Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:30, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является исследование проблем, связанных с выявлением правовой природы отношений, возникающих при оказании туристических услуг, особенностей правового регулирования указанных отношений, специфики договора на туристическое обслуживание в сфере туристической деятельности.
Для достижения указанной цели нами поставлены следующие задачи:
проанализировать библиографический список литературы;
сформулировать понятие и определить правовую природу договорных отношений в туризме;
изучить нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сфере туризма;
обозначить субъектный состав договорных отношений;
проанализировать порядок заключения, изменения и расторжения договора туристического обслуживания;
определить ответственность сторон, основания освобождения турагента(туроператора) от ответственности;
исследовать способы защиты нарушенных прав потребителей (туристов);
предложить пути решения проблем туристического бизнеса в области российского законодательства.
Введение….…………………………………………………………………3
Глава1. Правовое регулирование туристического обслуживания
Источники правового регулирования отношений по оказанию
туристического обслуживания…………………………………………….6
Глава 2. Договорные отношения в туризме
2.1. Понятие договора, порядок его заключения, существенные условия договора………………………………………............................................14
2.2. Исполнения и расторжения договора об оказании туристических услуг………………………………………………………………………..23
Глава 3. Ответственность сторон договора об оказании туристических услуг
3.1. Основания и виды ответственности турагента (туроператора) за несоблюдение условий договора. ……………………………………….33
3.2.Основания освобождения от ответственности турагента
(туроператора)……………………………………………………………..42
3.3. Особенности рассмотрения исков и претензий потребителей
(туристов) к туроператорам.........................................................................49
Заключение…...…………………………………………………………...56
Предложения…...…………………………………………………………58
Список нормативных актов и использованной литературы…………...59
Таким образом, потребитель, чье право было нарушено, может требовать возмещения материального ущерба. Права туриста как потребителя услуги при обнаружении недостатков оказанной услуги установлены и в п.1 ст.29 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Бюллетень ВС РФ. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 1.09. 2009г. №24-В09-8// БВС РФ №6, 2010.С.5,6,7.
Подтверждением размера реального ущерба могут служить приобретенные билеты, квитанции по оплате в гостинице, счет за пинаие в ресторане в период вынужденного пребывания в аэропорту и прочие документы, подтверждающие суммы понесенных затрат.
Размер упущенной выгоды может подтвержден справкой с места работы о невыплаченной заработной плате вследствие опоздания на работу, прочими документами, свидетельствующими о неполучении доходов (выгоды), которые были бы получены пострадавшим, если бы его права не были нарушены. При этом наличие причинной связи между нарушением и убытками, а также их размеров обязательно.
Если обязательство не исполняется добровольно, к обязаному лицу (должник) могут быть применены меры принуждения в форме санкций путем обращения кредитора в суд. При этом лицо, не исполнившее
обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет
ответственность только при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
По общему правилу ст. 403 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине третьих лиц, на которых должником (туроператором) было возложено исполнение, отвечает перед кредитором должник, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Так, в соответствии с п.1 ст. 28 ГК РФ «О защите прав потребителей» если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и
Курс лекций. Защита прав потребителей. Мотехина М.В - М.: Пальма, 2002. С.150.;
Злобина.Л.В., Лозовская С.О. Невыполнение турфирмой договорных обязательств перед партнерами. Отраслевое приложение к журналу "Главбух", № 4, 2008 г.С.23.; Претензии туристов к качеству поездки. О.А. Агеева. "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в туристической деятельности", № 2, II квартал 2008 г. С.23.
(или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во
время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:
В случае не предоставления исполнителем потребителю полной и достоверной информации о туристском продукте, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
Потребитель в лице туриста также может потребовать возмещение морального вреда, причиненного исполнителем в лице турагента по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора на основании п. 1 ст. 151 ГК РФ. Также согласно ст.15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и
Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. - Владивосток: Восток, 2004. С.432.
правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Постановление Пленума Верховного суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12. 1994г. №10 разъясняет, что при рассмотрении таких дел суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.
Ответственность за нарушение обязательств наступает не только для должника (турагента), но и для кредитора (туриста), в случае его просрочки. (ст. 406 ГК РФ) или неисполнения обязательств по его вине (ст.404 ГК РФ).
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обоих сторон (вина кредитора), суд соответственно уменьшает размер ответственности должника, даже если должник в силу закона или договора должен нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств независимо от своей вины. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению (ст. 404 ГК РФ).
Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития сферы туризма в России. - М., 2006.С.35,36,37.
Итак, туроператор и турагент несут ответственность перед туристами за неисполнение обязательств, обозначенных в договоре, независимо от того, будут ли они исполнятся туроператором, турагентом или иным лицом, предоставляющим туристский продукт.
