Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:27, шпаргалка
1. Определение АП и его место в системе российского права.
3. Частноправовые и публично правовые начала в российском аграрном праве.
4. Предмет, аграрная политика и аграрное законодательство - основа формирования аграрного рынка.
...
88. Ограничения прав земельных собственников в зарубежном законодательстве.
Свободный рынок с/х земель только зарождается и активно пока не действует (за исключением Польши и Югославии, и то, с оговорками). Сохранены значительные ограничения на распоряжение полученной в собственность землей (обязательное использование земли под сельскохозяйственное производство в течение ряда лет в Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии, 3-5-летний мораторий на продажу ее в Венгрии, Румынии и др.); лимитированы, за исключением Югославии, размеры участков, находящихся в частной собственности. Как правило, не допускается покупка земли за приватизационные чеки. В большинстве стран запрещена продажа с/х земель иностранцам. Не определены до конца кадастровые и другие методические основы оценки земли как товара, а установление цен на нее, исходя из рентабельности сельхозпроизводства, искусственно занизило бы их, поощряя спекуляцию. В стадии формирования находятся система и механизмы аренды земли.
При разделе обобществленных земель в частную собственность в большинстве восточноевропейских стран не всегда соблюдается последовательность, продуманность и осторожность, что порождает серьезные нарушения всего воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве и системе АПК в целом. Примером этого является, в частности, негативный опыт Румынии и особенно Болгарии, где земельная реформа проводится в соответствии с принятым в 1991 г. компромиссным Законом о земле и землепользовании, согласно которому собственниками земли являются физические и юридические лица, местные органы власти и государство. Одна сельская семья может иметь в среднем не более 30 га сельхозугодий.
В настоящее время в Болгарии истек срок моратория на куплю-продажу земли. Применяется право аренды земли, хотя нет специального закона об аренде земельных участков. При этом отрицательное влияние на процесс преобразования земельных отношений оказали изменения и дополнения, внесенные в Закон о земле в 1992 г., которым предусмотрено свободное формирование земельного рынка. В соответствии с законом должен быть осуществлен возврат прежним собственникам 50% всех с/х земель. Дороговизна земли, неупорядоченность арендных отношений и рынка земли, недостаточный технический уровень и отсутствие необходимого стартового капитала для организации товарных фермерских хозяйств, произвол советов по ликвидации ТКЗХ внесли в земельные преобразования элементы стихийности и самотека. В конечном счете все это негативно повлияло на состояние материально-технической базы, на общее экономическое положение сельского хозяйства и вызвало на селе социальную напряженность.
Реформирование земельных отношений в Румынии имеет сходный характер с аналогичными преобразованиями в Болгарии, особенно в отношении методов и темпов земельной и аграрной реформы в целом, увлечения ускоренными, шоковыми мероприятиями. Стихийный характер приняла “обвальная” приватизация земли. Закон о земельном фонде (1991 г.) дает право каждой сельской семье на бесплатное получение участка до 10 га (на одного человека не менее 0,5 га), но в целом не более 100 га. Приусадебные участки крестьян автоматически становятся их частной собственностью. Все граждане, получившие землю в частное владение, освобождаются от уплаты земельного налога на 8 лет. Земельные собственники всех форм хозяйства в соответствии с действующим законодательством обязаны использовать сельскохозяйственные земли только по целевому назначению.
Земельный закон по существу означает радикальную реорганизацию бывших государствленных с/х кооперативов, поскольку их земли передаются в собственность конкретных членов кооператива, а остальная часть возвращается бывшим собственникам и их потомкам. Оставшиеся участки переходят в собственность коммун (объединяющих несколько сел) либо городских и уездных властей. Ныне действующим аграрным законодательством предусматривается государственная поддержка новых форм землевладения, в том числе фермерских хозяйств семейного типа, кооперативов частных земельных собственников (добровольных ассоциаций крестьян-производителей). Эта поддержка осуществляется по линии льготного кредитования, материально-технического снабжения, налогообложения. Все это наряду с существенной корректировкой тактики проведения земельной реформы позволило к настоящему времени приостановить спад сельскохозяйственного производства, в значительной мере снять социальную напряженность в румынской деревне, где крестьянское хозяйство фермерского типа стало преобладающим.
