Договор финансовой аренды (лизинга) в гражданском законодательстве РФ: проблемы теории и практики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 21:51, курсовая работа
Описание работы
Цели настоящего исследования заключаются в комплексном анализе лизинговых отношений, в выявлении правовой природы лизинговых отношений и определении направления их совершенствования с учетом правоприменительной практики. Достижению поставленных целей способствовало решение следующих задач исследования: - выявление актуальных проблем правового регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления сделок финансовой аренды (лизинга).
Необходимо отметить, что большинство
отечественных авторов в той или иной
мере признают, что экономическая сущность
лизинга заключается именно в финансировании
приобретения имущества7. Такой же подход можно проследить
и в некоторых положениях публичного законодательства.
Так, например, лизинговые компании подлежат
постановке на учет в Федеральной службе
по финансовому мониторингу.8 Кроме того, согласно ст. 4 ФЗ
"О защите конкуренции" 9 "финансовая услуга - банковская
услуга, страховая услуга, услуга на рынке
ценных бумаг, услуга по договору лизинга,
а также услуга, оказываемая финансовой
организацией и связанная с привлечением
и (или) размещением денежных средств юридических
и физических лиц"; а лизинговая компания
является финансовой организацией. Также
Е.В. Кабатова отмечает, что функции лизингодателя
зачастую выполняют банки, страховые компании,
пенсионные фонды10.
По данным Европейской федерации
ассоциаций лизинговых компаний, в значительном
числе европейских стран (Венгрия, Греция,
Испания, Италия, Норвегия, Португалия,
Турция, Финляндия, Франция, Швейцария)
лизинговые компании обладают специальной
правоспособностью как финансовые организации
и (или) подлежат специальному контролю
(надзору) со стороны финансово-кредитных
ведомств. Нельзя также считать случайным
факт включения ордонансом n° 2000-1223 от
14 декабря 2000 г. большинства норм, содержавшихся
ранее в знаменитом французском законе
n° 66-455 от 2 июля 1966 г., относящемся к предприятиям,
осуществляющим кредит-аренду <**>, в
главу III "Кредит" титула I "Банковские
операции" книги III "Услуги" законодательной
части Денежно-финансового кодекса11.
Признание лизинга в гражданско-правовых
целях финансовой услугой (что представляется
более обоснованным, нежели допущение
в рамках действующего ГК РФ аренды прав)
позволило бы расширить круг объектов,
вовлекаемых в гражданский оборот на основе
принципиальной идеи лизинга.12 При этом довод о необходимости
соблюдения принципа законодательной
экономии, высказываемый в поддержку "арендной"
концепции лизинга13, не вполне достигает своей
цели. Как известно, законодательная экономия
достигается не только путем распространения
общих норм на отдельные виды соответствующего
договорного типа (как это имеет место,
например, в парах поставка - купля-продажа
или прокат - аренда), но и путем включения
в текст закона специальной оговорки о
том, что к определенному договору применяются
соответственно правила о другом договоре
(как это установлено в отношении пар мена
- купля-продажа, ссуда - аренда или возмездное
оказание услуг - подряд).
Таким образом, подход к лизингу
с иных позиций, нежели те, которые отражены
авторами ГК и ФЗ "о Финансовой аренде…"
имеет свои основания и аргументы, однако
учебных целях в рамках настоящей работы
в дальнейшем будем придерживаться законодательно
установленного подхода.
1.2. История развития договора
финансовой аренды (лизинга).
Принято считать, что все экономико-правовые
отношения, связанные с лизингом, относятся
к новому или новейшему периоду истории
хозяйственных взаимосвязей. Однако это
не так. Документы свидетельствуют, что
аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных
времен. Действительно, идея лизинга далеко
не нова, хотя термина “лизинг” (lease) как
такового еще не было. Раскрытие сущности
лизинговой сделки восходит к далеким
временам Аристотеля (384 / 383 – 322 г. г. до
н. э.). Именно ему принадлежит название
одного из трактатов в “Риторике”: “Богатство
состоит в пользовании, а не в праве собственности”.
Иными словами, не обязательно для получения
дохода иметь в собственности какое-либо
имущество, достаточно лишь иметь право
пользоваться им и в результате этого
получать доход.
Арендные (лизинговые) сделки
были известны и во времена, много предшествовавшие
IV веку до н. э., то есть годам, когда жил
Аристотель. Они заключались, как отмечают
П. Балтус и Б. Майджер в книге "Школа
европейского лизинга”, еще в древнем
государстве Шумер и датируются примерно
2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички,
обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат
сведения об аренде сельскохозяйственных
орудий, земли, водных источников, волов
и других животных. Однако древние документы
не ограничивают сферу арендной практики
государством Шумер, и не исключено, что
аренда существовала и в более древние
времена, хотя пока до нас не дошло никаких
сведений об этом. Английский историк
Т. Кларк обнаружил несколько положений
о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых
между 1775 – 1750 годами до н. э. Группа статей,
касающихся собственности, - самая большая
в судебнике Хаммурапи. Статьи обстоятельно
и скурпулезно рассматривали все случаи
аренды и нормы арендной платы, условия
залога имущества. Другие древние цивилизации,
включая греков, римлян, египтян, считали
аренду привлекательным, доступным и порой
единственно возможным способом приобретения
оборудования, земли и домашнего скота.
