Гарантии защиты прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении правовых проблем усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития и становления института усыновления;
- освятить проблемы усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России на разных этапах;
- определить гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Становление международного усыновления как института семейного права.
1.1. История развития российского законодательства о международном усыновлении в ХХ веке………………………..........................................................6
1.2. Роль международных конвенций о правах ребенка в развитии института международного усыновления…………………………………….......25
ГЛАВА 2. Усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
2.1. Понятие и особенности усыновления…………………………………41
2.2. Процессуальный порядок усыновления………………………………52
2.3. Отмена усыновления и последствия такой отмены…………………..62
ГЛАВА 3. Гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.
3.1. Права и интересы детей как предмет защиты при усыновлении……72
3.2. Гарантии сохранения тайны международного усыновления………...83
3.3. Контроль за условиями жизни детей - российских граждан, переданных на усыновление за пределы РФ……………………………………..88
Заключение………………………………………………………………………….98
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Усыновление детей РФ иностранцами - дипломная работа.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

3) документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка.

Рассмотрев данные документы, консульское учреждение РФ проставляет отметку в паспорте усыновленного ребенка о постановке его на учет. При перемене места проживания усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение РФ, в котором усыновленный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение РФ по их новому месту проживания. При несоблюдении этих правил возможна отмена усыновления, которая производится в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц или прокурора.

Постановка на учет усыновленных детей - граждан РФ осуществляется консульским учреждением РФ, находящимся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения - дипломатическим представительством РФ в течение 3 месяцев со дня въезда усыновителей в государство проживания, на основании представленных усыновителями документов. По желанию усыновителей постановка на учет возможна до выезда из России, через департамент консульской службы МИД РФ. Сведения о поставленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте усыновленного делается соответствующая отметка. Контроль за постановкой усыновителями ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению, которые представляли в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители на территории России. Для обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые 6 месяцев обязано направлять консульским учреждениям информацию об усыновленных детях.

В конце каждого календарного года консульские учреждения направляют в Министерство образования и науки РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

Если же усыновление детей - граждан РФ на российской территории осуществляется лицами, хотя бы и являющимися иностранцами или лицами без гражданства, но состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, то применяется порядок усыновления, предусмотренный Семейным кодексом для граждан РФ. Иное может быть предусмотрено международным соглашением РФ (п.1 ч.3 ст.165 СК РФ).

На территории России международное усыновление имеет место не только в случаях усыновления детей - граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, но и когда граждане Российской Федерации усыновляют детей, являющихся гражданами других государств. Тогда для усыновления становится необходимым получение согласия законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

В соответствии с действующим законодательством ребенок - гражданин Российской Федерации при усыновлении иностранными гражданами сохраняет российское гражданство.

29 мая 1993г. была принята и открыта к подписанию Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления.

Так, ст. 21 Конвенции содержит положение о том, что «если нахождение ребенка не отвечает его интересам, то центральный орган принимает меры в виде альтернативной долговременной опеки, организует возвращение ребенка». Поскольку  ребенок  в  это  время  будет  находиться  под  покровительством государства его нахождения, постольку возникает вопрос об осуществимости контроля за его судьбой со стороны России. По сути, ребенок превращается в объект правоотношения, что совершенно недопустимо. Некоторые положения Конвенции от 29 мая 1993 г. просто «далеки от реальности» с точки зрения их исполнения в нашей стране, где усыновление превратилось в бизнес, например ст. 32: «Никто не должен получать финансовую выгоду от усыновления».

Отдельные положения Конвенции (ст. 32, 33, 38) просто не согласуются с правовой системой нашего государства. Так ст. 33 гласит: «Компетентный орган, который обнаружит, что какие-то положения не соблюдаются или существует серьезная опасность, что они не будут соблюдаться, немедленно информирует центральный орган своего государства, который является ответственным за обеспечение принятия мер». Такая редакция вызывает ряд вопросов: в какие сроки должна поступить такая информация? Какие последствия предусмотрены за нарушение сроков? Кто конкретно будет отвечать за принятие решения? Положения ст. 38 Конвенции подтверждают, что в рамках Конвенции невозможно учесть особенности правовой системы того или иного государства. А именно «государство, в пределах которого различные территориальные единицы имеют свои собственные правовые нормы в отношении усыновления, не обязано применять положения Конвенции, если государство с единой системой права не обязано делать этого».

Возникает вопрос: каким образом можно контролировать усыновленных детей, особенно если речь идет об отмене усыновления и как следствие - возвращении его на родину, в то время как он находится под юрисдикцией государства, в деятельность которого никто не сможет вмешаться, так как оно находится вне сферы действия Конвенции?

