Договор туристического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:30, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является исследование проблем, связанных с выявлением правовой природы отношений, возникающих при оказании туристических услуг, особенностей правового регулирования указанных отношений, специфики договора на туристическое обслуживание в сфере туристической деятельности.
Для достижения указанной цели нами поставлены следующие задачи:
проанализировать библиографический список литературы;
сформулировать понятие и определить правовую природу договорных отношений в туризме;
изучить нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сфере туризма;
обозначить субъектный состав договорных отношений;
проанализировать порядок заключения, изменения и расторжения договора туристического обслуживания;
определить ответственность сторон, основания освобождения турагента(туроператора) от ответственности;
исследовать способы защиты нарушенных прав потребителей (туристов);
предложить пути решения проблем туристического бизнеса в области российского законодательства.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………3
Глава1. Правовое регулирование туристического обслуживания
Источники правового регулирования отношений по оказанию
туристического обслуживания…………………………………………….6
Глава 2. Договорные отношения в туризме
2.1. Понятие договора, порядок его заключения, существенные условия договора………………………………………............................................14
2.2. Исполнения и расторжения договора об оказании туристических услуг………………………………………………………………………..23
Глава 3. Ответственность сторон договора об оказании туристических услуг
3.1. Основания и виды ответственности турагента (туроператора) за несоблюдение условий договора. ……………………………………….33
3.2.Основания освобождения от ответственности турагента
(туроператора)……………………………………………………………..42
3.3. Особенности рассмотрения исков и претензий потребителей
(туристов) к туроператорам.........................................................................49
Заключение…...…………………………………………………………...56
Предложения…...…………………………………………………………58
Список нормативных актов и использованной литературы…………...59

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

мажорных обстоятельств, указывая как на явления стихийного характера, так 

и на экстремальные ситуации общественного характера и запретительные

акты государственных органов.

На практике ряд юристов, ссылаясь на п.1 ст.401 ГК РФ, рекомендует туристским организациям ограничивать свою ответственность в договоре.

 

Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. -   

Владивосток: Восток, 2004. С.432;

Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. С. 610.

Например, в договоре одной из туристской организации ”Алдин” г.Краснодара устанавливалось, что турист имеет право только на возмещение реального ущерба, таким образом он был лишен права на возмещение упущенной выгоды. 

Данное положение противоречит п.2 ст. 400 ГК РФ, в соответствии с которым соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность.

В силу императивных норм ст. 13 Закона “О защите прав потребителей” и ст.10 Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (в соответствии с которыми турагент и туроператор освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства только в случае, если докажут, что это произошло вследствие непреодолимой силы) отсылка к договору, ограничивающему ответственность, изложенная в ст.401 ГК РФ применяться не может.

Из смысла ст.10 Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” неясно, какие основания для расторжения договора влекут возмещение убытков в соответствии с фактическими затратами сторон, как это указано в Законе.

Очевидно, что при ответе на этот вопрос необходимо исходить из норм ГК РФ и считать, что такой порядок относится только к случаю одностороннего расторжения договора туристом в соответствии со ст.782 ГК и ст.32 Закона “ О защите прав потребителей”. В остальных случаях

 

 

Сергеев В. Обвал финансового  рынка и обстоятельства непреодолимой  силы в турбизнесе // Туризм: практика, проблемы, перспективы.- 1998. -№ 12. С.35.

расторжения договора, по мнению большинства юристов, основанием, как правило, является нарушение стороной своих обязательств, что влечет за

собой право полного взыскания  убытков согласно ст. 16 Закона” О  защите прав потребителей”.

В соответствии со ст.10 Федерального закона “Об основах туристской

деятельности в РФ”, турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Ограничение или устранение такой ответственности в договоре с туристом в силу требований ст.16 Закона РФ “О защите прав потребителей” расценивается как ущемление прав потребителей по сравнению с правилами, установленными законом. Следовательно, положения договора, ограничивающие ответственность туристской организации за действия третьих лиц будут признаны недействительными.

Чаще всего туристские организации  включают в договоры пункт об освобождении от ответственности в случае неисполнения договора по вине транспортной организации.

Данная норма договора противоречит закону, так как, включив в цену

тура стоимость авиабилетов и услуг по их приобретению (т.е., заключив с

транспортной организацией договор перевозки в пользу третьего лица - туриста), туристская организация тем самым взяла на себя повышенную

ответственность перед клиентом за выполнение договора оказания туристских услуг, в том числе и ее партнерами.  