Характерно, что наиболее осторожными и плюралистичными в проведении земельных реформ оказались страны с достаточно индустриализированным сельским хозяйством, солидным стажем рыночных преобразований (Венгрия) и высокой степенью национальной продовольственной обеспеченности (Чехия, Словакия, бывшая ГДР). Политика государства в области земельных отношений в Венгрии в целом характеризуется более взвешенными и постепенными шагами. Исходным в этом процессе явилось выделение земельных наделов членам бывших полугос кооперативов в зависимости от внесенной в них доли и трудового вклада за время существования СХПК. При этом конкретные земельные участки не выделялись, а поименно фиксировались в Кадастровой книге, что позволило избежать чересполосицы и судебные тяжб. В стране фактически отказались от возвращения земли (и недвижимости) прежним владельцам. Однако было подтверждено (юридически) их право на эту землю и взамен натуральных земельных паев выдаются компенсационные ценные бумаги (боны), имеющие статус гос обязательств. На земельных аукционах и при продаже приватизируемых с/х предприятий боны активно используются. Земельные наделы получили также в ходе реорганизации госхозов их рабочие и служащие (около 80 тыс. чел.). Не подлежала разделу лишь земля специализированных госхозов.
Хотя процесс земельной
реформы и формирования новой
системы землевладения и
В целом политика государства в области земельных отношений в Венгрии характеризуется ориентацией на частное землевладение. В связи с этим предполагается, что через определенный период 30-40 тыс. крупных фермеров, объединенные вертикальными формами кооперации с наделами до 50 га, могут стать серьезными конкурентами создаваемым производственным кооперативам, основанным добровольно при разукрупнении прежних громоздких по размерам СХПК.
После объединения Германии
задача обеспечения населения
Все это сказалось на ходе и характере преобразований в Восточной Германии. Поскольку около 70% сельхозземель бывшей ГДР формально оставалось частной собственностью крестьян в СХПК, вопросы перехода к новым организационным формам решались относительно просто, без серьезных конфликтов. Однако остальная часть земель СХПК, земли госхозов, садово-огородных товариществ характеризуются крайне запутанными отношениями собственности, претензиями бывших владельцев и т.д.
Частные собственники земли, объединяясь в производственные кооперативы, ориентируются на оптимальные размеры последних. В результате новые кооперативы, образующиеся на подлинно кооперативных принципах с правом члена свободно выходить из объединения со своим участком, стали в 5-6 раз меньше прежних огосударствленных кооперативов. Новые сельхозкооперативы имеют размеры от 800 до 2000 га сельхозугодий, на которых эффективно ведется крупнотоварное производство. В НФЗ значительно (более чем на 1/4) сократили площадь обрабатываемых земель и в еще большей мере число занятых в сельском хозяйстве, что никак не повлияло на уровень продовольственной обеспеченности. Новые стимулы, основанные на праве собственности, позволяют на меньшей площади производить необходимое количество сельскохозяйственной продукции в соответствии со спросом на нее.
В Чехии и Словакии
земельная реформа
Законодательно закрепленная реституция предполагает возврат прежним владельцам земли и имущества от госхозов и ЕСХК, получивших их с 25.02.48г. по 01.01.90 г. Реституция в Чехии носит широкомасштабный характер как по составу возврата имущества (земля, инвентарь, скот, постройки и др.), так и “раздвинутости” временных границ. Земельная и имущественная реституция осуществляется бесплатно и преимущественно в натуре. Считается, что на возврат своих земель могут претендовать до 500 тыс. человек, однако только 2-3% изъявляют желание перейти к самостоятельному хозяйствованию.
Действующее законодательство предусматривает создание в Чехии свободного рынка земель, однако неразработанность кадастровых и других методических основ оценки земли как товара сдерживает формирование необходимой для земельного рынка законодательной базы.
