Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:27, шпаргалка
1. Определение АП и его место в системе российского права.
3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
...
88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.
Понятие АП – это комплексная специализированная и интегрированная отрасль российского права, представляющая собой связанную внутренним единством систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые и организационно-управленческие) общественные отношения в сфере с/х производственной деятельности. Объект АП – с/х деятельность.
Вопрос о сущности АП и его месте в правовой системе России – 4 точки зрения:
АП как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об аграрном праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования аграрных отношений, основных институтах АП, государственном регулировании сельского хозяйства, организационно-правовых формах с\х коммерческих и некоммерческих организаций, правовом режиме их имущества, приватизации гос и муниципальных предприятий и особенностях ее осуществления в агропромышленном комплексе и др. Аграрно-правовая наука изучает также зарубежное аграрное законодательство, проводя его сравнительно-правовой анализ, правовое регулирование земельных и аграрных преобразований в зарубежных странах.
Как учебная дисциплина АП - это система научных знаний об аграрном праве как отрасли права, правовом регулировании общественных отношений в аграрной сфере, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.
Система АП как науки и учебной дисциплины состоит из общей, особенной и специальной частей.
В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего АП: предмет и метод, история развития, источники, аграрные правоотношения, переход к рыночным отношениям в АПК, гос регулирование сельского хозяйства, организационно-правовые формы с\х коммерческих и некоммерческих организаций, правовое положение крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, правовое регулирование арендных отношений в сельском хозяйстве.
Особенная часть АП состоит из разделов: правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями, и охрана окружающей природной среды; правовой режим имущества с\х коммерческих организаций; правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с\х коммерческих организаций; правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве; правовое регулирование оплаты труда и распределения доходов в с\х коммерческих организациях; защита прав с\х коммерческих организаций; ответственность за нарушение аграрного законодательства.
Специальная часть АП посвящается основным чертам АП зарубежных стран, правовому регулированию земельной и аграрной реформ в зарубежных странах.
Система АП как отрасли права, хотя и имеет трехчленное деление (общая, особенная и специальная части) далеко не во всем совпадает с системами АП как науки и учебной дисциплины. Поскольку оно представляет собой систему норм российского АП, поскольку также его разделы, как история АП, зарубежное АП, являющиеся составной частью АП как науки и учебной дисциплины, не входят в систему российского АП как отрасли права. Вместе с тем общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, регулирующие аграрные отношения, являются составной частью российского АП.
И вопрос
На рубеже 20-21 вв стало
очевидным признание
1. к разделу земли реформированных колхозов и совхозов по земельным долям, имущество по паям;
2. правам трудового коллектива колхоза и совхоза, каждого члена трудового коллектива на свободный выбор форм собственности и правовых форм аграрного предпринимательства.
3. к порядку формирования уставного капитала аграрно-хозяйственных обществ за счет имущественных паев и земельных долей.
Также широко используется в аграрном законодательстве нормы частноправового содержания и таких сферах регулирования, которые касаются договоров в сфере реализации с/х продукции, в частности договоров закупки и поставки с/х продукции, сырья и продовольствия для гос нужд.
Сегодня, как минимум, три обстоятельства усиливают регулятивные функции частноправовых начал современного аграрного права:
Достаточное признание и в теории и в аграрном законодательстве получает публичное право регулирования аграрного законодательства. Оно охватывает многочисленные стороны аграрных отношений, которые частично сохраняют частноправовой характер. Речь идет, например, о регулировании конкурентного порядка выбора поставщика продовольствия в федеральный продовольственный фонд.
Аналогичные формы публично-правового регулирования применяются при лицензировании деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению, реализации зерна и продуктов его переработке.
Режим ограничения при
несостоятельности с/х
Формирование АП РФ как
комплексной отрасли права
Вопрос о предмете дискуссионен с 70х гг., когда стала формироваться данная отрасль права. Сделан вывод о существовании в правовой системе наряду с основными (традиционными) отраслями также комплексных отраслей права; а общественные правоотношения, складывающиеся в сфере сельскохозяйственной деятельности – признаются аграрными правоотношениями.
Предметом АП, как и любой другой отрасли права, является определенный круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.
Деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, как правило, не выделена в нормативных актах особо и упоминается в единой связи с переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, чем подчеркивается их органическая связь и отнесение их практически к одному роду деятельности, а возникающие здесь отношения - к единому предмету новой формирующейся отрасли российского права - аграрному праву.
Другие виды деятельности должны носить «подчиненный» характер к указанным видам деятельности фермерских хозяйств. Только при таком подходе эти хозяйства могут быть отнесены к собственно сельскохозяйственным формированиям, а возникающие в указанной сфере отношения - к предмету АП.
Важным составным элементом предмета АП являются отношения в социальной сфере села, правовому регулированию которых ранее не уделялось должного внимания.
Исходя из отечественного и зарубежного законодательства можно сделать вывод о том, что современное АП охватывает две взаимосвязанных между собой сферы регулирования:
Аграрная политика. В числе субъективных факторов обуславливающих формирование АП РФ следует указать на политический критерий, политическую заинтересованность государства в развитии и совершенствовании правового регулирования общественных отношений в сельском хозяйстве. Эти задачи решаются в рамках аграрной политики государства. АП прежде всего направлено на правовое регулирование реализации государственной аграрной политики. Это приоритетные задачи в области аграрных отношений.
Свою аграрную политику Россия, объявившая о легализации частной собственности в 90г, (З-н «О земельной реформе») ориентировала на то, чтобы гарантировать право выкупа и передачи в собственность трудовых коллективов основных гос фондов.
Законодатель отказался от введения более 60 лет назад принципа неприкосновенности земельного массива и закрепил свободный выход работников колхозов и совхозов с правом получения земельной доли имущественного пая для создания крестьянского и фермерского хозяйства.
На всех этапах развития российского государства оно было заинтересовано в развитии собственного сельского хозяйства, разрабатывало программы реформирования аграрного сектора экономики и принимало меры по сохранению продовольственной безопасности страны.
По мнению Гордеева есть 4 наиважнейшие задачи, которые необходимо решить:
Аграрное законодательство. Для формирования АП имеется и такой юридический критерий – наличие законодательства, в виде достаточно большой совокупности актов аграрного законодательства.
Значительное число правовых норм аграрного законодательства при всей его нынешней проблемности – носят унифицированный характер, учитывают специфику и особенности с/х производства, с/х деятельности в целом и являются по характеру и содержанию нормами АП в собственном смысле этих слов.
Принципы любой отрасли права выполняют регулятивную функцию: способствуют установлению отправных руководящих начал правового регулирования общественных отношений. Это означает, что существование регулятивных функций, присущих правовым принципам - объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений
Этот вывод о существовании
специфических принципов в
Принципы агарного права - это основные руководящие идеи, определяющие направления и характер правового регулирования аграрных отношений. Они не остаются неизменными, «раз и навсегда данными». В соответствии с изменениями основных направлений и задач, решаемых агропромышленным комплексом на том или ином историческом этапе, меняются и принципы правового регулирования.
Основными принципами (они
же являются юридическими гарантиями)
правового регулирования