Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:57, курсовая работа
кадастровый учет земельных участков в наше время
По реформе 1906 - 1910 годов к началу 1916 года общину покинуло в общей сложности примерно 27% крестьянских семей, увеличив частную (подворную) надельную землю на 14% (около 16 млн. десятин).
Собственность юридических лиц (включая церкви, монастыри, города, посады, учреждения) составляла менее 2%.
Земли Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья в основном принадлежали казне и Кабинету. В Сибири крестьяне владели государственной землей на праве пользования, а фактически присваивали ее практически неограниченно.
Основными тенденциями развития в области земельных отношений в России к началу XX века были значительное сокращение дворянской земельной собственности, некоторое уменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения.
Закон 1910 года еще более жестко проводил линию на ликвидацию общины и переход к частному крестьянскому землевладению. Он предусматривал обязательность перехода к личной собственности на землю в общинах, где за предшествующие 24 года не было общих земельных переделов. В этих общинах крестьяне автоматически становились новыми собственниками своих наделов.
Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закреплении земли в собственность (30% их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств (22%), которым отошло в собственность 13,9 млн. десятин, или 16% всей надельной земли <20>.
------------------------------
<20> Иконицкая И.А. Земельное
право Российской Федерации. М.
Значительная часть
------------------------------
<21> Иконицкая И.А. Земельное
право Российской Федерации. М.
Перераспределение земельной
собственности в пользу частного
крестьянского землевладения
Необходимые сведения о
земле содержались в
Несмотря на достигнутые к началу XX века успехи в промышленном развитии, Россия продолжала оставаться страной с резким преобладанием аграрной экономики - в сельском хозяйстве было занято около 3/4 трудоспособного населения страны. При этом сельское хозяйство империи оставалось отсталым и низкопроизводительным, с однобокой структурой. В частности, под посевы ржи было отведено около 1/3 всех возделываемых земель, под пшеницу - около 1/4, под овес - около 1/5, а под картофель - всего около 3% земель <22>. Особенно низкий уровень агротехники наблюдался в хозяйствах мелкого крестьянства, где применялись примитивные орудия труда и испытывался хронический недостаток удобрений. Экономическое положение страны усугублялось неурожаями 1895, 1897 и 1899 - 1901 годов <23>.
------------------------------
<22> Крассов О.И. Земельное право современной России: Учебное пособие. М.: Дело, 2008. С. 322.
<23> Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития / Под ред. И.А. Иконицкой. М., 2005. С. 122.
Земельный вопрос в России на рубеже XIX - XX веков в комплексе аграрных проблем был самым уязвимым и трудным. Он касался всех крестьян - и безземельных, и малоземельных, и имеющих крупные земельные наделы. Дело в том, что было немало сторонников, считавших основным российским бедствием в деревне "малоземелье" крестьян при гигантских земельных богатствах. Деревня переживала "земельную тесноту" при избыточной рабочей силе. При этом цена на землю оставалась достаточно высокой, как высоки были и земельные выкупные платежи по реформе 1861 года. Стране нужна была новая аграрная политика, способная вывести Россию на более высокий этап капиталистического развития.
Аграрный вопрос первой крестьянской реформой 1861 года был решен не до конца: крестьяне в своем большинстве не получили право распоряжаться землей по собственному усмотрению, они не стали собственниками земельных наделов. Это отрицательно сказывалось на интенсификации сельскохозяйственного производства, на быте и жизни крестьян, не создавало живого интереса к созиданию и творчеству на земле.
Идея проведения в стране
новой земельной реформы
------------------------------
<24> Варламов А.А. Земельный кадастр: теоретические основы земельного кадастра. М.: Колос, 2009. С. 226.
9 августа 1906 года специальным
Постановлением Совета
Главное содержание реформы составляло разрушение крестьянской общины и насаждение частной собственности на землю. Разрешение продажи и купли земли облегчало отток из деревни в города сельской бедноты и концентрацию земель в руках зажиточных крестьян.
Полное название Указа 1906 года звучит так: Именной высочайший указ, данный Сенату 9 ноября 1906 года, "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования" <25>. По этому Указу каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, получал право выйти из общины вместе с землей и закрепить ее за собой в личную собственность при условии полного выкупа надела. По своей сути Указ решал две основные задачи: устанавливал общие правила выхода крестьян всех категорий из общины и учреждал специальные землеустроительные комиссии - губернские и уездные - для оказания непосредственной помощи населению в операциях с куплей-продажей земли через Крестьянский банк.
