Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:09, дипломная работа
развитию института земельных сервитутов в российском законодательстве.
Цель дипломной работы состоит в комплексном теоретическом исследовании и системном анализе сервитутных прав на земельные участки и разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего указанные отношения, практике его
применения, а также осуществления наиболее эффективного правового оформления сервитутных отношений.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические и теоретические аспекты правового регулирования земельных сервитутов;
- определить единый подход к понятию земельных сервитутов;
- исследовать основания возникновения и прекращения земельных сервитутов;
- обозначить проблемы государственной регистрации земельных сервитутов и дать обоснованные рекомендации по совершенствованию механизма их регистрации;
- проанализировать содержание сервитутных прав;
- разработать примерную форму протокола общественного слушания о возможности установления публичного сервитута и форму соглашения об установлении бесплатного частного сервитута на часть земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СЕРВИТУТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………
1.1. Понятие, история………………………………………………..
1.2. Виды сервитутов по российскому законодательству………..
1.3. Законодательство, регулирующее установление сервитута в
России.………………………………………………………….
2. ПРАКТИКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО
СЕРВИТУТА……………………………………..............................................
2.1. Публичный сервитут……………………………………………..
2.1.1. Установление публичного сервитута……………………
2.1.2. Прекращение публичного сервитута…………………….
2.2. Частный сервитут………………………………………………..
2.2.1. Основания возникновения частного сервитута…………
2.2.2. Основания прекращения частного сервитута……………
2.3. Договор (соглашение) об установлении сервитута……………
2.4. Механизм государственной регистрации сервитутов…………
2.4.1. Последствия отсутствия регистрации…………………..
3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..
Проанализировав существующее Российское законодательство, на мой взгляд, еще рано говорить о сформировавшейся практике установления частных сервитутов в отношении земельных участков на основе положений гражданского законодательства.
Основанием возникновения
сервитута может быть вступившее
в законную силу судебное решение, вынесенное
по иску лица, требующего предоставления
сервитута. Возможность установления
сервитутов на основании актов
Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками, не входящими в лесной фонд лесов, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут).
Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
В соответствии с положениями ст. 23 ЗК РФ в результате установления частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным: например, при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе. Известно, что при запрете на приватизацию прибрежной полосы за последние годы огромное количество земельных участков по берегам рек и озер было передано в частную собственность для строительства дач, коттеджей, баз отдыха. В результате население было лишено права свободного доступа к водным объектам.
В отношении платы за ограниченное пользование земельным участком (сервитут) законодатель ввел разные требования по отношению к платности такого использования применительно к частному и публичному сервитуту. Так, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такую плату целесообразно определять в договоре с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, либо она может быть предусмотрена судебным решением, на основании которого предоставляется право ограниченного пользования земельным участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, закрепленном федеральными законами «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном земельном кадастре». При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается в судебном порядке.
Статья 275 ГК РФ устанавливает, что сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
Частные сервитуты в
области градостроительства могут
вводиться в целях
- строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений;
- строительства, реконструкции,
ремонта и эксплуатации
- проведения работ
по инженерной подготовке
- прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
- других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Порядок установления и прекращения частных сервитутов в градостроительстве определен в соответствии с ГК РФ, то есть основаниями возникновения частного сервитута являются договор либо решение суда.
Обращает на себя внимание трансформация публичного сервитута, предусмотренного Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 (ред. от 14.01.2011) «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», — о доступе на земельный участок для ремонта объектов инфраструктуры в частный сервитут, установленный абз. 3 п. 3 ст. 64 ГК, обеспечивающий строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные положения законодательства, на мой взгляд, свидетельствуют об отсутствии у федерального законодателя четких критериев разграничения публичных и частных сервитутов.
2.2.2. Основания прекращения частного сервитута
Статья 276 ГК РФ называет два основания для прекращения частного сервитута: расторжение договора и судебное решение. Инициатором прекращения сервитута в этих случаях выступает собственник участка, обремененного сервитутом.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Между тем частный сервитут может прекращаться и в иных случаях:
– при гибели объекта сервитутного права (пересыхание водного источника);
– при изъятии служащего земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
– при истечении срока действия срочного сервитута и др.
Поскольку в качестве субъектов, обремененных водными и лесными сервитутами, в соответствии со ст. 42, 55 ВК РФ и ст.ст.17, 21, 22 ЛК РФ выступают не собственники водных объектов и участков лесного фонда (РФ и субъекты РФ), а пользователи (граждане и юридические лица), водные и лесные сервитуты прекращаются также в связи с прекращением права пользования водным объектом или участком лесного фонда.
Прекращение частного сервитута подтверждается специальным штампом погашения, который ставится на регистрационном реестре (п.62, 64 правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219).
2.3. Договор (соглашение) об установлении сервитута
В договор об установлении сервитута (добровольный сервитут) включаются:
1) описание участка,
обремененного сервитутом, и участка,
в интересах которого
2) условия и сроки установления сервитута;
3) план или карта участка с указанием места нахождения сервитута.
2.4. Механизм государственной регистрации сервитутов
Правовая
основа создания современной российской
системы государственной регист
Поскольку предметом земельного сервитута является недвижимое имущество, а именно земля как природный объект, земельные участки, части земельных участков, то это право подлежит государственной регистрации. В статьях ГК, посвященных сервитуту, мы можем встретить упоминание о государственной регистрации лишь в пункте 3 статьи 274, где сказано, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
ЗК РФ, следуя общему правилу пункта 2 статьи 8 ГК РФ, вводит обязательность государственной регистрации сервитута и его прекращения в соответствии с нормами Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Таким образом, указание на то, что земельные сервитуты подлежат государственной регистрации, имеется и в гражданском, и в земельном законодательстве, но кодифицированные акты данных отраслей права не регламентируют порядок такой процедуры, отсылая к нормам Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация земельных сервитутов, рассматриваемая как акт признания этих прав и, по сути, представляет собой организованный процесс, выполняющий важную роль для формирования гражданских правоотношений. Смысл его заключается в осуществлении максимально полной и эффективной защиты вещных прав участников гражданского оборота.
Процедуру государственной
регистрации земельных
Информация о работе Сервитут в земельном законодательстве Российской Федерации