Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:27, шпаргалка
1. Определение АП и его место в системе российского права.
3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
...
88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.
Земельная реформа – коренные изменения того земельного строя, который существовал до конца 1990г. И основывался на исключительной государственной собственности.
Основой проведения земельной реформы является Закон РСФСр от 23.11.90 «О земельной реформе». Указ Президента от 27.12.91 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» - первый указ, который определил правовой механизм приватизации земель.
27.10.93 «О регулировании
земельных отношений и
07.03.1996 Указ «О реализации
конституционных прав граждан
на землю»: п.1 разрешал гражданам,
получившим земельный участок д
Основная цель земельной реформы (ст.1 З-на): перераспределение в интересах создания условий равно-правового развития; формирование многоукладной экономики рационального использования и охраны земель. Перераспределение стало одним из основополагающих направлений.
Второе направление
земельной реформы –
Третье направление
– установление платы на землю, введение
пожизненного наследования земли. Цель?
- эффективность
«О порядке определения нормативной цены земли» Постановление Правительства РФ 17.03.1997 определяется органами исполнительной власти субъекта РФ, не должна превышать более 75% рыночной стоимости. Кадастровая стоимость не применяется широка. (До сих пор неясно понятие «рыночная» и «кадастровая» стоимость. По разъяснению Росземкадастра нормативная цена = кадастровой.)
Задачи реформы: разгосударствление. В Постановлении Правительства РФ от 26.06.99 была утверждена федеральная целевая программа развития земельной реформы в РФ на 1999-2000гг (1 раздел – результаты земельных преобразований) ликвидация государственной монополии на землю. 23,5 тыс. колхозов и совхозов были реорганизованы, 11,8 млн бывших работников стали собственниками долей.
Цель земельной реформы:
повышение эффективности
Аграрная реформа. Состоит в комплексном изменении всей системы аграрных отношений, включая собственность на землю и др. средства производства, систему ведения хозяйства и формы хозяйствования, социальные условия жизни на селе, рыночный механизм и меры по государственному регулированию АПК.
Постановление СФ 26.02.1994 «О законодательном обеспечении функционирования АПК РФ» аграрная реформа на низком уровне.
06.03.92 Постановление Правительства
РФ «О ходе развития аграрной
реформы» (признала ошибочность
постановления 1991г. «О порядк
27.04.1994 Постановление СФ «О проведении аграрной реформы в РФ, восстановлении и развитии АПП до 2000г» - программа аграрной реформы (утверждено Постановлением Правительства от 06.07.1994г).
Целью аграрной реформы
являются: насыщение рынка
Основные направления:
Новое и достаточно распространенное
явление в аграрном праве является
правотворчество органов
В системе источников аграрного права АПП особое место занимают законы и другие нормативные правовые акты субъектов АПП - республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующие аграрные отношения в соответствующих гос образованиях. Таковы, например, Постановление Верховного Совета Бурятии от 28 октября 1992 г. «О регулировании права собственности и Республике Бурятия», Земельный кодекс Республики Карелия, Закон Республики Саха (Якутия) «О плате за землю».
Законом Саратовской области «О земле», принятым Саратовской областной Думой 12 ноября 1997 г., предусмотрены принципы правового регулирования земельных отношений в Саратовской области, основанные на общих принципах правового регулирования указанных отношений, закрепленных в фед законодательстве, и в то же время отражающие специфику их регулирования в данной области; основные категории земель, среди которых на первом месте названы земли сельскохозяйственного назначения, являющиеся главным богатством этой области - житницы России, и др.
Вместе с тем такой многоуровневый характер нашего законодательства порождает опасность его несогласованности и прямого противоречия. В этой связи остро стоит вопрос о соблюдении субъектами РФ, как и самой Федерацией, положений, установленных Конституцией России и договорами о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, их компетенции и предметов ведения.
Под источниками АП понимается
внешняя форма выражения
Особенности источников: для АП как комплексной отрасли характерно наличие не только комплексного предмета использования различных методов правового регулирования общественных отношений, но и признание в качестве источников АП, которые не входят ни в одну из основных отраслей права. В этом состоит специфика АП, большинство норм которого устанавливается комплексом НПА, предназначенными специально для регулирования аграрных отношений. АП как комплексная отрасль включает в себя нормы гражданского, административного, трудового и др. основных отраслей права. Нет единого кодифицированного нормативного акта,
Классификация на: унифицированного (относящиеся либо ко всем сельскохозяйственным формированиям) и дифференцированного (либо к отдельным их видам) характера. Связано в основном с наличием в аграрном секторе двух основных видов с/х формирований - колхозов и совхозов, правовой статус и производственно-хозяйственная деятельность которых регулировалась, помимо унифицированных нормативных актов, и актами дифференцированными, относящимися к каждому из них в отдельности. Осуществляемые в настоящее время земельные и аграрные преобразования, приведшие к реорганизации и приватизации с\х формирований, не устранили необходимости и в настоящее время принимать как унифицированные, так и дифференцированные нормативные акты, поскольку и в современных условиях многообразие форм ведения сельского хозяйства не только не исчезло, а напротив, еще более возросло, что обусловливает необходимость иметь, помимо актов общего характера, и нормативные акты, посвященные отдельным организационно-правовым формам с/х коммерческих и некоммерческих организаций.
