ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

кадастровый учет земельных участков в наше время

Файлы: 1 файл

кадастровый учет реформа.doc

— 596.50 Кб (Скачать файл)

Ведение государственного кадастрового учета недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации  имеет следующие недостатки:

- не решается задача  повышения эффективности выполнения  на федеральном уровне отчетных, аналитических и контрольных  функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости;

- отсутствует возможность  передачи информации в Федеральную  налоговую службу в целях ее  оперативного использования для  прогнозно-аналитических и контрольных  функций налоговых органов;

- требуются дополнительные затраты на обработку в автоматизированном режиме экстерриториальных запросов и усложняется предоставление сведений организациям и гражданам об объектах государственного кадастрового учета независимо от места их нахождения;

- развитие государственного кадастрового учета объектов недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации в определенной степени зависит от экономического состояния региона и, как следствие, кадастровые информационные системы регионов будут развиваться разными темпами и иметь различия по техническим возможностям.

Вторым вариантом является создание и ведение государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне.

Этот вариант исключает возможность  ведения двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

Положительным в этом варианте является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.

Интеграция на федеральном уровне актуальной и полной информации государственного кадастра недвижимости, возможность  оперативной передачи ее в Федеральную налоговую службу повышают эффективность выполнения отчетных, аналитических и контрольных функций не только Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, но и налоговых органов. При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также у организаций и граждан появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа и прогнозирования с целью принятия решений.

Однако следует отметить, что  реализация этого варианта предъявляет более высокие требования к технической инфраструктуре, но его применение будет компенсироваться положительным эффектом.

При разработке новейшего законодательства (проекта ФЗ "О государственном  кадастре недвижимости", Программы) за основу принят второй вариант, предусматривающий создание и ведение государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне.

Перейдем к рассмотрению иных направлений  совершенствования действующего законодательства в части правового регулирования  государственного кадастрового учета земельных участков.

Как известно, в соответствии с  Налоговым кодексом Российской Федерации в 2006 году введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Между тем, как справедливо подчеркивают эксперты, при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.

Так, В.А. Евсегнеев отмечает: "...нет  и не может быть четкого определения  денежной стоимости земли, которая  должна фигурировать в земельном  кадастре и на основе которой определяется налоговая база. Здесь цифровые показатели по самой своей природе являются приближенными. Кроме того, теоретически денежные показатели должны все время колебаться в зависимости от изменения хозяйственной обстановки". В этой связи, на наш взгляд, основывать налоговую базу только на оценочной стоимости участка из земельного кадастра необоснованно, и на практике это вызывает немало споров.

В настоящее время  применение гл. 1 НК РФ вкупе с Законом "О государственном земельном кадастре" становится следствием возникновения многих спорных вопросов как в теории, так и на практике. Среди них: насколько обязательными должны быть результаты кадастрации для налоговых органов? В какой мере эти работы должны подчиняться правилам Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации? Может ли оценщик вмешиваться в ход оценочных работ, например, в части выбора границ оцениваемого участка? Может ли он быть заказчиком оценочных работ, например, если земля не прошла кадастрации или прошла, но налоговый орган не согласен с ее оценкой, занесенной в кадастр? Должны ли оценщики Федерального агентства обладать лицензией на осуществление своей деятельности, как этого требует ст. 23 того же Закона "Об оценочной деятельности"? Допустимо ли оспаривать в суде результаты кадастрации земель? Если допустимо, то кто может выступать в качестве истца? И многие другие вопросы.

Законодатель попытался  учесть перечисленные и многие другие вопросы в Законе "О государственном кадастре недвижимости", включив положения об оценке в специальную главу 6 "Порядок проведения кадастровой оценки объектов недвижимости".

В законопроекте его  авторами предложена единая для России система оценки земли и других объектов недвижимости.

Определение кадастровой  стоимости осуществляется оценщиками, привлекаемыми органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд (п. 2 ст. 24 Закона "О государственном кадастре недвижимости).

Работы по определению кадастровой  стоимости объектов недвижимости, в соответствии с Законом, могут проводиться оценщиками:

- соответствующими требованиям,  предъявляемым к оценщикам законодательством  Российской Федерации об оценочной  деятельности;

- имеющими документ государственного  образца, подтверждающий квалификацию в области кадастровой оценки, выданный образовательным учреждением, осуществляющим обучение оценщиков методам проведения кадастровой оценки;

- имеющими в штате не менее  трех работников, соответствующих  указанным требованиям.

Предполагается, что каждый объект недвижимости должен проходить кадастровый учет и переоценку один раз в 3 - 5 лет (по решению представительного органа государственной власти субъекта РФ). Сведения, полученные кадастровыми инженерами, будут вноситься в Единый государственный реестр объектов недвижимости. Создание такого реестра сделает возможным в России переход к единому налогу на недвижимость.