На практике, не только усыновители, но и сами дети сталкиваются с различными трудностями, особенно если усыновителями являются иностранные граждане.

Речь идет о сложностях, связанных с адаптацией усыновленного ребенка на территории иностранного государства, в чужой стране. Это уникальный способ взаимодействия,  «столкновения» двух разных культур. По мнению специалистов, такое противоречие обусловлено различными материальными, социальными, психологическими ресурсами. Дело в том, что усыновители находятся в привычной для них среде, ребенок же не знает языка, обычаев, культуры новой для него страны. Многие иностранные усыновители считают, и не  без оснований, что русский  ребенок  приезжает  без  так  называемого культурного багажа и потому, по их мнению, может легко адаптироваться в чужой для него стране.

Представляется, что ситуация осложнена еще и тем, что ребенок не имеет в семье иностранных усыновителей той эмоциональной и культурной поддержки, которая есть в любой русской семье.

К тому же, усыновленные дети ощущают неудобства из-за своего физического облика, стесняются своего происхождения, у них наблюдается «раздвоение личности», что провоцирует обострение психологических и социальных проблем, проявление симптомов душевного расстройства, чувства неполноценности, тревоги, депрессии97.

Поэтому решение вопроса о международном усыновлении не может рассматриваться только в правовой плоскости. Усыновленные дети приезжают в страну с определенными навыками поведения, набором понятий, привычек, привитых в родной стране. В чужом окружении ребенок ощущает психологический дискомфорт. Такая ситуация влечет комплекс личностных конфликтов у ребенка, связанных с необходимостью «усвоения» культуры, традиций, обычаев страны. В связи с этим необходима адресная, целенаправленная психологическая помощь усыновленным детям.

Случаи убийства наших детей за границей, факты жестокого обращения с ними обусловлены отсутствием эффективного механизма контроля за судьбой детей, а также уклонением организаций от предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания детей,  переданных   на   усыновление   иностранным гражданам. Аналогичная ситуация складывается у России с Испанией. Поэтому судьба многих российских детей остается неизвестной.

Для преодоления данной проблемы в парламентском запросе бывшему Председателю Правительства РФ М.Е. Фрадкову «Об усилении государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации» было отмечено, что проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов усыновленных детей остается острой. Особую озабоченность вызывает отсутствие контроля со стороны государства, основанного на нормах международного права, контроль со стороны консульских учреждений осуществляется только в пределах консульского округа, поэтому считается малоэффективным.

В результате было подготовлено письмо Правительства РФ от 23 августа 2004 г. № 4276п-П44 «Об усилении государственного контроля за усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации»98.

Особую озабоченность вызывает положение о наличии у Минобрнауки РФ права на выдачу разрешения о продлении аккредитации иностранных агентств по усыновлению без заключения указанных в законе министерств и ведомств (МВД РФ, ФСБ РФ, Минздравсоцразвития РФ и др.). Подобные решения принимаются на фоне того, что многие агентства работают по принципу «зонтиков», т.е. когда более сильное агентство поглощает слабое, например то, которое не имеет соответствующей аккредитации. В 2004 году Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко говорил о том, что 20% агентств функционируют без аккредитации - это так называемые независимые усыновители. В связи с чем   он пообещал, что по   инициативе Министерства будет подготовлен законопроект, предусматривающий усыновление только через аккредитованные организации. В качестве мер, направленных на повышение контроля  за  деятельностью   коммерческих   агентств,   будет  предусмотрено требование о  предоставлении отчетов в  обязательном  порядке. 

На сегодняшний день Министерство иностранных дел России проявило принципиальность в вопросе усыновления российских детей гражданами США и выступило за приостановление подобной практики, вплоть до момента вступления в силу двустороннего межправительственного соглашения, регулирующего вопросы усыновления.

При принятии решения в пользу введения моратория на усыновление американцами детей в России последней каплей, похоже, стал очередной несправедливо мягкий приговор американке, измывавшейся над удочеренной в России девочкой по имени Даша.

Изворотливой садисткой назвал прокурор усыновительницу Даши 
Дело Терезы Макналти - одно из нескольких десятков дел о жестоком обращении с российскими детьми, усыновленными американцами, выявленное группой мониторинга преступлений против приемных детей в российских и зарубежных семьях. Эта рабочая группа была создана по поручению президента Дмитрия Медведева Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка. Подробности произошедшего, ставшие известными российской стороне Павел Астахов сообщил руководству американской части Рабочей группы по гражданскому обществу Российско-Американской президентской комиссии, консультации с которым состоялись на днях в Вашингтоне.