Древние финикийцы, прослывшие отличными
моряками и торговцами, практиковали аренду
судов, которая по своей экономико-правовой
сути очень схожа с классической формой
современного лизинга оборудования. Римскому
праву также был известен комплекс имущественных
отношений, связанных с владением вещью
без права собственности. Эти отношения
отражались как в договорном, так и в вещном
праве. Император Юстиниан I (483 – 565 г. г.),
осуществивший кодификацию римского права,
отразил лизинговые отношения в известных
Институциях.
Лизинг в древности не был ограничен
арендой каких-либо конкретных типов собственности.
Фактически из истории известно, что арендовались
не только различные типы сельскохозяйственной
техники и ремесленного оборудования,
но даже военная техника. Первое документальное
упоминание о практически проведенной
лизинговой сделке относится к 1066 году,
когда Вильгельм Завоеватель арендовал
у нормандских судовладельцев корабли
для вторжения на Британские острова.
В средневековье арендная деятельность
была несколько ограничена. В аренду сдавались
в основном сельскохозяйственные орудия
и лошади. Однако время от времени происходили
события, порождавшие уникальные формы
и предметы аренды. Так, в 1248 году была
зарегистрирована лизинговая сделка,
в соответствии с которой рыцарь Бонфис
Манганелла Гаэта арендовал доспехи для
участия в Седьмом Крестовом походе. Затем
он выплачивал за них арендную плату, которая
в конечном итоге значительно превысила
первоначальную стоимость амуниции. В
1572 году в Великобритании был принят законодательный
акт, разрешающий использовать только
действительный, а не мнимый лизинг, то
есть законными признавались арендные
договоры, подписываемые на разумных основаниях,
так как к тому времени участились сделки,
имеющие целью сокрытие истинного положения
вещей – кто собственник, кто владелец.
Использовалось это как средство скрытой
передачи собственности, то есть для введения
в заблуждение кредиторов.
Таким образом, оригинальная
идея разделения понятия собственности
на владение, распоряжение и пользование
(возможности извлекать выгоду из владения)
известна праву с древнейших времен.
В начале XX века в Великобритании
в связи с развитием промышленности, увеличением
производства различных видов оборудования
возросло количество товаров, сдаваемых
в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие
железнодорожного транспорта и каменноугольной
промышленности. В США также обозначился
спрос на финансирование аренды различных
видов техники и оборудования. Первый
зарегистрированный арендный договор
персональной собственности появился
в США в начале XVIII века, когда члены гильдии
получили по нему в аренду лошадей, фургоны
и коляски. В дальнейшем рост лизинговой
активности определялся, как и в Великобритании,
развитием железнодорожного транспорта.
Развитие экономических отношений предопределило
заинтересованность производителей техники
и оборудования в получении необходимого
финансирования изготовления своей продукции.
Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало
в США в начале XX века волну нового вида
кредитования – кредита, выплачиваемого
по частям. Изготовители и продавцы считали,
что они смогут продать больше, если наряду
с необходимым оборудованием предложат
более привлекательный для клиента план
– график выплат. Отсюда берет начало
практика лизингового финансирования,
обеспечиваемого продавцами – данный
вид лизинговых отношений остается до
настоящего времени важнейшим инструментом
поставок по лизингу.
Первое известное употребление
термина “лизинг” (об этом пишет австрийский
исследователь В. Хойер в своей книге “Как
делать бизнес в Европе”) относится к
1877 году, когда телефонная компания “Белл”
приняла решение не продавать свои телефонные
аппараты, а сдавать их в аренду, то есть
устанавливать оборудование в доме или
офисе клиента только на основе арендной
платы. Эта операция оказала сильное воздействие
не только на развитие связи. Во время
второй мировой войны правительство США
активно использовало так называемые
контракты с фиксированной рентабельностью
(cost – plus contracts). Это обеспечивало еще один
важный стимул для развития арендного
бизнеса, так как в большинстве контрактов
правительственным подрядчикам позволялось
устанавливать определенный уровень доходности
по отношению к издержкам. В это же время
стал быстро наращивать масштабы лизинговый
бизнес, связанный с транспортными средствами.
В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал
аренду для расширения сбыта своих автомобилей.
Однако «законным отцом» автомобильного
лизингового бизнеса считается Золли
Фрэнк – торговый агент из Чикаго, который
в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную
аренду автомобилей.
В Советском Союзе подобный
род деятельности не был известен. Лишь
во время второй мировой войны США «познакомили»
наших граждан с этим понятием (land – lease)
с помощью своих поставок оружия, продовольствия,
медикаментов и т.п. Общий объем американской
помощи союзникам по коалиции составил
более 49 млрд. долларов. Однако после 1945
года более чем на четыре десятилетия
пути лизинга и советской экономики расходятся
самым кардинальным образом.