Можно сказать, что условия ответственности сторон по договору об ответственности туроператора и турагента в Законе «О туристской деятельности» не дифференцируются, устанавливается лишь, что турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом.
3.2. Основания освобождения от ответственности
турагента (туроператора)
Ответственность туристской организации наступает в случае ненадлежащего исполнения договора.
В то же время, туристские организации осуществляют предпринимательскую деятельность. В связи с этим они несут повышенную ответственность за нарушение обязательств по договору. Такая ответственность наступает независимо от вины самого лица, осуществляющего туристскую деятельность.
В соответствии с п.3 ст.401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом
исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Аналогичные нормы содержаться и в законодательстве о туризме РФ (ст. 10 Закона о туристской деятельности России).
Садикова О.Н. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая. М., 2009г. С.269.
В договорах туристских организаций порой очень вольно и незаконно трактуются обстоятельства непреодолимой силы. В соответствии с ч.3 ст.401 ГК РФ, под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Такие обстоятельства в международных (да и сейчас во внутренних) гражданско-правовых отношениях обозначаются терминами “форс-мажор” или “форс-мажорные обстоятельства”.
Формула освобождения от ответственности сконструирована в ст.79 Конвенции ООН о договорах международной купли - продажи товаров 1989 г., которая опирается на взгляды, сложившиеся в праве различных стран. И хотя названная Конвенция к правоотношениям в сфере туризма вроде бы не относится, однако сама формула “форс-мажора”, как наиболее отработанная в указанном документе, вполне применима и в туристской деятельности.
Понятие “непреодолимая сила” в юридической практике берет свое начало с Римского права. В латинском варианте оно обозначается как “vis-major”, во французском -“force-majeure”.
В ст.79 Конвенции обстоятельства непреодолимой силы поставлены в обязательную зависимость от объективных обстоятельств, воздействующих на характер взаимоотношений сторон в договоре. В частности, согласно этой норме, сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее
контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора, либо избежания, или
преодоления этого препятствия или его последствий.
Комкова Е. Договор о туристском обслуживании. - М.: Пальма. 2002.С. 76.
Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2006. С.422; Парций Я.Е.Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" М.; 2006.
Там же. 2006г. С. 409,410,415.
Таким образом, из данного определения усматривается, что основным
определяющим критерием
Событие, характеризуемое как
По мнению В.В. Витрянского, к обстоятельствам непреодолимой силы могут быть отнесены различные исключительные и объективно непреодолимые (в соответствующей ситуации) события и явления.6
К обстоятельствам непреодолимой силы относятся как природные явления (землетрясения, наводнения, ураганы, штормы, снежные заносы и т.д.), так и общественные события (военные действия, забастовки, распоряжения компетентных органов власти, запрещающие совершать действия, предусмотренные обязательством, например, ограничение перевозок, на определенных направлениях). В то же время, в соответствии с действующим законодательством сторона договора должна предпринять все возможное для исполнения возложенного на нее обязательства и не вправе пассивно ждать наступления события, которое послужит оправданием неисполнения обязательства. Если сторона способна исполнить свои
обязательства путем совершения каких-либо разумных действий, которые при данных обстоятельствах могут рассматриваться как замена исполнения, предусмотренного договором, то она, не приняв таких мер, не может рассчитывать на освобождение от ответственности.
Сергеев В. Обвал финансового рынка и обстоятельства непреодолимой силы в турбизнесе // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1998. - № 12. С.32.
Таким образом, нарушитель должен документально подтвердить, что
обстоятельство, помешавшее исполнению, наступило, несмотря на то, что им были приняты все необходимые и разумные меры для его предотвращения либо предупреждении наступления вредных последствий, т.е. носит непредотвратимый характер.
Для того чтобы событие или явление, препятствующее исполнению обязательства, рассматривалось в качестве непреодолимой силы оно также должно носить характер чрезвычайности, т.е. оно не может быть предусмотрено обычным ходом дел. Отсутствие одного из условий ведет к тому, что соответствующее обстоятельство не признается непреодолимой силой.
В практической деятельности возникает вопрос о возможности квалификации запретительных актов государства как обстоятельств непреодолимой силы. По нашему мнению, к таким актам могут относиться лишь акты общего характера, не противоречащие закону.
Не получение лицензии на занятие туристской деятельностью, или ее лишение также не является обстоятельством непреодолимой силы.
Отдельно следует остановиться на международном договоре оказания туристских услуг. В праве разных стран не совпадают условия, освобождающие от ответственности. Поэтому в таких контрактах необходимо четко формулировать договорные условия освобождения от ответственности и по возможности включать полное перечисление форс-