Так, российский правозащитник рассказал, что, когда маленькую Дашу доставили в отделение неотложной помощи Chestnut Hill Hospital с тяжелыми ожогами лица и тела, приемная мать сообщила врачам, что травмы девочка получила двумя днями ранее, когда она купала свою дочь приблизительно в три утра после того, как девочку вырвало. Макналти объяснила, что Даша бежала стремглав к ванне, чтобы ополоснуть волосы, и попала под раскаленную, как кипяток, воду. Медики, занимавшиеся ожогами ребенка, также обнаружили многочисленные ушибы на теле девочки. Когда у приемной матери попросили объяснений, Макналти сообщила, что у ее дочери была неуверенная походка, поэтому еще за несколько дней до этого она упала с лестницы.

Суд признал Макналти виновной, несмотря на эти оправдания и принимая во внимание то, что она не отвезла девочку в больницу сразу после получения ожогов, чем заставила ребенка страдать на протяжении двух дней. Маленькая Даша испытывала такие боли, что ей пришлось колоть морфин. Обвинение назвало Терезу "жестокой, изворотливой садисткой, пытающейся объяснить травмы ребенка какими-то изощренными теориями".

Как сообщила пресс-служба Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, Павел Астахов выразил американским участникам консультаций сожаление, что власти США так и не могут наладить работу по оказанию своевременной помощи усыновленным их гражданами российским детям, пострадавшими от рук приемных родителей. ''До сих пор нет информации о количестве приемных российских детей в США и обо всех случаях нарушения их прав, - отметил Павел Астахов. - И для России, и для США эта тема слишком чувствительная и даже болезненна, чтобы принимать резкие решения, либо уходить от исполнения простых человеческих обязательств перед детьми".

"Мы вынуждены самостоятельно расследовать преступления, совершенные американскими приемными родителями против российских детей, собирать документы в защиту наших пострадавших сирот и даже нанимать адвокатов и экспертов", - подчеркнул омбудсмен и представил американской стороне большое досье по делу Ксении Антоновой (Бланфорд) и Артема Савельева (Хансен), собранное усилиями Уполномоченного и Следственного комитета РФ.

Американцы в ответ заверили, что очень чувствительно относятся к этой теме. Этот вопрос находится на постоянном контроле у Госсекретаря США Хиллари Клинтон. Государственный департамент США прилагает все усилия к тому, чтобы наладить эту работу, несмотря на децентрализованность в США всей системы защиты детей. Кроме этого, американские участники консультаций заверили российскую сторону, что они также стараются собирать всю информацию о нарушениях прав российских детей и передавать посольству и представителям России. Также они подчеркнули, что очень надеются на скорейшую ратификацию двустороннего Соглашения между Россией и США по сотрудничеству в области усыновления детей.

Со своей стороны Павел Астахов подтвердил, что Россия готова ускорить работу по ратификации, но при четких гарантиях исполнения этого документа и налаживании работы по своевременному информированию российской стороны о совершенных нарушениях прав российских детей. А также организации надежной защиты пострадавших детей, в том числе в судах.

«Безусловно, заключенное с огромным трудом Соглашение между Россией и США о сотрудничестве в области международного усыновления должно быть ратифицировано. Но ратификация будет ответом на реальные действия и гарантии с американской стороны по защите интересов Российских детей в приемных семьях США», - подчеркнул Уполномоченный.

Согласно опубликованному в ноябре 2011 года докладу Госдепа США, в прошлом году из России были усыновлены 970 детей. По данным российского Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, сегодня Россия находится на третьем месте по количеству детей, усыновленных американцами. На первом месте - Китай, из которого американскими гражданами в 2011 году были усыновлены 2589 сирот. На втором месте Эфиопия -1727 детей, усыновленных в семьи американцев.

В итоге, как отметили в российском МИДе, возобновить практику усыновления американцами российских детей можно будет только после того, как реально заработают предусмотренные двусторонним соглашением об усыновлении механизмы контроля и защиты прав и интересов детей. Среди них будут обязательная психологическая подготовка приемных родителей с получением соответствующего сертификата, усыновление детей только через аккредитованные Государственным департаментом США агентства, отмена так называемых независимых усыновлений, предоставление регулярных отчетов об успехах и условиях жизни российских детей в приемных американских семьях и прочие, направленные на предотвращение возможных инцидентов меры.

Информация о работе Гарантии защиты прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами