Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:30, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является исследование проблем, связанных с выявлением правовой природы отношений, возникающих при оказании туристических услуг, особенностей правового регулирования указанных отношений, специфики договора на туристическое обслуживание в сфере туристической деятельности.
Для достижения указанной цели нами поставлены следующие задачи:
проанализировать библиографический список литературы;
сформулировать понятие и определить правовую природу договорных отношений в туризме;
изучить нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сфере туризма;
обозначить субъектный состав договорных отношений;
проанализировать порядок заключения, изменения и расторжения договора туристического обслуживания;
определить ответственность сторон, основания освобождения турагента(туроператора) от ответственности;
исследовать способы защиты нарушенных прав потребителей (туристов);
предложить пути решения проблем туристического бизнеса в области российского законодательства.
Введение….…………………………………………………………………3
Глава1. Правовое регулирование туристического обслуживания
Источники правового регулирования отношений по оказанию
туристического обслуживания…………………………………………….6
Глава 2. Договорные отношения в туризме
2.1. Понятие договора, порядок его заключения, существенные условия договора………………………………………............................................14
2.2. Исполнения и расторжения договора об оказании туристических услуг………………………………………………………………………..23
Глава 3. Ответственность сторон договора об оказании туристических услуг
3.1. Основания и виды ответственности турагента (туроператора) за несоблюдение условий договора. ……………………………………….33
3.2.Основания освобождения от ответственности турагента
(туроператора)……………………………………………………………..42
3.3. Особенности рассмотрения исков и претензий потребителей
(туристов) к туроператорам.........................................................................49
Заключение…...…………………………………………………………...56
Предложения…...…………………………………………………………58
Список нормативных актов и использованной литературы…………...59
В соответствии с п. 20 ч.4 ФЗ «Правила оказания услуг и продажи товаров» к существенным изменениям обстоятельств при расторжении договора о реализации туристского продукта одной из сторон (исполнителем или потребителем) относятся:
отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (п.1 ст.452 ГК РФ).
Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок (п.2 ст.452 ГК РФ).
Спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных п.2ст. 452 ГК РФ.
При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде, а при его расторжении - прекращаются. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента
вступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора.
Дурович А.П. Организация туризма, Минск 2005.С.275; Дмитриев О.В. Ответственность без вины в гражданском праве. Воронеж., 1998г. С. 126.
См. П.60.постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 №6/8. Там же.
Согласно общей норме, установленной п.4 ст.453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, однако
соглашением сторон или законом такой порядок может быть изменен.
Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (п.5 ст. 453 ГК РФ).
Одной из причин прекращения или расторжения договора о реализации туристского продукта исполнителем или потребителем, является нарушение обязательств, что влечет за собой ответственность сторон договора.
Глава 3. Ответственность турагента (туроператора) по договору
туристического обслуживания
3.1. Основания и виды
ответственности турагента (
Под ответственностью предпринимателей понимается обязанность, необходимость совершить определенные действия, направленные на восстановление неисполненных установленных (договоренных) обязанностей (обязательств), нарушенных прав хозяйствующих субъектов, клиентов, работников, государства. Соответственно хозяйствующие партнеры, государственные органы несут ответственность перед предпринимателями при невыполнении договорных обязательств, принятии решений, нарушающих права предпринимателей. Ответственность возникает из-за невыполнения установленных законами обязанностей и обязательств, при неисполнении или ненадлежащем исполнении условий договоров.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель несет ответственность:
Толчеев Н.К. Рекомендации по ведению гражданских дел. М., 2004г. С.380; Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития сферы туризма в России. М., 2006. С. 435.
условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с
условиями, установленными федеральными законами,
настоящими Правилами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации;
Права потребителей являются составной частью прав человека и гражданина, признаются Конституцией РФ и гарантируются государством.
В сфере защиты прав потребителей
основным видом ответственности
является договорная (гражданско-правовая),
так как отношения между
Гражданско-правовая ответственность является основной формой защиты потребителей (туристов). При нарушении прав потребителей в подавляющем большинстве случаев страдают именно имущественные интересы граждан, которые восстанавливаются в результате применения мер гражданско-правовой ответственности.
Как известно, для наступления гражданско-правовой ответственности по договору необходимы следующие основания: нарушение условий договора, которое влечет за собой противоправное поведение, причинение вреда или наличие убытков в имущественной сфере кредитора, причинная связь между противоправным поведением должника и причинением вреда, вина правонарушителя.
Кроме нарушения договорных условий, основанием для наступления
Право и экономика. Документы, комментарии, практика. М., сентябрь, № 2 2010г.С.39,40,41.
договорной
ответственности также
потребителей. Противоправными будут действия по предоставлению недостоверной или недостаточной информации о работе, услуге. Непредоставление полной и достоверной информации должно являться причиной возникновения вреда. Само же противоправное поведение может быть как форме действия, так и бездействия.
Следующим основанием
наступления гражданско-
Причинение вреда имуществу связано с уменьшением или уничтожением имущества потерпевшего. Имущественный вред подлежит возмещению в полном объеме либо в натуре, либо в деньгах.
Третьим условием наступления
ответственности является наличие
причинной связи между
Четвертым, субъективным условием
наступления гражданско-
В соответствии с правилами, содержащимися в ст. 1095 ГК РФ, вред, причиненный в результате недостатков товара, услуг, подлежит возмещению независимо от вины исполнителя.
Закон о защите прав потребителей посвящает гражданско-правовой ответственности самостоятельную статью (ст.13 Закона), в которой рассматриваются основополагающие гражданско-правовые категории, такие как убытки, неустойка и вина.
Там же. 2010.№3
В первую очередь Закон устанавливает, что убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением его прав, подлежат возмещению в полном объеме, если иное не установлено законом.
По убытками в соответствии со ст. 15 ГК РФ понимаются две составляющие:
При просрочке исполнения (т.е. неисполнения обязательства в надлежащий срок), турагент, туроператор отвечает перед потребителем, туристом за убытки, причиненные такой просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.
Очень важно для определения
размера имущественной
Возмещение убытков потребителю обусловлено тем фактом, что они является существенным и распространенным последствием приобретения некачественного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Эта форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения прав гражданина, если иное не предусмотрено законом или договором. Возмещение убытков направленно на восстановление
Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М.: Изд-во МГУ, 1986г.С. 55,56,57.; Гражданское право: Том II, полутом 2: Учебник/ Отв.ред.проф. Е.А. Суханов. М., 2000. С. 433, 434, 435.
имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя.
Таким образом, возмещение
убытков является компенсационной
мерой, которая позволяет возвратить
имущественное положение потерп
Неустойка определяется как денежная сумма, которую обязаны выплатить за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе в случае просрочки исполнения. Неустойка может быть в форме штрафа и пени. Закон о защите прав потребителей устанавливает неустойку в форме пени.
Пеня – один из двух видов неустойки и в отличие от штрафа имеет довольно очевидные специфические признаки:
Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004. С. 208.; Парций Я.Е.Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" М.; 2006.
каждый последующий день просрочки не исполненного в срок
обязательства до момента фактического исполнения, если законом или
договором предельный размер пени не ограничен.
Так например, за нарушение установленных сроком выполнения работы в договоре оказания услуги в размере 3 % от цены работы, услуги (п. 5 ст. 28 Закона).
Итак, основные принципы гражданско-правовой ответственности перед потребителем: