ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

кадастровый учет земельных участков в наше время

Файлы: 1 файл

кадастровый учет реформа.doc

— 596.50 Кб (Скачать файл)

- выявленные органом кадастрового  учета возможные причины возникновения  данных обстоятельств;

- рекомендации по устранению  этих причин.

Решение об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта может быть обжаловано в судебном порядке.

По общему правилу предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в  зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться  субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года. Другими словами, Закон о ГКН предусматривает возможность государственного регулирования ценообразования в данной сфере (п. 3 ст. 47).

Настоящая норма в Законе о ГКН имеет особую актуальность в период законодательного закрепления "упрощения оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

Помимо этого обязательным приложением  к представляемому в соответствии с законом документу с 1 марта 2008 года является кадастровый паспорт  соответствующего земельного участка. Для получения кадастрового паспорта правообладатель должен пройти несколько этапов (длительное, сложное и дорогостоящее формирование земельного участка, проведение государственного кадастрового учета и др.).

Помимо оформления прав на земельные участки Закон о госрегистрации отдельно выделяет необходимость оформления объектов недвижимости, находящихся на них. Для этого гражданин должен представить документ, подтверждающий факт создания объекта капитального строительства на участке. Формы кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка утверждены Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32.

Участки лесного фонда, государственный  кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В качестве документа, содержащего описание участка лесного фонда, признаются план участка лесного фонда, а также иной документ, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда.

Порядок предоставления по запросам заинтересованных лиц сведений, внесенных  в государственный кадастр недвижимости, содержится в следующих нормативных  правовых актах: Законе о ГКН, Федеральном законе от 13.05.2008 N 66-ФЗ, Постановлениях Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" <83>, от 14.09.2009 N 732 "О предельном максимальном размере платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации, выписки о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения" <84>; Приказах Минюста России от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" <85>; от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" <86>; Приказе Минэкономразвития России от 13.07.2006 N 186 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги "Предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра" <87> и др.

--------------------------------

<83> Собрание законодательства  РФ. 2008. N 6. Ст. 508.

<84> Собрание законодательства РФ. 2009. N 38. Ст. 4485.

<85> Российская газета. 02.04.2008.

<86> Российская газета. 22.02.2008.

<87> Российская газета. 20.09.2006.

 

Общедоступные сведения, внесенные  в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц. За предоставление кадастровых сведений уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сведения предоставляются в  виде:

1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;

2) кадастровой выписки об объекте  недвижимости;

3) кадастрового паспорта объекта  недвижимости, который представляет  собой выписку из государственного  кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости;

4) кадастрового плана территории;

5) кадастровой справки, представляющей  собой систематизированный свод  кадастровых сведений об объектах недвижимости, расположенных на указанной в соответствующем запросе территории, или их отдельных видах.

В Законе о ГКН определены сроки предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса: сведения в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок - в срок не более 15 или 30 рабочих дней; иные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения - в срок, не превышающий 10 рабочих дней.

Основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомления  об отсутствии в государственном  кадастре недвижимости запрашиваемых сведений являются отсутствие в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, а также если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом.

Срок для подготовки отказа в  предоставлении информации либо уведомления об отсутствии запрошенных сведений - 5 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.

Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке. За предоставление кадастровых сведений уплачивается государственная пошлина. Положения Закона о ГКН по взиманию госпошлины за предоставление кадастровых сведений будут действовать по окончании переходного периода с 01.01.2010 <88>. Создание в Российской Федерации единой системы регистрации прав и кадастрового учета направлено на решение указанных задач за счет интеграции соответствующих информационных систем и объединения данных об объектах недвижимости, унификации процедур оказания учетно-регистрационных услуг, а также иных мероприятий организационного, технологического и правового характера.

--------------------------------

<88> Письмо Роснедвижимости от 26 августа 2008 г. N ВК/3746 "О рассмотрении обращения" // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2008. N 5.

 

Поэтому конечный срок для  установления порядка создания этой системы установлен заранее - за 6 месяцев  до 1 января 2012 г. Именно эта дата определена законодателем для вступления в  силу норм комментируемого Закона о том, что государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях" <89>.