Ряд турагенств отмену и задержку авиарейса, не предоставление транспорта по техническим причинам относят к форс-мажорным обстоятельствам. Однако нарушение обязанностей со стороны контрагента к таким обстоятельствам не относится.

 

Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность  за причинение вреда. М.: Изд-во МГУ, 1986г.С. 55,56,57.; Гражданское  право: Том II, полутом 2: Учебник/ Отв.ред.проф. Е.А. Суханов. М.,  2000. С. 433, 434, 435.

В то же время ГК РФ содержит ряд  специальных правил, исключающих  действие общего правила об ответственности по предпринимательскому обязательству, регулирующих договор перевозки.

В соответствии со ст.795 ГК РФ, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия в пункт назначения перевозчик не несет ответственность, если докажет, что задержка или опоздание прибытия в пункт назначения имели место вследствие не только непреодолимой силы, но и устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, и иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Согласно ст.794, перевозчик освобождается от ответственности в случае неподачи транспортных средств, если это произошло вследствие непреодолимой силы, иных явлений стихийного характера и военных действий, в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

В связи с этим, по нашему мнению, специальные нормы, ограничивающие ответственность перевозчика, являются одним из дополнительных оснований освобождения от ответственности туристских организаций.

В то же время Федеральный закон  “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” устанавливает единственное освобождение от ответственности туристской организации: невозможность исполнить обязательство вследствие действия непреодолимой силы.

В соответствии с нормами  Закона “О защите прав потребителей”  исполнитель услуги освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие нарушения потребителем установленных правил.

Следовательно, туристская организация не несет ответственности  за неправильно оформленные туристом документы, за несоблюдение им

 

Право и экономика. Документы, комментарии, практика. М., декабрь, № 4 2010г.С.10,11,12,13.

законов страны пребывания, за отказ от страхования и т.п., если туристской

организацией была разъяснена туристу вся необходимая информация по данным вопросам.

В случае невозможности  исполнения договора оказания туристских услуг, возникшей по вине туриста (например, опоздание на самолет и т.д.), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором (п.2 ст.781 ГК РФ).

Итак, согласно п.18 и 20 Типового  договора  на  оказание туристских  услуг, туристские  предприятия освобождаются  от  ответственности  за  неисполнение  обязательств  перед   потребителем в следующих  случаях: а) когда  туристу отказано в выезде  за рубеж   пограничными  или  таможенными  органами  по причинам,  не  относящимся к компетенции туристского предприятия; б) по  причине обстоятельств непреодолимой силы. В этих  случаях потребитель обязан  возместить  туристскому предприятию фактически понесенные  ею  расходы.     

 

3.3. Особенности  рассмотрения исков и претензий

 к туроператорам

 

Согласно ст.6 Закона РФ «Об основах  туристской деятельности в Российской  Федерации» при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая  транзит, турист имеет право:

  • Необходимую  и  достоверную  информацию  о  правилах  въезда  в  страну (место) временного  пребывания  и  пребывания  там,  об  обычаях  местного  населения,  о  религиозных  обрядах,  святынях,  памятниках  природы,  истории,  культуры и  других  объектах  туристского  показа,  находящихся  под  особой  охраной,  состоянии  окружающей природной среды;
  • Свободу  передвижения, свободный  доступ к  туристическим  ресурсам с  учетом  принятых  в  стране (месте)  временного  пребывания  ограничительных  мер;
  • Обеспечение  личной  безопасности,  своих  потребительских  прав  и  сохранности  своего  имущества,  беспрепятственное  получение  неотложной  медицинской  помощи;
  • Возмещение  убытков и компенсацию  морального  вреда в  случае  невыполнения  условий  договора  о  реализации  туристского  продукта  туроператором  или  турагентом  в  порядке,  установленном  законодательством Российской  Федерации.