Впрочем, нельзя однозначно сказать, что решения, предложенные в законопроекте, являются панацеей от всех перечисленных проблем. Эксперты отмечают, что один из самых проблемных вопросов - это вопрос соотношения кадастровой и рыночной стоимости. Если разница государственной и рыночной оценки объектов недвижимости окажется слишком большой, это создаст существенный стимул для коррупционной деятельности. Ведь несмотря на единую систему коэффициентов, определяющих кадастровую цену недвижимости, степень отличия этой цены от сложившейся рыночной в разных регионах будет разной. Есть и другие проблемы, на которые, в частности, обращено внимание правительств в Руководящих принципах партнерства государственного и частного секторов в области управления земельными ресурсами. Например, проблема одновременного обеспечения подотчетности, конфиденциальности и добросовестности.

Вернемся к рассмотрению направлений совершенствования правового регулирования государственного кадастрового учета земельных участков.

Обратим внимание и на рациональные предложения по совершенствованию  правового регулирования государственного земельного кадастра, высказанные ранее  в литературе. Так, В.Н. Сидоренко <90> предложил закрепить в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации административную ответственность за нарушение законодательства о государственном земельном кадастре. Правоприменительная практика в данной сфере в настоящее время немногочисленна, хотя и типична (отказ в проведении государственного кадастрового учета по причине неполноты или противоречивости предоставляемых сведений, неверное использование сведений государственного земельного кадастра налоговыми органами, а также органами по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым до недавнего времени относились комитеты по земле и землеустройству). Гораздо больше дел связано с проведением регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

--------------------------------

<90> Сидоренко В.Н. Правовое  регулирование ведения государственного  земельного кадастра: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2003. С. 23.

 

Подводя итоги по данному параграфу, подчеркнем, что актуальными направлениями  по совершенствованию системы государственного кадастрового учета земельных участков являются:

- продолжение работ по разработке  и принятию нормативно-правовой  базы, в том числе обеспечивающей  введение в действие норм и  правил создания и ведения  государственного кадастра недвижимости, формирования объектов кадастрового  учета, а также развитие института налоговой оценки объектов недвижимости;

- реализация переходных процессов  по переносу информационных ресурсов  из ранее созданных кадастров  и реестров в базы данных  государственного кадастра недвижимости;

- создание инфраструктуры государственного кадастрового учета, включая организационное развитие системы и внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости;

- осуществление мероприятий по  совершенствованию структуры Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и подведомственных ему организаций.

В конечном счете общим результатом  совершенствования системы земельного кадастра будут являться: активизация  сделок на рынке земли и иной недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, принятие эффективных решений по территориальному планированию и распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости. Результатом будет являться развитие рыночных институтов, в том числе института налоговой оценки объектов недвижимости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования следует сделать ряд выводов.

В России завершен очередной  этап земельных преобразований. Произошли принципиальные глубинные изменения в формах собственности на землю. Кадастровый учет и оценка земель - наиболее сложная и важная для практики часть ведения государственного земельного кадастра, потому что при учете производится объективная оценка земли, необходимая для нормальных рыночных земельных отношений.

Неоспорима роль земельного кадастра в формировании бюджета. Земельный  налог и арендная плата за землю  являются одним из источников формирования бюджетов. С каждым годом увеличивается прирост земельных платежей, такая тенденция заметна после проведения кадастровых работ.

Анализ сложившегося состояния  кадастра земель указывает прежде всего  на острую необходимость принятия головного  федерального закона, регулирующего  земельные отношения, то есть Земельного кодекса РФ. Действующее федеральное законодательство в этой области в отдельных вопросах не урегулировано, противоречиво и имеет пробелы.

Среди прочих также стоит  проблема разграничения полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации, субъектов  РФ и местного самоуправления в сфере  предоставления и изъятия земельных  участков в городской черте, установления базовых размеров арендной платы за землю, льгот по земельным платежам и иных вопросов, регулирующих земельные отношения в городе. Предпринимаемые попытки решить эти вопросы на региональном уровне, как показывает практика, нельзя назвать удачными. Часто в ходе столкновения федеральных и муниципальных интересов происходит нарушение норм действующего законодательства, притеснение прав хозяйствующих субъектов.

Самым непростым вопросом оформления, как было показано ранее, является следующий: государство по различным причинам вынуждено ставить на учет земельные участки, строения, помещения как объекты материального мира и одновременно их совокупность как составных частей сложной вещи. Данное противоречие возможно преодолеть несколькими способами:

регистрировать права на совокупность объектов недвижимости, выявляемых по перечисленным номерам, если кадастром подтверждена их возможность существования в качестве сложной вещи, взимая при этом пошлину как за одно регистрационное действие и открывая при этом одну книгу правоустанавливающих документов. Данный способ представляется наилучшим, так как он не вынуждает создавать дополнительную учетную единицу кадастра и регистрации прав, учетные действия по которой должны быть связаны со всеми существующими параллельно "простыми" объектами учета, включенными в состав сложной вещи. Единственная видимая сложность такого подхода - противодействие правовой инерции, привычке видеть за каждым кадастровым номером отдельный объект недвижимости;

Информация о работе ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