое имущество и сделок с ним;

- сведения о кадастровой стоимости  объекта недвижимости, в том числе  дата утверждения результатов  определения такой стоимости;

- сведения о лесах, водных  объектах и об иных природных  объектах, расположенных в пределах  земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

- категория земель, к которой  отнесен земельный участок, если  объектом недвижимости является  земельный участок;

- разрешенное использование, если  объектом недвижимости является  земельный участок, и др.

В статье 13 Закона о ГКН перечисляются разделы государственного кадастра недвижимости:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в  текстовой форме путем описания внесенных в государственный  кадастр недвижимости сведений о  таких объектах.

Кадастровые дела представляют собой  совокупность скомплектованных и систематизированных  документов, на основании которых  внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 20 февраля 2008 г. N 35 <70>, устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

--------------------------------

<70> Российская газета. 2008. 22 февраля.

 

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <71> информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются.

--------------------------------

<71> Собрание законодательства  РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

 

Статья 15 Закона о ГКН, другие нормативные правовые акты <72> регулируют информационное взаимодействие органа кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости с государственными органами, определенными Правительством Российской Федерации, в частности с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

--------------------------------

<72> Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (вместе с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости); письма Роснедвижимости от 07.04.2008 N ВК/1646@ "О формате предоставления сведений о территориальных зонах и границах и порядке внесения их в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости"; от 03.03.2008 N ВК/0834@ "О выдаче заинтересованным лицам сведений государственного кадастра недвижимости".

 

Орган кадастрового учета при ведении  государственного кадастра недвижимости не может действовать изолированно от других органов и учреждений. Необходимо тесное электронное взаимодействие кадастра и реестра с иными государственными ресурсами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Определен срок (5 рабочих дней со дня  завершения кадастрового учета), по истечении  которого орган кадастрового учета  должен представить документы о  произведенном учете в соответствующие органы. В случае если в соответствии с кадастровыми сведениями право на объект недвижимости зарегистрировано, а в государственный кадастр недвижимости были внесены либо изменения сведений о характеристиках объекта недвижимости, либо информация о прекращении существования такого объекта недвижимости, орган кадастрового учета в срок не более чем 3 рабочих дня со дня завершения кадастрового учета представляет документ об указанном учете в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним <73>.

--------------------------------

<73> Афонина А.В., Ефремова О.Н., Кутафьева А.Н. Постатейный комментарий к новому Закону "О государственном кадастре недвижимости". 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

 

Исходя из статьи 16 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Закона о ГКН сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления установлена Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" <74>.

--------------------------------

<74> Российская газета. 22.02.2008. N 39.

 

По мнению Е.А. Галиновской, "...в  праве чаще ведется речь об образовании  земельных участков и создании объектов капитального строительства - зданий, строений и сооружений. Так, определенные требования по образованию земельного участка, включая положения о содержании и порядке подготовки межевого плана земельного участка, установлены Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О землеустройстве" <75>.

--------------------------------

<75> Собрание законодательства  РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.

 

Кадастровый учет осуществляется также  на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

В пункте 4 ст. 16 Закона о ГКН регламентировано, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Данная норма завершает основной принцип ведения кадастра объектов недвижимости, согласно которому истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению (п. 6 ст. 4 Закона о ГКН).

Закрепление данного положения  будет способствовать упрощению  оформления прав на земельные участки, включая их оборот, поскольку в настоящее время при совершении новой сделки с земельным участком кадастровые службы не имеют права требовать официального уточнения кадастровых сведений, включая изготовление новой кадастровой карты (плана).

В отличие от пункта 7 ст. 19 Закона "О государственном земельном кадастре" Закон о ГКН детализирует и сокращает сроки осуществления кадастрового учета. Так, по статье 17 в течение 20 рабочих дней со дня получения заявления кадастровый орган в отношении объекта недвижимости осуществляет постановку на учет, учет его изменений, учет части объекта недвижимости, снятие с учета объекта недвижимости. Учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней. Кадастровый учет в порядке информационного взаимодействия осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня поступления документов.

Информация о работе ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