Договор туристического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:30, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является исследование проблем, связанных с выявлением правовой природы отношений, возникающих при оказании туристических услуг, особенностей правового регулирования указанных отношений, специфики договора на туристическое обслуживание в сфере туристической деятельности.
Для достижения указанной цели нами поставлены следующие задачи:
проанализировать библиографический список литературы;
сформулировать понятие и определить правовую природу договорных отношений в туризме;
изучить нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сфере туризма;
обозначить субъектный состав договорных отношений;
проанализировать порядок заключения, изменения и расторжения договора туристического обслуживания;
определить ответственность сторон, основания освобождения турагента(туроператора) от ответственности;
исследовать способы защиты нарушенных прав потребителей (туристов);
предложить пути решения проблем туристического бизнеса в области российского законодательства.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………3
Глава1. Правовое регулирование туристического обслуживания
Источники правового регулирования отношений по оказанию
туристического обслуживания…………………………………………….6
Глава 2. Договорные отношения в туризме
2.1. Понятие договора, порядок его заключения, существенные условия договора………………………………………............................................14
2.2. Исполнения и расторжения договора об оказании туристических услуг………………………………………………………………………..23
Глава 3. Ответственность сторон договора об оказании туристических услуг
3.1. Основания и виды ответственности турагента (туроператора) за несоблюдение условий договора. ……………………………………….33
3.2.Основания освобождения от ответственности турагента
(туроператора)……………………………………………………………..42
3.3. Особенности рассмотрения исков и претензий потребителей
(туристов) к туроператорам.........................................................................49
Заключение…...…………………………………………………………...56
Предложения…...…………………………………………………………58
Список нормативных актов и использованной литературы…………...59

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

Формой  выражения  иска является исковое заявление – документ, составленный в соответствии с правилами, установленными процессуальным законодательством. Исковое заявление подается в суд в соответствии с правилами о подведомственности и  подсудности споров.

Количество  экземпляров, подаваемых в суд, соответствует количеству  лиц, участвующих в деле. Их  как  минимум три: суд, истец, ответчик. Истцов

может быть несколько, например, группа туристов одного тура подает претензию  к одному туроператору. К исковому заявлению прилагаются копии  необходимых документов, включая  договор с турфирмой. Необходимо сформировать доказательственную  базу: договоры, туристские путевки, ваучеры, документы, подтверждающие размер причиненных убытков,  медицинские документы и т.п.

Следует учитывать, что при обращении  потребителей в суд с исками о  защите своих прав в судебные органы они в соответствии с п.3 ст.17 Закона от 07.02.1992г. № 2300-1 освобождаются  от уплаты государственной пошлины. Пошлиной  оплачивается лишь  требование о компенсации морального  вреда независимо от заявленной истцом суммы, однако размер пошлины в этом случае равен 10% МРОТ, что составляет 10 рублей.

По данной категории  споров п.2 ст.17 Закона РФ от 17.01.1992г. установлена альтернативная подсудность. Это означает, что если местом

 

Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2006. С. 400.; Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Разрешение договорных споров. М., 2010.С.59,60,61.  

Буйленко В.Ф. основы профессиональной деятельности в туризме и экотуризме. Изд-во Феникс. Краснодар, 2008г. С. 220,221,222.

нахождения туроператора (так называемым  юридическим адресом) является,

например, не Екатеринбург, иск может быть предъявлен в суд по месту жительства истца. 

Важным  моментом  при подаче иска – соблюдение исковой давности. Исковая давность -  это установленный  законом срок для  защиты прав  по иску лица, право  которого нарушено. Общий срок исковой  давности – три года. Восстановление срока исковой давности допускается  в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину  пропуска этого срока по  обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.). В таких случаях нарушенное право в соответствии со ст. 205 ГК РФ гражданина подлежит защите.

Исковое заявление в отличие  от претензии, составляемой в произвольной форме, имеет установленный законом порядок оформления.

Исковое заявление в суд общей  юрисдикции, согласно ст. 131 ГПК РФ, должно содержать:

  1. наименование суда, в который подается  заявление;
  2. наименование истца,  его место жительства  или, если истцом является организация, ее место нахождение, а  также  наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
  3. наименование ответчика, его место  жительства или, если ответчиком является организация, ее место  нахождения;
  4. в чем  заключается  нарушение либо угроза нарушения прав, свобод и законных интересов истца и его требования;
  5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти доказательства;
  6. цена иска, если он подлежит оценке, а  также расчет взыскиваемых

 

Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Разрешение договорных споров. М., 2010.С.30,31,32.  

 или  оспариваемых  денежных  сумм;

  1. сведения о соблюдении досудебного  порядка обращения к ответчику,  если  это  установлено федеральным  законом или  предусмотрено договором сторон;
  2. перечень прилагаемых к заявлению  документов.