По субъектам аграрных правоотношений источники АП могут быть подразделены на акты, определяющие правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, с\х производственных и непроизводственных кооперативов, акционерных обществ, с\х товариществ и т.п.
По предмету правового регулирования источники АП могут классифицироваться на такие виды, как нормативные акты о государственном регулировании сельского хозяйства, о сельскохозяйственном землепользовании, производственно-хозяйственной деятельности аграрных коммерческих организаций, финансах и кредитах, договорных отношениях и т.д.
Особое юридическое значение имеет классификация источников АП по их юридической силе и органам, принявшим тот или иной нормативный акт по аграрных вопросам. По данному основанию источники АП могут быть классифицированы на законы и подзаконные акты, а также более дробно - на законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции и т.д.
Для источников АП характерно наличие большого числа норм рекомендательного характера, а также нормативных актов органов внутрихозяйственного управления, что также обусловлено особенностями регулируемых отношений, наличием большого числа разнообразных кооперативов, товариществ и обществ, внутрихозяйственные отношения которых регулируются в основном актами, принимаемыми органами внутрихозяйственного управления этих организаций.
Помимо вышеназванного деления источников АП на унифицированные и дифференцированные, императивные и рекомендательные, в аграрно-правовой литературе утвердилась и так называемая трехчленная классификация их на нормативно-правовые акты государства, акты санкционированные и делегированные, причем последних двух видов в аграрном праве значительно больше, нежели в других отраслях. Именно в данных формах сельскохозяйственные коммерческие и некоммерческие организации осуществляют предоставленную им законом функцию правотворчества и, как отмечается в литературе, роль таких актов в современных условиях неуклонно повышается, что обусловлено либерализацией хозяйственной жизни и демократизацией социально-экономических отношений.
Конституция АПП - основной источник АП России.
Нормы, содержащиеся в Конституции РФ и имеющие определяющее значение для организации и деятельности с\х коммерческих организаций, могут быть подразделены на:
Каждый, гласит статья 34
Конституции, имеет право на свободное
использование своих
Конституция определяет формы и виды собственности, в том числе на землю, являющуюся главным средстزом сельскохозяйственного производства. Определяя формы собственности на землю и другие природные ресурсы, она не дает их исчерпывающего перечня, оставляя простор для осуществления предпринимательской деятельности на базе не только названных, но и иных форм собственности. Например, ст. 36 Конституции устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Определяющее значение имеют положения Конституции и в сфере, касающейся трудовых отношений, распоряжения своими способностями к труду, выбора рода деятельности и т.п. Так, в статье 37 предусмотрено, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Признано и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск.
Определены Конституцией предмет ведения и компетенция федеральных органов и субъектов АПП по вопросам, имеющим первостепенное значение для регулирования аграрных отношений: условия и порядок пользования землей; управление федеральной собственностью; установление основ федеральной политики в экономической, экологической и других сферах; определение правовых основ единого рынка, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.
Большую роль в аграрном праве, как и в других отраслях, играют законы РФ. В отличие от многих других отраслей российского права, АП, как уже отмечалось, не имеет единого кодифицированного законодательного акта. Вместе с тем есть немало законов РФ, регулирующих те или иные сферы общественных отношений на селе.
Актом кодификационного характера был Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», первый законодательный акт, в котором были закреплены основные идеи аграрной реформы в России. Учитывая, что данный законодательный акт принимался в самый начальный период проведения аграрной реформы, многие его положения не были достаточно четко сформулированы, не выдержали проверку временем и нуждаются в коренном изменении, в том числе и относительно самого понятия крестьянского (фермерского) хозяйства, его юридической природы, правового режима имущества и др. В этой связи уже в 1994 году был разработан проект нового закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Однако работа над ним не получила должного развития, поскольку другой Закон - Земельный кодекс АПП - в его новой редакции не был принят.