А  также турист  обязан:

  • Соблюдать  законодательство страны (места) временного  пребывания,  уважать  ее  социальное  устройство,  обычаи, традиции,  религиозные верования;
  • Соблюдать  правила  въезда  в  страну (место)  временного  пребывания, выезда  из  страны (места)  временного  пребывания  и  пребывания  там,  а  также  в  странах  транзитного  проезда;
  • Соблюдать  во  время путешествия  правила личной  безопасности

В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков,  если  законом или договором не предусмотрено возмещения убытков в меньшем размере. Для определения  размера претензионных и исковых требований туристам следует руководствоваться положениями п.1 ст.15 ГК РФ и п.1 ст.16 Закона от 7 февраля 1992г. №2300-1, согласно которым, если в результате исполнения договора,  ущемляющего права потребителя, у него  возникли убытки, они подлежат возмещению  исполнителем в полном объеме.

 

Розова  Н.К. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2003.С. 224.; Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. - М.: Нолидж, 2006. С.120-143.

 Порядок  предъявления претензии туроператору, определенный законодательством, таков. При нарушении договорных обязательств  в определенных  случаях необходимо разрешение  спорных вопросов между кредитором и должником до передачи спора в суд в рамках досудебного (претензионного или иного) порядка  урегулирования споров.

Обязательного соблюдения досудебного  урегулирования споров, если такой  порядок предусмотрен законом или  договором, требует Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (далее ГПК РФ), в частности, его статьи 131,132, 135. Пунктом 2 ст. 452 Гражднаского кодекса

РФ (далее ГК РФ) установлен  обязательный  досудебный порядок урегулирования спора об изменении или расторжении  договора.

При претензионном порядке урегулирования споров кредитор в силу закона или  договора обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а  должник -  дать на нее ответ в  установленный срок.

Порядку предъявления претензии посвящена  глава 5 Правил  оказания услуг по реализации  туристского продукта. В п.21 Правил говорится,  что претензия  в связи с нарушением условий  договора о реализации туристского  продукта предъявляются потребителем исполнителю в порядке и на условиях, которые  предусмотрены ГК РФ, Законом РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» и Законом РФ «О  защите прав потребителей».  Претензии к качеству  туристского продукта предъявляются  туроператору  в письменной форме в течении 20 дней начиная  с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежит рассмотрению в течении 10 дней с даты получения претензии.

В случае  отклонения туроператором  претензии по мотивом пропуска 20-го срока, необходимо обращаться в суд. При этом  нужно учитывать, что в

 

СЗ РФ, 2002, №46, ст.4532.

Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Разрешение договорных споров. М., 2010.С.23,24,25.

соответствии с п.3 ст.29 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками оказанной услуги, в разумный срок, но в пределах двух лет. В соответствии с п.2, 4 ст.112 ГПК РФ заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока подается вместе  с жалобой, иском, в отношении которых пропущен срок. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд  признает  уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность  подачи  иска, жалобы в установленный законом срок (тяжелая болезнь подающего жалобу, иск,  его беспомощное состояние и другое).

Претензия туроператору составляется в произвольной форме, но с обязательным документальным обоснованием  размера заявленной суммы денежного требования. Подтверждением  суммы причиненных убытков являются копии билетов, счетов, квитанций и т.п. Аналогичным образом  следует обосновать характер причиненного морального вреда и заявить сумму, способную, по мнению пострадавшего, компенсировать причиненный ему моральный вред в полном объеме.

Возможно,  что  требования  о  возмещении убытков  туроператор удовлетворит,  а на  требование о компенсации морального вреда ответит отказом, ссылаясь на то, что определение  ее размера согласно ст.151 ГК РФ является прерогативой суда. В таком случае требование о компенсации морального вреда может быть предметом самостоятельного иска.

В случае, когда на претензию, направленную туроператору, не получен ответ, либо  туроператор отказывается удовлетворять требования, заявленные в претензии, разрешение спора  происходит в порядке  искового  производства.

Иск – это юридическое средство защиты нарушенного или

 

Буйленко В.Ф. основы профессиональной деятельности в туризме и экотуризме. Изд-во Феникс. Краснодар, 2008г. С. 110,111,112.; Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Разрешение договорных споров. М., 2010.С.26,27,28.

оспариваемого права или охраняемого  законом интереса,  обращенное к  суду

требование вынести решение  о признании судом субъективного права истца

и о  присуждении ответчика к  совершению определенных действий или  воздержанию от неправомерных действий, либо о подтверждении судом наличия  или отсутствия определенного гражданского правоотношения между истцом и ответчиком.

Информация о работе Договор туристического обслуживания