------------------------------
<25> Козлов С.С. Столыпинская аграрная реформа: идеологическая основа и эволюционный характер // История государства и права. 2009. N 3. С. 224.
Указ 1906 года вызвал резкое противодействие со стороны как левых, так и правых сил. Левые критиковали его за введение частной собственности на землю. Правые, с одной стороны, защищали Указ, но с другой - требовали полного разрушения крестьянских общин, видя в них корень всех зол.
Следует сказать, что Указ
1906 года нельзя трактовать прямолинейно,
как направленный на насильственное
разрушение крестьянской общины. В
нем заложен замысел
------------------------------
<26> Казанина Л.Ю. Судебная реформа П.А. Столыпина в оценке конституционных демократов // История государства и права. 2009. N 10. С. 136.
Такое противодействие Указу
При обсуждении реформы в III Государственной Думе ее автор П.А. Столыпин в речи на заседании 5 декабря 1908 года сказал: "В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самостоятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своею собственностью; надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя. Закон вместе с тем не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом использования земли.
Личный собственник властен распоряжаться своею землею, властен закрепить за собою свою землю, властен требовать отвода отдельных ее участков к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить ее в Крестьянском банке, может, наконец, продать ее. Весь запас его разума, его воли находится в полном его распоряжении; он в полном смысле кузнец своего счастья. Но вместе с тем ни закон, ни государство не могут гарантировать его от известного риска, не могут обеспечить его от возможности утраты собственности, и ни одно государство не может обещать обывателю такого рода страховку, погашающую его самодеятельность.
Нельзя составлять закон, исключительно имея в виду слабых и немощных, нет, в мировой борьбе, в соревновании народов почетное место могут занять только те из них, которые достигнут полного напряжения своей материальной и нравственной мощи. Поэтому все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния - земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия".
III Государственная Дума после обсуждения приняла Указ и несколько поправок к нему, наиболее существенной из которых было ограничение права скупки земли в одни руки. Однако Государственный совет Указ не принимал даже после одобрения Государственной Думой. П.А. Столыпин дважды - 15 марта и 26 марта 1910 года - лично выступал перед членами Госсовета и добился своего. 14 июня 1910 года царский указ был утвержден Государственным советом Российской империи как Закон.
Проводимое в ходе реформы землеустройство было направлено в первую очередь на создание хуторов и отрубов на крестьянской надельной земле. Всего на всех землях к началу 1916 года в 47 губерниях европейской части России было образовано 1000696 хуторов и отрубов <27>. В осуществлении реформы значительной была роль Крестьянского банка. Наибольшие суммы банковских ссуд на покупку земли выдавались отдельным домохозяевам, и в их числе - на льготных условиях - владельцам хуторов и отрубов. Им же банк продал 3/4 собственного земельного дохода.
------------------------------
<27> Козлов С.С. Столыпинская аграрная реформа: идеологическая основа и эволюционный характер // История государства и права. 2009. N 3. С. 222.
В результате Столыпинской реформы сложилось следующее распределение сельскохозяйственных земель:
- крестьяне - 215 млн. га;
- царская фамилия, помещики и монастыри - 152 млн. га <28>.
------------------------------
<28> Альтшулер Б.А. Рывки и эволюция земельного кадастра в России // Информационный бюллетень. 2006. N 4 (26) - 5 (27). С. 19.
Наряду с разверстанием
земель и образованием нового землепользования,
законодательством
Но нельзя сказать, что проведение аграрной реформы везде проходило гладко и спокойно. Напротив, повсеместно отмечались массовые недовольства проводимыми в деревне преобразованиями, выливавшиеся в откровенные бунты. Это объясняется прежде всего чрезмерным расслоением крестьянства, увеличением среди них доли малоземельных и безземельных. Особенно большое сопротивление реформе оказывали крестьяне Центральной России, не желающие менять сложившееся общинное землепользование. Эти выступления крестьян подавлялись беспощадно и жестоко.
С другой стороны, растущие крупные крестьянские хозяйства превращались в серьезных конкурентов помещичьим землевладениям, что приводило к увеличению числа разоряющихся помещиков, чьи земли переходили в руки крестьян. Те же помещики, которые не хотели терять свои земли, были вынуждены принимать энергичные меры для интенсификации сельскохозяйственного производства, чтобы выстоять в условиях серьезной конкуренции.
Столыпинская аграрная
реформа дала резкий толчок развитию
не только сельскохозяйственного