ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

кадастровый учет земельных участков в наше время

Файлы: 1 файл

кадастровый учет реформа.doc

— 596.50 Кб (Скачать файл)

На Западе крестьянин прикреплялся преимущественно к земле, за которую нес определенные повинности перед своим господином. В России крестьянин прикреплялся не столько к земле, сколько к помещику, который мог его продать и без земли. Ко всему прочему, в России с сохранением существующих крепостнических отношений очень рано возникло централизованное государство, и поэтому крестьянин нес двойную повинность - и перед помещиком, и перед государством.

Наконец, отставание России от стран Европы было вызвано и  природными факторами - отсутствием  прямых выходов в моря и судоходных рек, бездорожьем и слабостью сельскохозяйственной инфраструктуры, что сдерживало раннее развитие торговли и ремесел.

Эти обстоятельства сделали  безуспешными две попытки государственного реформирования земельных отношений: по Указу Александра I от 1803 года "О свободных землепашцах" и по Указу Николая I от 1842 года "Об обязанных крестьянах" <14>.

--------------------------------

<14> Никонов П.Н., Журавский  Н.Н. Недвижимость, кадастр и мировые  системы регистрации прав на  недвижимое имущество. Аналитический обзор. СПб., 2006. С. 22.

 

В 1837 году министерство государственных  имуществ Российской империи приступило к разработке нового земельного кадастра. Были проведены большие работы по съемке и определению размеров усадебных  земель, пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих угодий делилось на несколько разрядов. На основе собранных данных об урожайности за 12 лет определялся условный валовой доход пашни и сенокосов. Из дохода исключались стоимость семян, расходы на удобрения, обработку почвы, перевозку продукции и определялся условный чистый доход <15>. По данным средних рыночных цен на сельхозпродукцию вычислялся условный чистый доход в денежном выражении.

--------------------------------

<15> Казанцев Н.Д. Из истории науки советского земельного и природоохранительного права // Экологическое право. 2006. N 2. С. 24.

 

Рост ценности пахотных земель, урбанизация  территории империи и разработка месторождений полезных ископаемых привели к необходимости более детального учета и изучения на основе картографических работ не только земельных ресурсов России, но и других ее природных ресурсов - лесов, вод, полезных ископаемых.

Первые попытки оценивать отдельные  части лесного фонда были сделаны еще в середине XVII века. Однако наиболее важным картографическим материалом дореволюционной России следует считать карту лесов европейской России, созданную в 1840 - 1841 годах. Первым научным опытом оценки условий произрастания лесов является бонитировка древостоев, осуществленная в 1850 г. известным таксатором Варгасом де Бедемаром <16>. В последующие годы были предприняты многочисленные попытки оценивать отдельные части лесного фонда, однако наиболее существенные работы в этом направлении в России были проведены только во второй половине XX века.

--------------------------------

<16> Хауке О.А. Крестьянское  земельное право. М., 1914. С. 147.

 

К середине XIX века развал существующего  крепостнического уклада жизни Российской империи достиг критической точки. С одной стороны, крепостнические отношения все больше становились тормозом развития новых производительных сил как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. С другой стороны, участие и поражение России в Крымской войне 1853 - 1856 гг. вызвало нарастание крестьянских выступлений, в первую очередь из-за роста налогов и увеличения рекрутских наборов.

30 марта 1856 года император Александр  II на встрече с представителями  московского дворянства заявил, что "...лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу". И уже в январе 1857 года в России создается Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Впоследствии этот орган был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В феврале 1859 года в составе Главного комитета была образована редакционная комиссия, а затем финансовая комиссия. Результатом работы Главного комитета над правительственной программой земельной реформы стало утверждение императором 19 февраля 1861 года Закона Российской империи "Общее положение о крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости". Одновременно с этим законом был подписан Манифест о крестьянской реформе. Согласно этим документам крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом.

Однако вся земля, как используемая помещиками, так и находившаяся в  постоянном пользовании крестьян, была признана собственностью помещиков. Земельные  отношения между помещиками и временно обязанными крестьянами регулировались специальными документами - уставными грамотами, в которых указывалось количество земли, находящейся в пользовании крестьян до реформы и оставшейся у них после отмены крепостного права. В них также перечислялись различные крестьянские повинности. Уставные грамоты составлялись помещиками, проверялись и вводились в действие в течение двухлетнего срока избираемыми из местного дворянства мировыми посредниками. В уставной грамоте указывались сведения о наименовании селения, губернии и уезда, фамилия владельца земли. Указывалось число крестьян, значащихся в селении по последней ревизии, а также число дворовых людей, имеющих право на получение надела. Кроме этого, в уставной грамоте указывалось количество всей земли, находящейся в данный момент у крестьянина, и отдельно количество усадебной земли. При этом межи крестьянских наделов должны были быть четко обозначены. Здесь же указывались все повинности оброчных и барщинных крестьян и цена выкупа усадебной земли. В конце указывались условия выкупа усадебной и полевой земли и угодий, отведенных в постоянное пользование крестьянам.

Реформа 1861 года впервые в российской истории вводила понятие черты  населенного пункта ("...черта селения  определяется издавна существующим рвом, канавою, изгородью, околицею и вообще очертанием места поселения в натуре") <17>.

--------------------------------

<17> Никонов П.Н., Журавский Н.Н.  Недвижимость, кадастр и мировые  системы регистрации прав на  недвижимое имущество. Аналитический обзор. СПб., 2006. С. 22.

