Шпаргалка по "Аграрному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:27, шпаргалка

Описание работы

1. Определение АП и его место в системе российского права.
3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
...
88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.

Файлы: 1 файл

Аграрное-шпоры.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Подлежат возмещению стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или  затраты по их переносу на новое  место; стоимость плодово-ягодных защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производства; убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования; убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель; убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователя земли; упущенная выгода. Оценка жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений.

76. Подведомственность  судам и арбитражным судам  дел по спорам, вытекающим из  имущественных правоотношений с\х  коммерческих организаций.

Подведомственность –  это определение юрисдикционного  органа, полномочного разрешить спор между сторонами аграрных правоотношений. Аграрные правоотношения по отраслевому признаку подразделяются на четыре основные группы: земельные, имущественные, трудовые и организационно-управленческие.

 Споры, вытекающие  из имущественных правоотношений, могут возникать между различными субъектами аграрных правоотношений: сельскохозяйственными коммерческими организациями, гражданами, занимающимися ЛПХ, членами КФХ и др., а также по поводу совершения административных правонарушений, преступлений и прочее.

Судам общей юрисдикции подведомственны споры из административных правонарушений, уголовных преступлений в сфере экологического, земельного и аграрного права, споры делам, возникающим из трудовых отношений. Также Судам общей юрисдикции подведомственны споры, вытекающие из имущественных правоотношений между гражданами, занимающимися ЛПХ, членами КФХ (наследственные дела).

Споры, вытекающие из имущественных  правоотношений с\х коммерческих организаций  подведомственны арбитражным судам.

В настоящее время  системе юридических мер защиты прав и интересов с\х коммерческих организаций и предпринимателей все большее место занимает деятельность арбитражных и общих судов.

Арбитражным судам сегодня  подведомственны экономические  споры между организациями, гражданами-предпринимателями независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности сторон и от суммы требований.

Экономические споры - это  споры вытекающие из договоров с\х  коммерческих организаций и предпринимателей.

 Арбитражному суду  подведомственны споры о возмещении  убытков, причиненных крестьянскому (фермерскому) хозяйству в результате действий гос и иных органов, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

  Судебная защита прав и интересов аграрных коммерческих организаций и предпринимателей осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков и неустойки; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным не соответствующего законодательству нормативного акта, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами.

  Споры рассматриваются в претензионном порядке. Претензия предъявляется в письменном виде и подписывается руководителем организации или его заместителем, гражданином- предпринимателем.

  В настоящее время встречаются в арбитражной практике и дела, связанные с новым для нас явлением - ограничением монопольной деятельности предприятий и организаций, в том числе и с\х.

77. Общая характеристика  зарубежного законодательства о  земельной и аграрной реформах.

Значение изучения правового регулирования аграрных отношений в зарубежных странах (ЗС)

Необходимость и цель изучения правового регулирования  земельных отношений в зарубежных странах обусловлены потребностью выявить 1) общие закономерности в регулировании земельных отношений, 2) особенности их регулирования в тех или иных странах.

Все зарубежные страны могут быть условно разделены на две группы: 1) страны с развитой рыночной экономикой и стабильным правовым регулированием земельных отношений и 2) страны, в которых осуществляются земельные реформы.

Структура АП ЗС

На понятие, общую характеристику и структуру АП ЗС влияет деление  права на публичное и частное. Частное: нормы права, определяющие право частной собственности на на землю и др. средства с\х пр-ва, правовой статус с\х предпринимателей – ФЛ и ЮЛ, правовые отношения с\х предпринимателей с другими коммерческими структурами. Публичное: общественные отношения по государственному воздействию на отношения, складывающиеся в АПК, его финансированию и кредитованию из средств госбюджета, гос.участию в развитии инфраструктуры АПК гос.организации научно-исследовательских работ по проблемам развития аграрного сектора.

Предмет правового  регулирования нормами АП: Отношения в с\х производстве. Помимо собственно аграрных отношений предметом являются отношения в лесном хозяйстве, рыболовстве во внутренних водах, в сфере переработки с\х продукции самими с\х товаропроизводителями.

Основные институты  АП ЗС

  1. Субъекты с\х правоотношений
  2. право собственности на имущество, в т.ч. на землю – основное средство с\х производства
  3. трудовые правоотношения
  4. сельскохозяйственные договоры

Один из важнейших  – институт права собственности. Теория «социальной функции» собственности  обосновывает необходимость гос вмешательства в отношения собственности и ее ограничения в публичных интересах. Аргументируется приоритетом публичных интересов над частными интересами собственника.

Заметное место в  АП ЗС занимают арендные отношения, в  т.ч. аренда земли. В аграрном законодательстве ЗС содержится регламентация арендных отношений, прав, обязанностей и ответственности субъектов.

Субъекты определены теорией с\х предприятия, которая  считается ключевой ко всему АП ЗС, т.к. определяет статус субъектов аграрных правоотношений, т.е. с\х предприятий.

основные направления  земельных преобразований в зарубежных странах

четыре региона: 1) Восточная  Европа, 2) Юго-Восточная Азия, 3) Латинская  Америка и 4) Африка

1) разгосударствление  и приватизация зем.собственности,  организация КФХ. Особенность преобразований – нормативные положения о реституции (возвращении недвижимости) в первую очередь бывшим собственникам.

2) получила широкое  развитие так называемая «сельская  индустрия», давшая рабочие места  миллионам сельских тружеников и весомый прирост промышленной продукции.

