Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:37, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении правовых проблем усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития и становления института усыновления;
- освятить проблемы усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России на разных этапах;
- определить гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Становление международного усыновления как института семейного права.
1.1. История развития российского законодательства о международном усыновлении в ХХ веке………………………..........................................................6
1.2. Роль международных конвенций о правах ребенка в развитии института международного усыновления…………………………………….......25
ГЛАВА 2. Усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
2.1. Понятие и особенности усыновления…………………………………41
2.2. Процессуальный порядок усыновления………………………………52
2.3. Отмена усыновления и последствия такой отмены…………………..62
ГЛАВА 3. Гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.
3.1. Права и интересы детей как предмет защиты при усыновлении……72
3.2. Гарантии сохранения тайны международного усыновления………...83
3.3. Контроль за условиями жизни детей - российских граждан, переданных на усыновление за пределы РФ……………………………………..88
Заключение………………………………………………………………………….98
Список использованной литературы………………
Обращает на себя внимание, что Конвенция ориентирует государства-участники на сохранение связи ребенка с так называемой большой семьей, члены которой имеют значительно больший, чем по Семейному кодексу, объем прав и обязанностей по воспитанию, содержанию ребенка. В частности, это касается как личных, так и имущественных прав.
П. 1 ст.7 Конвенции указывает, что «ребенок с момента рождения имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей». «Родитель и (или) другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка» (п. 2 ст. 27).
Конвенция обозначает необходимость сохранения информации о происхождении ребенка, его родителей и доступа к ней в той мере, в какой это разрешено законодательством страны-участницы Конвенции. Это положение выражено в ст. 8 Конвенции о правах ребенка. Эта позиция особенно актуальна последнее время. Усыновленные дети вырастают в семьях иностранных усыновителей и предпринимают попытки найти своих биологических родителей и в таких государствах как Швеция, Нидерланды, где опыт международного усыновления насчитывает более шестидесяти лет, создают информационные банки о биологических родителях усыновленных детей.
Вопросам усыновления с иностранным элементом была посвящена Гаагская Конвенция 1965 года о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении (Россия в данной Конвенции не участвует).
Основным правилом в отношении усыновления является применение компетентным органом власти своего внутреннего закона. Но данная Конвенция предусматривает некоторые исключения из этого принципа:
- Ст. 4 Конвенции устанавливает, что
должно учитываться любое
положение о запрещении усыновления, содержащееся
в национальном
законодательстве усыновителя или супругов
усыновителей, если применение такого запрещения предусмотрено заявлением
государства гражданства усыновителей
при ратификации Конвенции;
- Согласно ст. 5 при решении вопросов о согласии на усыновление и консультациях лиц, не являющихся членами семьи усыновителя, применяется закон гражданства ребенка. Если ребенок или член его семьи должен лично предстать перед органом, выносящим решение об усыновлении, а заинтересованное лицо не проживает постоянно в государстве этого органа, то компетентный орган, в случае необходимости, направляет судебное поручение.
В случае если в государстве, гражданином которого являются усыновитель и усыновленный, действуют несколько систем права, необходимо применять право той системы, с которой заинтересованное лицо наиболее тесно связано, либо право, которое определено нормами права этого государства.
Указанная Конвенция устанавливает, что ее положения могут не приниматься во внимание, если это явно противоречит нормам публичного порядка. Таким образом, этот документ регулирует круг чисто процессуальных проблем международного усыновления.
Европейская Конвенция об усыновлении48 1967 года действует между сторонами участницами Европейского Совета и содержит в основном унифицированные нормы об усыновлении и правовых последствиях усыновления49. В силу узкого круга участников, подписавших ее, данная Конвенция не могла стать основой в регулировании вопросов международного усыновления, тем не менее, ее положения послужили разработке и принятию единых правил для международного сообщества. Положения этой Конвенции относятся к усыновлению детей, не достигших возраста 18 лет, если они не женаты или не были женаты и не считаются по закону совершеннолетними (ст. 3).