--------------------------------

<89> Афонина А.В., Ефремова О.Н., Кутафьева А.Н. Постатейный комментарий к новому Закону "О государственном кадастре недвижимости". 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

 

2.3. Актуальные вопросы реализации правовых норм,

регулирующих ведение государственного кадастрового учета

земельных участков и совершенствование  законодательства

 

Кадастровый учет земельных участков, т.е. описание их правовых и экономических  характеристик, придает этим сведениям официальное, правовое значение после того, как они занесены в Единый государственный реестр земель.

Органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, не только имеют  право, но и обязаны в целях  обеспечения полноты и достоверности кадастра проверять все те сведения о земельном участке, которые поступают от их правообладателей (собственников, землепользователей, арендаторов и др.). Если возникают какие-либо сомнения о границах земельного участка, размере его площади, наличии сервитутов, обременений и т.д., проводятся необходимые землеустроительные действия по установлению этих существенных сведений, их соответствия данным государственной регистрации и другим документам.

Не должно быть противоречий в записях, которые ведутся органами Роснедвижимости в Едином государственном реестре земель, с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые ведутся органами юстиции. При выявлении каких-либо противоречий в характеристиках земельного участка и в правах на него производится приостановка действий по государственному кадастровому учету земель. Об этом сообщается в письменной форме с указанием причин отказа (приостановления) в государственном кадастровом учете земель.

Собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка обязаны позаботиться об устранении обнаруженных ошибок, неточностей и искажений в учетных данных. Для этого Закон дает им срок не более одного месяца (п. 2 ст. 20). Если в течение названного срока заявитель не устранит причин, вызвавших приостановление кадастрового учета, то ему в письменной форме дается отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.

По своим юридическим последствиям приостановление кадастрового учета  и отказ от его проведения существенно  различаются. Приостановление - это  своеобразный переговорный процесс  между местным органом Роснедвижимости и заявителем, в положительном и скорейшем разрешении которого заинтересованы обе стороны. При отказе органа Роснедвижимости оформить учет земельного участка в кадастре переговоры и переписка прекращаются. Спор в этих случаях переносится в суд (арбитражный суд), в то время как спор о приостановлении кадастрового учета земель не подведомственен суду.

Органы Роснедвижимости вправе отказать заявителю в кадастровом  учете земельного участка только в тех случаях, которые предусмотрены п. 3 комментируемой статьи: если с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям российского законодательства; если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

В остальных случаях нарушения  порядка государственного учета  земельных участков местный орган  Роснедвижимости не вправе отказывать заявителю в проведении учета  земель. Он обязан совместно с ним  добиться устранения несоответствий сведений о земельном участке с установленными в законодательстве требованиями. В этих целях действия по учету земель органа, осуществляющего ведение государственного земельного кадастра, временно приостанавливаются.

Главным направлением в совершенствовании законодательства о государственном кадастровом учете земельных участков является принятие Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Как нами уже подчеркивалось, в настоящее время системы  учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает  временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации  прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также предоставления сведений из государственного земельного кадастра составляет один месяц. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов градостроительной деятельности, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров.

Кроме того, на практике в системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.

Возможны два варианта решения  названных проблем и, соответственно, два варианта совершенствования  действующего законодательства о государственным  земельном кадастре.

Первым вариантом является переход к централизованному ведению государственного кадастра недвижимости на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации по единому регламенту.

Преимуществами этого варианта по сравнению с действующей системой учета недвижимости являются:

- объединение данных о всех  объектах недвижимости в едином информационном ресурсе на уровне субъекта Российской Федерации и обеспечение непротиворечивости сведений;

- построение действенной системы  контроля деятельности органов  государственного кадастрового  учета при проведении учетных  операций, что существенно повышает гарантии прав граждан и юридических лиц при обороте недвижимости;

- организационно-технологическое  разделение мест непосредственной  работы с клиентами и мест  принятия решений по постановке  объектов недвижимости на государственный  кадастровый учет.

Информация о работе ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