3) отказ от коллективной (общинной) собственности и переходе к частной собственности крестьян на землю и другое имущество. В законодательстве закреплена теория «социальных функций».

4) сочетание норм обычного права, систем права колониальных держав и нового законодательства, появившегося в период обретения независимости этими странами. Характерной для этих стран является тенденция вытеснения норм обычного права, в особенности права на землю, замена его «писаным правом», одним из основных институтов которого является право частной собственности на землю

78. Зарубежный  правовой опыт регулирования  сделок с земельными участками  и конституционная теория социальных  функций земельной собственности.

основные направления  земельных преобразований в зарубежных странах

Анализируя происходящие ныне земельные преобразования в  зарубежных странах, можно выделить четыре региона: Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка.

Для стран Восточной  Европы - Болгарии, Венгрии, Восточных земель Германии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии, Югославии - основными направлениями земельных преобразований являются разгосударствление и приватизация земли, преобразование гос и кооперативного секторов сельской экономики, организация крестьянских (фермерских) хозяйств. Особенностью земельной реформы в этих странах являются нормативные положения о реституции, то есть о возвращении недвижимости, в первую очередь земли, бывшим собственникам.

Разумеется, реформирование земельного строя в странах Восточной Европы имеет определенные особенности, обусловленные спецификой их земельного и аграрного строя, однако в целом указанные направления реформирования земельных и аграрных отношений свойственны каждой из этих стран.

Реформирование земельных и аграрных отношений в Китае и других странах Юго-Восточной Азии отличается большим своеобразием. Так, в Китае на смену уравниловке народных коммун пришла система семейного подряда, раздача земли крестьянским подворьям, получила широкое развитие так называемая «сельская индустрия», давшая рабочие места миллионам сельских тружеников и весомый прирост промышленной продукции. Данная модель реформирования земельных и аграрных отношений представляет особый интерес, поскольку дала ощутимый результат - быстрый рост сельскохозяйственной продукции и значительную прибавку промышленной продукции за счет «сельской индустрии».

Реформирование сельского  хозяйства и земельных отношений в странах Латинской Америки также представляет интерес, поскольку в данном случае речь идет об отказе от коллективной (общинной) собственности и переходе к частной собственности крестьян на землю и другое имущество.

Следует отметить, что  теория «социальных функций» собственности, в том числе и собственности  на землю, нашла отражение и законодательное закрепление и в странах Латинской Америки. Так, в Гражданском кодексе Перу собственность характеризуется как юридическое правомочие, позволяющее владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом и виндицировать его. Оно, согласно ст. 923 ГК Перу, должно осуществляться в соответствии с социальным интересом и в рамках закона. Юридические ограничения, установленные по причине общественной необходимости и полезности, не могут ни отменяться, ни изменяться посредством сделок (ст. 925).

В этой связи особенно примечательно правовое регулирование отношений собственности на землю в Мексике. Согласно ст. 27 Конституции Мексики первоначальное право собственности на землю и воды в пределах мексиканской территории принадлежит нации и именно нация обладает правом передачи земли частным лицам на праве частной собственности. Такое положение считается принципиальным для регламентации отношений собственности на землю в данной стране, так как закрепляет за государством (нацией) право собственности в публичном (общественном) интересе.

Правовое регулирование  земельных отношений в странах Африки, которое еще не нашло надлежащего освещения в учебниках по земельному и аграрному праву, отличается большим своеобразием и самобытностью. Здесь имеет место, особенно в странах Тропической Африки, сочетание норм обычного права, систем права колониальных держав и нового законодательства, появившегося в период обретения независимости этими странами. Характерной для этих стран является тенденция вытеснения норм обычного права, в особенности права на землю, замена его «писаным правом», одним из основных институтов которого является право частной собственности на землю.

Переход от общинного  землевладения, регулируемого нормами  обычного права на частнособственнические основы и проблема рынка земель сельскохозяйственного назначения получили далеко не однозначную оценку и в научной литературе, и в выступлениях лидеров африканских стран и самих крестьянских масс. Диапазон мнений по этому вопросу весьма широк: от безоговорочной поддержки этого процесса, обусловленного по мнению ряда авторов, всем ходом экономического развития этих стран до категорического отрицания его, поскольку он ведет к обезземеливанию африканского населения, образованию крупных земельных собственников, в том числе и из числа африканцев, и превращению большей части их в наемных работников и арендаторов.

На основе конституционной  теории социальных функций земельной  собственности и публично-правового  регулирования многочисленных сторон земельных отношений, связанных с использованием и охраны земли как основы и жизни деятельности должен быть установлен первичный правовой режим ограничений оборота земель сельскохозяйственного назначения. Могут быть, например, установлены ограничения для совершения гражданско-правовых сделок с указанными землями, связанные с тем, что земельный оборот может осуществляться в пределах, которые определяются целевым назначением и особым режимом пользования земельными участками (санитарно-защитные, водо-охранные и другие охранные зоны). Для того, чтобы исключить допуск к землям сельскохозяйственного назначения лиц, не связанных профессионально с сельскохозяйственной деятельностью, может быть ограничен круг субъектов, участвующих в земельном обороте. Может быть введено, например, правило, согласно которому собственники земельных участков вправе отчуждать их для использования в сельскохозяйственном производстве только сельскохозяйственным коммерческим организациям, гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство и личное подсобное хозяйство, а также занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сельском хозяйстве, либо гражданам АПП, имеющим право на организацию крестьянского (фермерского) хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства и занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью в сельском хозяйстве.

Информация о работе Шпаргалка по "Аграрному праву"