До начала 90-х годов финансовая
аренда в России применялась в ограниченных
масштабах и в основном советскими внешнеторговыми
организациями для приобретения и реже
реализации современных машин и оборудования
по международным контрактам. Лизинговыми
операциями пользовалась в СССР В/О «Совфрахт,
которое занималось фрахтованием морских
судов на условиях «бербоут – чартер»
( разновидность лизинговой операции».
На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот
приобрел первые западноевропейские Аэробусы
А-130.
В первой половине 90-х годов
при активном участии банковского капитала
стали появляться первые советские лизинговые
компании. Одни из них, как Балтийский
лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать
на лизинговом рынке, другие прекратили
свое существование. У нас в стране большинство
лизинговых компаний создано при непосредственном
участии банков: Балтийский Лизинг, Лизингбизнес,
Интеррослизинг, РГ Лизинг и др. Для поддержки
отраслей промышленности образованы отраслевые
лизинговые компании: Аэролизинг, Лизингуголь,
Росстанкоминструмент, Росагроснаб. Эти
компании в большей мере финансируются
за счет бюджетных средств. В создании
лизинговых компаний участвуют и муниципальные
власти.
В 1994 году лизинговые компании
России для защиты своих интересов и представления
их в органах государственной и исполнительной
власти, международных организаций объединились
в Российскую Ассоциацию лизинговых компаний
(Рослизинг). Цель Ассоциаций координация
деятельности организаций, входящих в
ее состав, а также представление и защита
общих имущественных интересов и прав
ее членов. Членами ассоциации стали ведущие
компании в Москве, Приморье, Сибири, на
Урале и Поволжье. В 1996 году была проведена
1-я Международная конференция «Лизинг
и деловое сотрудничество – 96», в работе
которой приняло участие около 100 представителей
зарубежных компаний, банков, предприятий
и организаций, которая позволила дать
оценку состояние лизинга в России и наметить
перспективу дальнейшего развития. В 1997
году Ассоциация провела 2-ю международную
конференцию, на которой обсуждались вопросы
развития лизинга в России и странах СНГ.
В состав Российской ассоциации лизинговых
компаний входят 47 ведущих в стране лизинговых
компаний, банков, страховых обществ и
консалтинговых фирм.
Базируясь на имеющейся и разрабатываемой
правовой базе межгосударственного лизинга,
национальные лизинговые ассоциации Белоруссии
– Беллизинг, России – Рослизинг и Украины
– Укрлизинг ведут активную работу по
подготовке учредительных документов
и необходимых организационных условий
для создания Лизинговой конфедерации
Содружества Независимых Государств,
которая в качестве основной цели деятельности,
мобилизовала бы основные образующиеся
у нее свободные средства на наиболее
эффективное содействие развитию межгосударственного
лизинга в Содружестве Независимых Государств,
т.к. осуществление скоординированных
действий и мер законодательного, нормативного
и организационного обеспечения межгосударственного
лизинга позволит сделать его эффективным
инвестиционным механизмом развития стран
Содружества, будет способствовать усилению
их интеграционных связей. Актуальность
развития лизинга в России, включая формирование
лизингового рынка СНГ, обусловлена прежде
всего неблагоприятным состоянием парка
оборудования (значительный удельный
вес морально устаревшего оборудования,
и низкая эффективность его использования,
необеспеченность запасными частями).
Одним из вариантов решения этих проблем
может быть лизинг, который объединяет
элементы внешнеторговых инвестиционных
и кредитных операций. По данным Государственной
регистрационной палаты в 1990 году в России
зарегистрированы две лизинговые компании,
в 1993-ем – десять, в мае 1997 - 536 российских
и 51 зарубежных компаний имели лицензии
на право ведения этого вида деятельности.
Однако, несмотря на столь обнадеживающие
обстоятельства, до 90% потенциальных российских
клиентов все еще весьма слабо представляют
себе, как работает лизинговая схема и
что необходимо для получения чего бы
там ни было в лизинг.
История развития российского
лизинга имеет национальные особенности14.
Первая особенность — отличие
лизинга в России и в странах Запада. Если
там лизинг обычно сочетает черты аренды
и кредита, то у нас он чаще похож на специфический
инструмент проектного финансирования.
Вторая особенность — многообразие
направлений в лизинге. Лизинговые компании
создавались различными структурами,
имели разные предпосылки образования,
поэтому и практика работы, психология
у них разная. Можно выделить пять типов
компаний, которые в лизинговом бизнесе
активно действуют в России в соответствии
с их ориентацией:
1) на банки;
2) на иностранных учредителей;
3) на поставщиков оборудования;
4) на государство;
5) на отечественные промышленные
группы.
Грани между этими типами быстро
размываются. Компании выходят за пределы
«родительских» структур, все чаще позиционируют
себя как универсальные. Так, если изначально
многие лизинговые компании создавались
при банках, то сейчас они создают при
себе финансовые институты, чтобы предоставлять
более полный спектр услуг клиентам.