В соответствии со ст. 6 право усыновить ребенка предоставляется одному или двум лицам, если они состоят между собой в законном браке. Причем разрешается усыновление одним из супругов. Устанавливается возраст усыновителя от 21 до 35 лет.
Конвенция исходит из принципа уравнивания прав усыновленного с детьми, рожденными в браке (ст. 10). Усыновитель в отношении усыновленного приобретает те лее права и обязанности, что существуют у родителей по отношению к кровным детям и наоборот, усыновляемый к усыновителю приобретает те же права и обязанности, что установлены между детьми и их кровными родителями. При этом основополагающий принцип усыновления гласит, что оно производится в интересах ребенка.
В 1971 г. в Милане состоялась специальная конференция по вопросам усыновления детей с «иностранным элементом»50. В работе конференции приняли участие представители 42 стран. Обсуждались наиболее спорные вопросы при иностранном усыновлении: вопросы гражданства усыновляемого, вопросы его национальности, вероисповедания. Результатом конференции явилась рекомендация заключить международные соглашения по поводу международного усыновления с целью устранения коллизионных вопросов.
Была принята резолюция, в которой участники конференции обратились с предложением к ООН провести международную конференцию для заключения всемирной конвенции по урегулированию международного усыновления.
В 1988 году Постоянное бюро Гаагской конференции по международному частному праву подготовило первый вариант проекта такой конвенции. В ее подготовке и обсуждении приняли участие представители 67 государств (в том числе и представители РФ), 5 межправительственных организаций, включая ООН и Интерпол и 12 неправительственных международных организаций. На первое декабря 1994 года ее подписали 15 государств: Бельгия, Бразилия, Буркина-Фасо, Великобритания, Египет, Израиль, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Нидерланды, Румыния, США, Уругвай, Финляндия, Фиджи, Хорватия, Шри-Ланка51. Россия подписала Конвенцию в 2000 г.52
В основу Гаагской Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (1993г.) (далее - «Конвенция по усыновлению 1993 г.») легли принципы, установленные в Конвенции ООН о правах ребенка от 20.11.89 г. и Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей особенно при передаче на воспитание и усыновление на международном уровне от 03.12.86 г.
«Главной целью Конвенции, является
создание системы сотрудничеств
Конвенция по усыновлению 1993 года устанавливает следующие основные положения:
- Допускается усыновление
- Усыновление должно
- Отдается предпочтение семейному устройству ребенка в стране его происхождения. Конвенция напоминает, что государства должны применять меры для обеспечения того, чтобы ребенок воспитывался в своей собственной семье. Иностранное усыновление может иметь место только в случае, если подходящая семья для ребенка не может быть найдена в стране его происхождения;
- Усыновляемый ребенок должен
быть «квалифицированным
- Страны-участницы Конвенции по усыновлению 1993 г. должны учредить центральный государственный орган для осуществления контроля за соблюдением условий усыновления и для осуществления контактов с центральными органами других стран - участниц. В федеральных государствах допускается создание нескольких центральных органов, в их обязанности входит контроль за принятием мер по предотвращению получения финансовой выгоды при усыновлении, а также обязанность собирать и обмениваться информацией по поводу детей, подходящих для усыновления и кандидатов в усыновители. Центральные органы контролируются компетентными властями данного государства;
- Оперативная деятельность по
усыновлению должна
Глава 5 Конвенции по усыновлению 1993 г. регулирует вопросы признания усыновления.
Усыновление, установленное компетентным органом одного государства, должно быть признано законом других Договаривающихся государств. Признание усыновления, оформленное компетентным органом государства, где производится усыновление, заключается:
- в установлении правоотношений
между ребенком и его
- в установлении
- в прекращении правоотношения между ребенком и его биологическими родителями.
