Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:37, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении правовых проблем усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития и становления института усыновления;
- освятить проблемы усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России на разных этапах;
- определить гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Становление международного усыновления как института семейного права.
1.1. История развития российского законодательства о международном усыновлении в ХХ веке………………………..........................................................6
1.2. Роль международных конвенций о правах ребенка в развитии института международного усыновления…………………………………….......25
ГЛАВА 2. Усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
2.1. Понятие и особенности усыновления…………………………………41
2.2. Процессуальный порядок усыновления………………………………52
2.3. Отмена усыновления и последствия такой отмены…………………..62
ГЛАВА 3. Гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.
3.1. Права и интересы детей как предмет защиты при усыновлении……72
3.2. Гарантии сохранения тайны международного усыновления………...83
3.3. Контроль за условиями жизни детей - российских граждан, переданных на усыновление за пределы РФ……………………………………..88
Заключение………………………………………………………………………….98
Список использованной литературы………………
Традиционно принятая и признаваемая российским обществом модель воспитания ребенка в семье предполагает наличие двух родителей разного пола (отца и матери), являющихся лицами гетеросексуальной ориентации и состоящих в зарегистрированном или гражданском браке, либо одного родителя, также являющегося лицом гетеросексуальной ориентации. Передача ребенка - гражданина РФ на воспитание лицам гомосексуальной ориентации противоречит обычаям и традициям, сложившимся в России и не отвечает интересам и потребностям ребенка с точки зрения его психического и нравственного развития, максимальной защиты интересов усыновляемого ребенка. Последовательное отстаивание этой точки зрения особенно актуально в свете законодательного закрепления однополых браков, получивших статус «семейного партнерства» в Нидерландах, Испании и Франции в 2004 году.
Поскольку усыновление производится в интересах несовершеннолетнего, то не должны быть усыновителями лица, которые по медицинским критериям, требованиям к состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Но не все заболевания действительно препятствуют осуществлению этих прав. Поэтому ст. 127 СК РФ говорит о перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка. Этот перечень устанавливается Правительством Российской Федерации. По этому перечню, в частности, не могут быть усыновителями лица, страдающие тяжелыми формами психического расстройства (такие заболевания, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, психопатия), а также лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, активной и хронической формой туберкулеза, заболеваниями внутренних органов в стадии декомпенсации, злокачественными онкологическими заболеваниями всех локализаций и т.д59. Во избежание произвольного решения относительно состояния здоровья кандидата в усыновители Министерством здравоохранения РФ 10 сентября 1996г. утвержден Приказ №332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»60.
В практике международного усыновления возникла дискуссия о том, распространяется ли данный приказ на иностранных кандидатов в усыновители61. Должны ли иностранные граждане проходить медицинское обследование в медицинских учреждениях Российской Федерации или в государстве своего проживания. Разделяя точку зрения С.А. Абрамовой, нам представляется, что иностранные граждане должны представлять документы об отсутствии у них указанных заболеваний только из медицинских учреждений по месту своего жительства, из государства своего проживания.
Может возникнуть также вопрос относительно целесообразности усыновления одинокими гражданами. Безусловно, усыновление, прежде всего, преследует цель создать ребенку полноценную семью, а такая семья состоит из двух родителей. Однако закон не содержит запрета на усыновление одним лицом, в том числе иностранными усыновителями, однако в каждом конкретном случае кандидатура такого усыновителя должна быть тщательно рассмотрена. Прежде всего должны быть использованы все возможности помещения ребенка на воспитание в полную семью, если же это невозможно, то, безусловно, предпочтение должно быть отдано воспитанию ребенка одиноким гражданином, отвечающим требованиям, предъявляемым к кандидату в усыновители, нежели передача его на воспитание в детское интернатное учреждение. И в практике усыновления детей, граждан Российской Федерации иностранными гражданами, имеется значительное количество усыновлений детей одинокими гражданами, как правило, женского пола.
Вместе с тем, правильно отмечается А.М.Нечаевой, что усыновление не может служить средством избавления от личной неустроенности взрослых, своего рода заплатой на собственной жизни. В интересах усыновляемого приобретение не любого воспитателя и не всякой семьи, а здоровой семьи, где царит атмосфера взаимопонимания и доброжелательности62.
Наглядным примером того, как осторожно необходимо относится к усыновлению детей одинокими гражданами стало дело гражданина США Мэтью Манкузо, удочерившего в 1998 году 8 летнюю девочку и превратившего ее жизнь в абсолютный кошмар. Изувер насиловал девочку и размещал ее фото на порносайтах в Интернете.
В ноябре 2005 года судом штата Пенсильвания он осужден на 75 лет лишения свободы63.
Таким образом, можно констатировать, что интересы несовершеннолетнего усыновляемого ребенка являются основой его законодательно оформленных прав при усыновлении иностранными гражданами российских детей или ребенка, гражданина иностранного государства гражданами Российской Федерации. Из них следует исходить, определяя содержание понятия «международное усыновление».