К  исковому заявлению в соответствии со ст.132 ГПК РФ должны  быть  приложены  следующие документы:

  1. копии искового  заявления в соответствии с количеством  ответчиков и третьих лиц;
  2. доверенность или  иной  документ,  удостоверяющие полномочия представителя истца;
  3. документы,  подтверждающие обстоятельства, на которых  истец основывает свои  требования, копии  этих  документов для  ответчиков

     и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

  1. текст  опубликованного  нормативного правого акта в случае  его  оспаривания;
  2. доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного  порядка урегулирования спора;
  3. расчет  взыскиваемой или  оспариваемой  денежной суммы, подписанной истцом,  его представителем, с  копиями в соответствии с количеством ответчиков  и третьих лиц.)

В соответствии со ст. 333 НК РФ определенным  категориям лиц предоставляются  льготы при  обращении в суды общей  юрисдикции, к мировым судьям. От уплаты государственной пошлины освобождаются истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением  здоровья,  а также смертью кормильца.

Гражданский процессуальный кодекс РФ по состоянию на 01.01.2010г.;  Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития сферы туризма в России. - М., 2006. С.

Заключение

 

В настоящее время  Российское государство позиционирует себя как государство, комфортное для проживания, а значит и открытое  для развития международного туризма. Вместе с тем опыт советского периода , когда государственная политика строилась на приоритете и развитии внутреннего, социального и самодеятельного туризма, также заслуживает положительной оценки.

Обеспечение  эффективного развития  общественных отношений  в сфере туризма  требует  надлежащего  правового регулирования. При этом для данной области характерно  множество правовых связей, возникающих между  различными субъектами, что  требует специальной системы  правового регулирования, имеющую межотраслевую специфику. При этом  комплексное законодательство о туризме  имеет обособленный характер, что подтверждается  и наличием посвященного ему отдельного раздела в Классификаторе  правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000г. №11.

В современной России происходят значительные процессы по совершенствованию правового регулирования  отношений, возникающих при оказании туристических услуг. Для многих российских предпринимателей в области туристической деятельности, а также в государстве и обществе в целом, начинается процесс интенсивного экономического развития. В ближайшие годы нашу страну ждут события международного масштаба, такие как, например, Олимпийские игры в Сочи, в связи с чем, на наш взгляд, ожидается и развитие туристической инфраструктуры.  Перед российской туристической индустрией стоит задача успешно конкурировать на международном туристическом рынке в условиях глобализации,  открытости национальной  экономики.  Важнейшим условием конкурентоспособности России является современное и стабильное законодательство.

На сегодняшний день Комитетом Государственной Думы по культуре и туризму готовится проект нового  Федерального закона N 377260-3 «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации». Наряду с принятием данного закона ждут своего разрешения  на федеральном и региональном уровне не менее важные вопросы государственной политики:  включение туризма  как  самостоятельной отрасли  в долгосрочные социально-экономические  программы; унификация понятий в сфере туризма, в рамках  государств  России и  СНГ, России и ЕС и т.д.

Анализируя  законодательство  о туризме, можно сделать вывод  о необходимости его совершенствования, устранения  пробелов и противоречий. Недостаточно полное  регулирование между сторонами договора  о реализации туристического продукта приводит к нарушению прав как туристов, так и  туристских организаций. Особого внимания требует и наличие в туристских  отношениях иностранного элемента. Все это обуславливает потребность в подготовке специалистов в области правового  обеспечения деятельности в сфере туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложения

В силу своей возросшей социальной и экономической значимости туристическую деятельность следует включить в Общероссийский классификатор как отдельную отрасль экономической деятельности.

Развитие туризма в России невозможно без совершенствования законодательства в этой сфере. Конкретные предложения  по изменению и дополнению нормативных правовых актов, регулирующих туристическую деятельность, требуют глубокой проработки и могут составлять предмет самостоятельных научных исследований.

На сегодняшний день необходимо принятие федеральной программы  развития туризма, объединяющей усилия регионов по формированию общефедеральных туристических маршрутов и определяющей приоритеты и очередность их развития с целью повышения экономической эффективности  предполагаемых мер.

Для успешного создания и реализации программ развития туризма Правительству Российской Федерации желательно определить уполномоченный орган, осуществляющий мониторинг использования туристических ресурсов на территории Российской Федерации, который позволит получить информацию о загруженности туристического ресурса, количестве посещений в определенный период времени, доходах от его использования, техническом состоянии и т.п.