 

По реформе 1861 года крепостное право  в Российской империи отменялось навсегда, а крестьянам предоставлялись  права свободных сельских обывателей как личные, так и имущественные. Помещики сохраняли собственность  на все принадлежащие им земли, но обязаны были предоставить в пользование крестьянам усадебную оседлость и полевой надел "...для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком". За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброки и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Наделение крестьян землей и крестьянские повинности определялись по добровольному соглашению между помещиком и крестьянами. Для выкупа земель крестьянам предоставлялось пособие в виде ссуды. Земля выкупалась или общиной, или отдельными крестьянами, но в надел включались только удобные земли. Земля, отведенная общине, предоставлялась под названием "мирская земля". С переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на "мирскую землю", из которой он вышел. Сельская община состояла из крестьян, водворенных на земле одного помещика. Она могла состоять из одного селения, либо части его, либо из нескольких мелких поселений.

Процессу проведения реформы 1861 года должны были способствовать специально создаваемые губернские и уездные учреждения.

Для разрешения всех неизбежных в  процессе проведения такой реформы  земельных споров и тяжб между  помещиками, крестьянами и дворовыми  людьми, для оформления и регистрации  разных актов и действий, совершаемых между помещиками и крестьянами, наконец, для решения некоторых вопросов судебно-полицейского разбирательства в каждом уезде из числа местных потомственных дворян-помещиков избирались мировые посредники в количестве 20 человек.

Как более высокая инстанция для ведомства мировых посредников в каждом узде создавался специальный уездный мировой съезд, состоящий из всех мировых посредников, члена губернского правительства и работающий под председательством уездного предводителя дворянства. Такой Съезд разрешал все споры и жалобы на действия волостных и уездных должностных лиц, а также споры, не решенные окончательно мировыми посредниками.

Наконец, еще более высокой инстанцией, разбирающей жалобы на действия мировых  посредников и уездных мировых  съездов, были губернские по крестьянским делам присутствия. В это учреждение входили губернатор, губернский предводитель дворянства, губернский управляющий палатой государственных имуществ, губернский прокурор, губернский министр внутренних дел и другие официальные лица.

Начало реформы 1861 года имело еще  одну особенность - оно совпало с  возникновением на Руси кооперативного движения. Крестьянские кооперативы  создавались в виде производственных артелей, потребительских обществ, ссудно-сберегательных товариществ  и т.п. организаций. К началу XX века в России было 1625 кооперативов, из них 837 - кредитных, 600 - потребительских и 188 - производственных <18>.

--------------------------------

<18> Сидоренко В.Н. Правовое  регулирование ведения государственного  земельного кадастра: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2003. С. 44.

 

Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении  российского крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из феодального сословия превращалось в сословие капиталистического общества. Менялась его экономическая природа, ускоренными темпами развивалось земледелие, крестьянское хозяйство из натурального превращалось в товарное. По сословиям владельцев, находящиеся к началу XX века в личной собственности земли распределялись следующим образом: дворяне владели почти 62% земель, крестьяне и купцы - по 15%, мещане и прочие сословия - 7%. Характерно, что иностранные подданные имели в личной собственности столько же земель, сколько и духовные лица, - по 0,3% <19>.

--------------------------------

<19> www.rosreestr.ru

 

Дальнейшее развитие и совершенствование  системы учета и оценки земельных  ресурсов стимулировалось такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмена взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.

19 февраля 1861 года были подписаны  Манифест об отмене крепостного  права и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении  крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из сословия феодального общества превращалось в сословие капиталистического общества. Втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным.

Таким образом, в период наиболее динамичного  развития хозяйственных отношений в России межевание имело следующие основные цели:

юридическая - определение и укрепление формальными юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов;

сельскохозяйственная - устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.);

финансовая - определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.

Земельная собственность могла  быть: единоличной (крестьянина, помещика, учреждения); общей для нескольких лиц с указанием доли каждого; общинной; в виде права в чужой вещи (например, право крестьян на помещичьей земле пасти скот, ловить рыбу, въезжать в лес и т.п.).

Таким образом, реформа сохранила  в руках крестьян значительную часть земельной площади, находящейся в их распоряжении до воли. Но досталась им земля далеко не даром. Не одному поколению пришлось нести за нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительной стоимости. Платежи эти сопровождались особой выкупной операцией в форме земельного кредита. Притом ссудное обеспечение не требовало волеизъявления тех, кому оно предназначалось, и ссуды назначались подневольно, причем на выкуп земли, которую крестьянин уже давно считал своей, а следовательно, признавал несправедливым платить за нее.

 

1.3. Столыпинская реформа и ее  роль

в развитии земельного кадастра

 

Эта реформа вошла в историю  под именем ее автора и организатора - Петра Аркадьевича Столыпина, крупного политического и государственного деятеля России, в течение пяти лет (1906 - 1911 гг.) занимавшего пост Председателя Совета Министров Российской империи.

Новая аграрная политика России 1906 - 1910 гг. связана с именем Петра Аркадьевича  Столыпина. 19 ноября 1906 г. вышел в  свет Указ императора Николая II "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении". Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян.

Накануне реформы формы землевладения  и землепользования в России отличались большим разнообразием, которое  было связано с различием как  природных условий, так и исторических судеб населения. Землепользование практически сохраняло сословно-феодальный характер, когда наряду с формирующейся буржуазной частной собственностью существовали и другие виды собственности на землю. Крупнейшим собственником являлось государство (казна). В 1905 году ему принадлежало почти 35% общего землевладения в европейской России (или 138 млн. десятин).

Информация о работе ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РОССИИ, ЕГО ГЛАВНЫЕ НЕДОЧЕТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