2.2. Процессуальный порядок усыновления
Ныне действующий Семейный кодекс РФ, заменив административный порядок усыновления на судебный (гл. 1 ст. 125), приравнял порядок усыновления к подобной процедуре усыновления, действующей во всех цивилизованных странах. Решение об установлении усыновления существенно как для самого ребенка, так и для усыновителей и родителей, поэтому оно должно приниматься с соблюдением всех процессуальных гарантий, которые может обеспечить только судебный процесс. Кандидаты в усыновители из числа иностранных граждан, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином России, обращаются в России к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей или в Министерство образования и науки РФ. Непосредственное обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации для постановки их на учет и получения сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, предусмотрено в случаях, когда кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Российской Федерации.
Учет сведений об иностранных гражданах, желающих усыновить российских детей ведется согласно Правилам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 11.04.2006)).
Помимо документов, удостоверяющих личность, правила ведения государственного банка данных предусматривают для иностранных граждан предоставление таких документов, как:
а) заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
б) заполненную анкету гражданина;
в) обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка;
г) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;
д) копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
е) заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является, об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;
ж) обязательство компетентного органа государства проживания иностранного гражданина осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя);
з) обязательство компетентного органа государства проживания иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка;
и) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах «е» - «з».
Соответствующий оператор в 10 - дневный срок со дня получения заявления и всех необходимых документов рассматривает их по существу и предоставляет иностранному гражданину для ознакомления анкету ребенка и фотографию ребенка, соответствующего его пожеланиям, либо возвращает ему документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой информации о ребенке.
При выборе гражданином ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка и информирует об этом в 3-х дневный срок орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения указанного ребенка.
В случае усыновления ребенка иностранными гражданами при содействии представительства специально уполномоченной иностранным государством органа и или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации, документы иностранного кандидата в усыновители представляются соответствующему региональному или федеральному оператору сотрудником представительства64.
Соответствующий оператор представляет по просьбе иностранного кандидата в усыновители сотруднику представительства информацию о подобранном ребенке. Данная информация носит производный характер, исключающий возможность идентификации личности ребенка, его родителей, других родственников. Конфиденциальную информацию о ребенке усыновители могут получить лично по приезде в Российскую Федерацию для знакомства с ребенком.
Иностранный гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и о принятом им решении о его усыновлении. При этом кандидаты в усыновители ( как российские так и иностранные) вправе:
- получить информацию о ребенке и сведения о наличии у него
родственников для того, чтобы установить
является ли усыновляемый
«квалифицированным» сиротой;
- обратиться в медицинское учреждение
для проведения независимого
медицинского освидетельствования ребенка.
Кандидаты в усыновители обязаны:
Таким образом, досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или соответствующим региональным оператором государственного банка данных, органами опеки и попечительства. Но для начала судебного производства необходимо соблюдение ряда правил. Статья 165 СК РФ устанавливает, что усыновление, в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления. В случае усыновления ребенка лицом без гражданства оно должно производиться в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления. Если усыновители (супруги) имеют разное гражданство, то усыновление будет производиться в соответствии с законодательством государства, в котором усыновители проживают постоянно.
Обобщая, можно подытожить, что государство происхождения ребенка на досудебной стадии усыновления должно;
- установить, что устройство ребенка внутри страны невозможно;
- установить статус ребенка в качестве сироты;
- получить согласие матери (родителей), если это требуется в соответствии с внутренним законодательством;
- получить согласие ребенка и убедиться, что согласие получено добровольно и закреплено в надлежащей форме;
- проконсультировать всех
От компетентных органов принимающей страны необходимо получить:
1) документ, удостоверяющий, что усыновитель может быть таковым в соответствии с его личным законом;
2) разрешение усыновляемому ребенку на
въезд и постоянное
проживание в стране усыновителя;
3) консультацию усыновителей о последствиях усыновления.
Международными договорами устанавливается, что при международном усыновлении применяется законодательство усыновленного в отношении его согласия и согласия заинтересованных лиц. Это же положение закреплено в Конвенции о юрисдикции и применимом праве в области международного усыновления.
Закон также подробно регламентирует порядок усыновления ребенка на второй стадии усыновления - судебного производства
Непосредственно усыновление производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
В ходе судебного разбирательства суд, во-первых, выясняет может ли ребенок, подлежащий усыновлению быть усыновлен, для чего суд исследует доказательства того, что:
а) ребенок состоял на учете в государственном
банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей, установленный
законом срок до того,
как он был предложен на международное
усыновление и были правовые
основания для его постановки на учет;
б) не представилось возможности передать его в семью российских граждан.
Суду также следует выяснять отношение несовершеннолетнего к усыновителям, характер установившихся между ними отношений, какие чувства он к ним испытывает.
Так, в решении Пензенского областного суда по делу об установлении усыновления отражено, что по заключению органа опеки и попечительства в течение 6-8 декабря 1999 г. состоялось общение детей с усыновителями Энтони Норрисом и Синтией Линн Скотт. В результате, как отмечают представители Дома детства и органа опеки и попечительства, между ними установился хороший и должный контакт66.