 

Список нормативных  актов и использованной литературы:

           

            Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 26 июня, 19, 24 июля 2007 г.).
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.).
  4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г.).
  5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 27 июля, 4, 29 декабря 2006 г., 5 февраля, 19 июля 2007 г.).
  6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г.).
  7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 июня 2007 г.).
  8. Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г.).
  9. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2002 г. №954-р «О пребывании в России пассажиров круизных судов».
  10. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г.
  11. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 954-р // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст.2902.
  12. ГОСТ Р 50644-94 «Туристическо-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» от 1 июля 1994 г.
  13. ГОСТ Р 50645-94 «Туристическо-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» от 1 июля 1994 г.
  14. ГОСТ Р 50681-94 «Туристическо-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристических услуг» от 1 января 1995 г.
  15. ГОСТ Р 51185-98 «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования» от 9 июля 1998 г.
  16. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристические услуги. Общие требования» от 1 июля 2001 г.
  17. СЗ РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 140.
  18. СЗ - 1999. - N 51. - Ст. 6287.
  19. Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.).
  20. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-23 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания».

 

 

Монографии, учебники, учебные  пособия, комментарии:

 

  1. Абрамов В.А. Сделки, договоры, обязательства.Изд-во.:Ось-89, М., 2004г.
  2. Александрова А.Ю.: Международный туризм-М.: Аспект-пресс, 2001.
  3. Андреев В.И.: Бюро международного молодежного туризма-М.: Инфра-2000г.
  4. Афонина Е.В.: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Вестник ВАС РФ. – 2000г.
  5. Балабанов И.Т., Балабанов А.И.: Экономика туризма. – М.: Финансы и кредит, 2001.
  6. Белякова  А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М.: Изд-во МГУ, 1986г.
  7. Биржаков М.Б.: Введение в туризм. – С-Пб.: Торговый дом «Герда», 1999.
  8. Бирюков П.Н., Галушко Д.В., Хамова Ю.А.: Правовое €регулирование туристической деятельности, Воронеж 2006г.
  9. Борисов К.Г.: Международный туризм и право, М.: Инфра-1999г.
  10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Главный редактор Т.Г. Музрукова - Электронная версия.
  11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М.: Статус, 1997г.
  12. Буйленко В.Ф. Основы  профессиональной деятельности в туризме и экотуризме. Изд-во.: Феникс. Краснодар, 2008г.
  13. Власов А.А., Нагорный А.Г.: Туризм. – М.: Высшая школа, 1977.
  14. Волошин Н.И.: Туристическая деятельность как предмет правового регулирования // Экономика и право. – 1999.
  15. Вольвач Я.В.: Адвокат, N 8, август 2004 г.
  16. Гражданское право России под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого общая часть (курс лекций), Москва, 2006г.
  17. Гражданское право России под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого том 2 -М., 2001.
  18. Гражданское право: Том II, полутом 2: Учебник / Отв.ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2000г.
  19. Грушевая Е.П.: Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях.//Сов. государство и право. – 1982.
  20. Гужин Г.С., Беликов М.Ю., Клименко Е.В.: Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 1997.
  21. Гуляев В.Г.: Организация туристической деятельности. – М.: Нолидж, 1996.
  22. Данилова Л.Я.: Специфика организационных правоотношений возникающих при оказании туристических услуг, Вестник СГАП, 2004.
  23. Дмитриева О.В. Ответственность без вины в гражданском праве. Воронеж, 1998г.
  24. Зинченко С.В, Газарьян Б.Н.: Ничтожные и оспоримые сделки в практике предпринимательства // Хозяйство и право. - 1997.
  25. Злобина Л.В.: Невыполнение туристическая фирмой договорных обязательств перед партнерами // Главный бухгалтер. – 2000.
  26. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  27. Новицкий И.Б.: Римское право. -М, 1993.
  28. Кабалкин А.В.: Договор возмездного оказания услуг// Российская юстиция. - 1998.
  29. Квартальнов В.А.: Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  30. Киселев Ю.В.: Финансовая газета, N 4, 2003 г. Региональный выпуск.
  31. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации под ред. О.Н. Садикова. – М.:Инфра-М, 1995.
  32. Красавчиков О.А.: Гражданско-правовой договор и его функции. Свердловск, 1980.
  33. Красавчиков О.А.: Сфера обслуживания: гражданско-правовой аспект \\ Гражданское право и сфера обслуживания: Сборник научных трудов -М.,1999г.
  34. Кротов М.В.: Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве: Учебное пособие. - Л.,1990.
  35. Кузин Д.В.: Российский налоговый курьер, N 21, ноябрь 2002 г.
  36. Курочкин С.А. Соглашения о подсудности в гражданском процессе// Вестник ВС РФ.№8., 2009.
  37. Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. - Владивосток: Восток, 2004. - 432 с.
  38. Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития сферы туризма в России. - М., 2006.
  39. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Разрешение договорных споров. М., 2010г.

Информация о работе Договор туристического обслуживания