Таким образом, ребенок, усыновляемый иностранными гражданами, должен обладать всеми правами и обязанностями ребенка, усыновленного внутри страны. Однако Конвенция в этом отношении не запрещает применение других положений, предусмотренных в законодательстве Договаривающегося государства, которое бы являлось более благоприятным для ребенка.
Таким образом, Конвенция по усыновлению 1993 г. устанавливает минимальный перечень норм, общих для стран, регулирующих международное усыновление, что не исключает возможности страны - участницы Конвенции соблюдать свои условия и ограничения в дополнение к условиям, оговоренным Конвенцией.
Если Российская Федерация ратифицирует Конвенцию, все полномочия по контролю за условиями жизни и воспитания усыновленных детей будут осуществляться компетентным органом страны, в которую усыновлен ребенок, в рамках действующего там законодательства, так как он находится под юрисдикцией того государства, в которое выехал вместе с усыновителями на постоянное место жительства.
Ратификация Россией Конвенции по усыновлению
1993г. помогла бы,
кроме вышеназванного, унифицировать
нормы законодательных и
подзаконных актов, регулирующих деятельность
организаций, содействующих усыновлению,
а также пресечь незаконные действия так называемых «независимых»
усыновителей.
По состоянию на 20 января 2006 г. Конвенцию ратифицировало 68 государств. В их числе и страны ЦВЕ и бывшие советские республики.
Учитывая, что интересы усыновленных детей являются наиважнейшими и, принимая во внимание, что необходима защита усыновляемых детей на международном уровне, следовало бы ратифицировать Конвенцию по усыновлению 1993г. Вопросы, которые не охватываются действием указанной Конвенции, целесообразно было бы решать в рамках двусторонних межправительственных договоров по международному усыновлению. Важно также участвовать в ряде других международных конвенций, принятых международным сообществом, способствующих включению России в единое международное правовое поле.
2.1. Понятие и особенности усыновления
Усыновление в другую страну (международное усыновление) имеет место в тех случаях, когда ребенок, живущий в одной стране, усыновляется родителями, живущими в другой стране.
Усыновление - в другую принимающую страну может оцениваться как позитивная мера, когда из неблагоприятных условий опеки дети передаются в прочную семейную среду. С другой стороны, когда такое усыновление приобретает широкомасштабный характер, то его можно рассматривать как индикатор неблагополучия детей в отправляющем государстве, в государстве их происхождения, то есть, как неспособность общества обеспечить заботу и необходимые условия подрастающему поколению, как кризисное развитие семьи и отсутствие должного правового регулирования процессов международного усыновления.
Правовое регулирование усыновления
детей, граждан Российской
Федерации, иностранными гражданами, невозможно
без четкого
представления о том, что вкладывают ученые-юристы в понятие
«международное усыновление» и каким
образом его научно-концептуальное содержание
реализуется в законодательных нормах.
Говоря о сущностном содержании понятия «международное усыновление», заключенном в обеспечении наилучших интересов ребенка, сам интерес следует понимать как правовой интерес, то есть правообразующий и правореализующий интерес. Это следует из анализа ряда международных конвенций о правах ребенка, защите детей и сотрудничестве государств при международном усыновлении.
Обращая внимание на необходимость учета интересов, практически все международные соглашения используют общее понятие прав и законных интересов детей, которое подлежит конкретизации в семейно-правовой науке, семейном (гражданском) законодательстве каждой из признающих их стран.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 марта 2006г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъяснило, что под интересами ребенка, которые в силу п.1 ст. 124 СК РФ обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать «обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития»54.
Очевидно, что понятие интереса ребенка в данной трактовке отражает лишь субъективную сторону понятия. Это означает, что, решая вопрос об усыновлении в другую страну, необходимо учитывать факторы, которые относятся к конкретному субъекту-ребенку: условия его жизни до усыновления, возраст, состояние здоровья, уровень интеллектуального развития, особенности психики, взаимоотношения с будущими усыновителями и др.