Основным содержанием земельной реформы является преобразование ЕСХК в новых собственников земли и имущества при восстановлении экономических и правовых основ реализации частной собственности. Уже в 1993 г. 95% прежних ЕСХК Чехии были значительно разукрупнены и преобразованы в добровольные кооперативы частных земельных собственников с их правом свободно вступать и свободно выходить из кооператива со своим земельным и имущественным паем. Средний размер обрабатываемой земли в новых кооперативах сократился до 1,9 тыс. га на одно хозяйство.
Значительно медленнее идет процесс приватизации земли в госхозах, причем осуществляется он через акционирование. Основная масса бывших госхозов в Чехии была представлена к приватизации лишь в 1994 г., причем 80% их имущества, включая землю, сдано в аренду. Усложняет процесс приватизации госхозов реституция земли, поскольку именно на их имущество приходится основная часть реституционных заявок граждан. Сложность осуществления реституции затягивает процесс приватизации в бывших госхозах и отрицательно сказывается на производственных показателях.
Основной формой частного землевладения и коллективного землепользования в Чехии стали новые производственные кооперативы. На долю индивидуального частного сектора в 1994 г. в Чехии приходилось 6% обрабатываемой земли. В Словакии процессы разгосударствления в аграрном секторе оказались временно заблокированными, так как на данном этапе реформы взят курс на сохранение преимущественно коллективной формы земельной собственности и сдачу земли в аренду. Однако в настоящее время и здесь поставлен на повестку дня вопрос о широкомасштабной приватизации земли на основе принципов, уже применяемых в Чехии.
В Польше право частной
земельной собственности и
При доминирующей роли по всем основным показателям частного крестьянского сектора в Польше земельные преобразования в том виде, в котором они осуществляются в большинстве других стран Восточной Европы, как видно, ограничиваются узким сектором госхозов и отчасти СХПК. Основной акцент поэтому делался на создание условий для развития землеоборота в его рыночных формах. Еще во второй половине 1990 г. были приняты изменения к закону о земельном хозяйстве и изъятии сельскохозяйственной недвижимости, согласно которым земля становится товаром, подлежащим (через систему аукционов) свободной купле-продаже для всех польских граждан, а при соблюдении определенных условий — и для иностранцев. При этом гос регулирование рынка земли исключает спекуляцию землей и другие злоупотребления в земельных отношениях, тем более что во многих районах страны спрос на землю вообще крайне низок.
Земельные отношения в Югославии нацелены на снятие ограничений по размерам землевладения, сдерживающих развитие высокотоварного крестьянского сектора. В поправке к ст. 50 Конституции отмечалось, что система земельного максимума отменяется, и все граждане (не только занятые в сельском хозяйстве) могут свободно покупать, владеть и наследовать землю, что открывает путь к созданию крупных частных предприятий в сельском хозяйстве, более эффективных и менее капиталоемких для государства. Опасения о возникновении латифундий оказались при этом несостоятельными, поскольку производители ориентируются на оптимизацию размеров хозяйств, а не на их укрупнение вообще. Ведь известно, что преимущества крупного хозяйства в аграрном секторе проявляются лишь в определенных пределах, которые уже установлены в странах Западной Европы, Скандинавии и др.
В 1990 г. был принят Закон о кооперативах, согласно которому земля кооператива, преобразованного в 1953 г. в госхоз, вновь возвращается кооперативам. Положительным результатом этого закона стало образование в последние годы нескольких тысяч новых кооперативов. Однако с началом военных действий новые собственники оставляют свои земли, сжигают дома, продают имущество и уходят. Крестьяне же, получившие землю тяжким трудом, а не в результате “денационализации”, как правило, не оставляют ее. Война в Югославии подтвердила устойчивость индивидуального крестьянского хозяйства и приоритет частного землевладения при добровольном кооперировании крестьян в самостоятельно выбираемые формы. Предпочтение отдается обслуживающим кооперативам, которые играют все возрастающую роль в аграрной структуре, формирующейся в процессе проводимой реформы.
Во всех рассматриваемых странах позитивные результаты аграрной политики достигаются лишь в условиях ориентации на эволюционный характер социально-экономических преобразований. Негативные последствия наблюдаются при использовании методов шоковой терапии.